Авиапутешествия для людей с особенностями здоровья: что нужно знать
Путешествовать по России или между странами быстрее всего на самолёте. Так можно преодолеть сотни и тысячи километров за несколько часов. Если у большинства людей покупка авиабилетов, регистрация на рейс и сам перелёт никаких проблем не вызывают, то у путешественников с особенностями здоровья сложности могут появиться ещё на этапе выбора места.
Рассказываю, о чём стоит знать до покупки билета, на что обращать внимание при его оформлении, зачем и когда звонить в авиакомпанию и какие документы нужно взять с собой. Спойлер: не только паспорт.
Информацию я брала из правил перевозки и личного опыта. Плюс использовала гайд по инклюзивной коммуникации.
Что важно знать
Покупать билет в последний момент не стоит, лучше приобрести его минимум за 2–3 дня. Также при некоторых ограничениях по здоровью нужно согласовать перелёт с авиаперевозчиком. Если этого не сделать, во время регистрации на рейс возможны проблемы: вас могут посадить не на ваше место или даже не пустить в самолёт. Информация об этом доступна на сайте авиакомпании в правилах перевозки.
Согласно технике безопасности, пассажирам с особенностями здоровья нельзя лететь в креслах рядом с аварийными выходами и на местах с увеличенным пространством для ног. А путешественники с ограниченными возможностями здоровья, которым нужна услуга «Сопровождение до места в салоне самолёта», могут сидеть только рядом с иллюминатором.
Места без номеров пассажиру с ОВЗ выбрать нельзя. Узнать, на каких креслах можно лететь, а на каких — нет, получится при бронировании после заполнения обязательных полей и указания физических ограничений. Скриншот: www.aeroflot.ru
Услуга выбора места платная, но некоторые перевозчики либо не берут за неё деньги, либо снижают её стоимость для таких клиентов и одного сопровождающего. Уточнить это лучше при бронировании, позвонив на горячую линию компании.
Также на некоторые направления для людей с ограниченными возможностями здоровья есть субсидированные тарифы. Узнать о наличии льгот можно на сайте авиакомпании или на горячей линии.

Путешественнику с особенностями здоровья в аэропорту помогает служба сопровождения. Она может встретить у входа и проводить до комнаты ожидания, а потом — до стойки регистрации. Как правило, в таких залах есть удобные кресла, кулеры и телевизоры. Отдыхать в них могут только люди с ОВЗ и их сопровождающие — обычных пассажиров внутрь не пустят.
На регистрацию путешественник с ограниченными возможностями здоровья может пройти вне очереди, или его будут обслуживать на специальной стойке вместе с другими льготными категориями.
Если человек передвигается на электрической коляске или на обычном кресле с приставкой, его могут не пустить на посадку из-за слишком мощных аккумуляторов или их типа. Узнать, какие из них разрешены к перевозке, нужно на сайте авиакомпании.
После регистрации на рейс сотрудники службы сопровождения проводят туриста с ограниченными возможностями здоровья до его места в числе первых. Остальные путешественники заходят потом. Если маломобильный пассажир передвигается на коляске, до борта он может доехать на ней или будет должен пересесть в аэропортовскую. Это зависит от типа «родного» кресла и правил авиакомпании. Если клиент использует костыли, трость или складные ходунки, их можно будет перевозить в салоне на полке или под сиденьем.
Если нет телескопического трапа, в самолёт человек с особенностями здоровья поднимается на амбулифте. До своего места в салоне добирается сам, доходит с помощью или доезжает на узкой коляске с высокой спинкой и без подлокотников. Она довольно неудобная и твёрдая, да и выпасть из неё легко. Обязательно нужно застёгивать оба ремня безопасности, даже если вам предложат этого не делать. Так вы избежите травм и будете чувствовать себя спокойно, проезжая мостик от амбулифта до борта.
Путешественники с собакой-проводником должны надеть на четвероногого друга намордник, ошейник или шлейку и не спускать его с поводка во время полёта. Пса нужно привязать рядом с местом у ног хозяина.
После посадки стюардесса может помочь убрать ручную кладь, снять куртку или другую верхнюю одежду и пристегнуться. Также она достанет по вашей просьбе что-то с полки, откроет бутылку с водой или сэндвич, но помогать попить или поесть не будет: это запрещено.
В некоторых крупных самолётах есть просторные адаптированные туалеты и узкие бортовые коляски для передвижения по салону. Стюардессы при необходимости могут помочь дойти до санитарной комнаты маломобильным людям, туристам с проблемами со зрением и другими ограничениями здоровья. Внутри придётся действовать полностью самостоятельно.
Из самолёта путешественники с особенностями здоровья выходят последними. Служба сопровождения помогает получить багаж, выйти из здания аэропорта и дойти до такси или другого средства передвижения.
В Яндекс Go при заказе такси можно не только выбрать маршрут, способ оплаты и класс автомобиля, но и указать, что вам нужно помочь найти машину, вы едете вместе с собакой-проводником или с инвалидным креслом, общаетесь только текстом или не говорите, но слышите. Скриншот: Яндекс Такси
Какие документы понадобятся
Помимо билетов и паспорта — внутреннего или заграничного — с собой нужно взять справку об инвалидности и визы, если вы летите в другую страну.
Полный список документов зависит от типа ограничений здоровья.
- Если вы путешествуете с собакой-проводником, нужно взять сертификат, что четвероногий помощник прошёл специальное обучение. Также может понадобиться ветеринарный паспорт или свидетельство, где есть информация о вакцинации. Без свежей прививки от бешенства