10 фильмов, снятых в разных регионах Турции
- Каппадокия — «Зимняя спячка»
- Стамбул — «Мой нетронутый остров»
- Ещё Стамбул — «Головой о стену»
- Каш (и ещё немного Стамбула) — «Времена года»
- Ризе — «Мёд»
- Инеболу — «Мустанг»
- Анатолия — «Однажды в Анатолии»
- Бозджаада — «Маленькая проблема Эйлюль»
- Чанаккале — «Дикая груша»
- Мугла — «Чудо в камере № 7»
- Ссылки на статьи и отели на Яндекс Путешествиях
В Турции снимают много кино, чаще всего — в Стамбуле. Но в этой прекрасной стране немало и других красивых регионов и мест, которые достойны попадания на экраны.
Встречайте подборку из 10 фильмов, в которых даже привычный Стамбул предстанет в новом свете.
Каппадокия — «Зимняя спячка»
реж. Нури Бильге Джейлан
Гостиница «Отелло» где-то в горах. Её хозяин, величавый Айдин, ведёт жизнь истинного интеллигента: хозяйство доверил жене и управляющему, получает ренту с домов в маленькой деревеньке неподалёку, в свободное время пишет колонки в газету и пытается доделать книгу об истории турецкого театра. Однажды недовольные жильцы бросают камень в его окно, а получается камень в его огород: размеренный быт постепенно становится всё более напряжённым.
Конечно, не каждый сможет высидеть трёхчасовой фильм из Турции, вдохновлённый прозой Чехова (и, кажется, ещё Толстого). Зато можно увидеть уникальную природу зимней Каппадокии, в которой есть что-то от Грузии. Особенно впечатляют домики, вырубленные прямо в скалах: это Учисар — деревня в провинции Невшехир, туда можно отправиться и увидеть всё самим.
Кадр из фильма
Стамбул — «Мой нетронутый остров»
реж. Чаган Ырмак
Алпер — шеф-повар в престижном ресторане и коллекционер виниловых пластинок, в свободное время гуляющий в одиночестве по улицам Стамбула в поисках секса. Ада — дизайнер детских костюмов, ведущая скромную жизнь. Однажды они встречаются — и между ними вспыхивают чувства. Алпер, впрочем, понимает, что серьёзные отношения не для него, но не может не встречаться с Адой, которую больно ранят его постоянные измены.
Печальная, но очень красивая мелодрама, снятая преимущественно в престижном районе Бейоглу, — даже если вы были там не раз, фильм всё равно заставит вас увидеть Стамбул по-новому. Секретные злачные места, тёмные переулки и магазины с пластинками — после того как фильм стал кассовым хитом на родине, некоторые гиды даже водили экскурсии по локациям из него. Возможно, и вы найдёте такого экскурсовода, хотя всегда интереснее стать первооткрывателем.
Кадр из фильма
Ещё Стамбул — «Головой о стену»
реж. Фатих Акин
Своенравная и неуживчивая Сибель слишком далека от традиционалистских взглядов своей турецкой семьи. Назло родственникам она решает заключить фиктивный брак с самым неподходящим для этого мужчиной — алкоголиком и бродягой Кахитом. Сожительство с новым «мужем» позволяет ей вести такую жизнь, как ей хочется, но постепенно эти два совершенно разных человека понимают, что их всё-таки что-то связывает.
Хулиганская трагикомедия немецкого режиссёра с турецкими корнями, в которой он признаётся в любви родному Стамбулу (хотя первая половина фильма снята в Гамбурге). Одна из самых запоминающихся сцен фильма происходит в отеле Grand Hotel de Londres, который в своё время посещал сам Эрнест Хемингуэй. Ещё одна важная локация фильма — набережная напротив мечети Сулеймание, своего рода символ консервативной Турции в фильме.
Кадр из фильма
Каш (и ещё немного Стамбула) — «Времена года»
реж. Нури Бильге Джейлан
Иса и Бахар — муж и жена, которые уже давно толком не разговаривали друг с другом. Они проводят время на средиземноморском побережье: он фотографирует местные достопримечательности, она просто смотрит на него и о чём-то думает. Решив взять перерыв в отношениях, супруги расходятся — Иса в поисках душевного равновесия отправляется к женщине, с которой когда-то изменил Бахар, чтобы обсудить с ней причины разлада в семейной жизни.
Городок Каш с его античными развалинами и живописным побережьем выступает своего рода сценой для истории об угасании чувств. Размеренный тихий быт небольшого курорта под палящим турецким солнцем подчёркивает, как внешняя, «витринная» жизнь супругов скрывает внутренний надлом, — его символизирует возвращение в смурной, не очень туристический (но всё равно невероятно красивый) Стамбул. В главных ролях, кстати, сам режиссёр и его жена Эбру Джейлан.
Кадр из фильма
Ризе — «Мёд»
реж. Семих Капланоглу
Юсуф — мальчик, мечтающий стать поэтом. Его отец занимается редкой профессией: собирает особый мёд, который дикие пчёлы вырабатывают в ульях на верхушках деревьев. Однажды он уходит в лес и пропадает — с тех пор у Юсуфа так же пропадает дар речи. В поисках отца мальчик отправляется вслед за ним, чтобы узнать, был ли странный сон, который он рассказал папе перед уходом, вещим.
Провинция Ризе, в которой разворачивается действие «Мёда», третьего фильма «трилогии о Юсуфе» режиссёра Семиха Капланоглу, — не самый очевидный регион для туризма. Однако медленная философская интонация картины позволят идеально прочувствовать красоту и величие горного посёлка Чамлыхемшин, родины главного героя: невероятно красивые, пышные леса с высокими деревьями, туман, спускающийся с гор, и дома в этих горах, оказавшиеся там как будто по волшебству.
Кадр из фильма
Инеболу — «Мустанг»
реж. Дениз Гамзе Эргювен
Пять сестёр-подростков разного возраста — Лале, Нур, Сельма, Эсе и Сонай — решают после школы повеселиться с мальчишками на пляже. Кто-то становится свидетелем их игр, перешедших черту невинности всего слегка, но достаточно для того, чтобы буквально посадить девушек под домашний арест. Родня ищет женихов и следит за каждым движением, но юные бунтарки не намерены с этим мириться — они мечтают сбежать в свободолюбивый Стамбул и зажить новой жизнью.
Выдвинутая на «Оскар» (правда, почему-то от Франции, сделавшей фильм в копродукции с Турцией), революционная для своего времени картина, в которой очень много чувства, энергии и женского протеста. И конечно, это невероятно красивое кино: живописные окрестности курортного городка Инеболу, знаменитого своими длинными, очень чистыми пляжами и извилистыми дорогами, никого не оставят равнодушным и легко станут новой точкой для будущих путешествий.
Анатолия — «Однажды в Анатолии»
реж. Нури Бильге Джейлан
Следователь, прокурор, пара полицейских и двое подозреваемых катаются ночью по анатолийских степям: потенциальные преступники перед этим знатно выпили и убили своего товарища, но не помнят, где его похоронили. Постепенно о трупе все как будто бы забывают и начинают вытаскивать собственные скелеты из шкафов, а расследование превращается в фарс.
Кино, балансирующее между криминальной драмой и очень чёрной комедией, разворачивается в гипнотически красивых пейзажах Анатолии, она же Малая Азия, регион, который легко перепутать с Антальей — и сильно ошибиться. Это невероятно живописный край степей, гор и холмов, которые по красоте не уступают нашему Алтаю. И конечно, здесь очень удобно хоронить различные секреты — чем и пользуются герои фильма.
Кадр из фильма
Бозджаада — «Маленькая проблема Эйлюль»
реж. Керем Дерен
Эйлюль — красивая молодая девушка, которой всё в жизни достаётся легко. Однажды она попадает в автокатастрофу, после которой обретает странный дефект: она не помнит, что случилось месяц назад, в сентябре (кстати, «Эйлюль» в переводе с турецкого как раз означает «сентябрь»). В поисках ответов героиня отправляется на остров, где провела то время, и встречает странного, рисующего карикатуры отшельника Текина, который что-то знает, но лишь улыбается.
Лёгкая романтическая комедия, эдакая детективная вариация «Красавицы и чудовища» (чудовищем, правда, почему-то считается прекрасный актёр Энгин Акюрек). Одна из главных достопримечательностей фильма — тот самый остров Бозджаада, выступающий в качестве третьего главного героя. Его узкие улочки, море солнечного света и причудливые местные дома, в которых сочетается турецкая и греческая архитектура, — часть обаяния этого светлого и тёплого фильма.
Кадр из фильма
Чанаккале — «Дикая груша»
реж. Нури Бильге Джейлан
Нелюдимый Синан — молодой писатель, вернувшийся в родную деревню после института. Он не знает, куда ему податься: то ли отправиться в армию, то ли пойти преподавать в школу, то ли всё-таки попробовать писать книги. Он беседует с окружающими, рефлексирует о прошлом, навещает отца с матерью, но в итоге умудряется разругаться со всеми и так и не находит себе места в мире, как дикая груша, что назло всем продолжает расти.
Это уже четвёртый фильм Джейлана в списке (и, как и «Зимняя спячка», идёт три с лишним часа): никто так, как он, не умеет представить другую, нетуристическую Турцию столь красиво и кинематографично. Родная деревня Синана располагается в иле Чанаккале, недалеко от одноимённого города-порта, — просто посмотрите кадры из фильма и оцените, с какой невероятной любовью снята эта дикая в плане нравов и обустройства сельская местность.
Кадр из фильма
Мугла — «Чудо в камере № 7»
реж. Мехмет Ада Озтекин
На первый взгляд, Мемо — взрослый мужчина с женой и прекрасной дочерью Овой. На самом деле его умственное развитие остановилось на уровне семилетнего ребёнка, зато и жизнелюбие соответствующее. Однажды он видит, как в озере тонет девочка, и пытается её спасти, но безуспешно. Отец утонувшего ребёнка, начальник местной полиции, в гневе объявляет Мемо убийцей и сажает в тюрьму. Так начинается борьба за жизнь невинно осуждённого человека.
Очень эмоциональный ремейк одноимённого южнокорейского хита, который, помимо слёз и заламывания рук, — не переживайте, всё будет хорошо! — предлагает лёгкую прогулку по городку Миляс, где живёт главный герой. Это местечко в иле Мугла, знаменитое в том числе самым большим количеством мест раскопок в Турции. Обаяние провинции в нём сочетается с историческим архитектурным наследием периода Ментеше и Османской империи.
Кадр из фильма
Полезные ссылки
- Что привезти из Вьетнама в подарок: костюм аозай, жемчуг и керамику
- 7 новых чудес света: от Тадж-Махала до Великой Китайской стены
- Что привезти из Твери: деревянные безделушки, золотое шитьё и пиво «Афанасий»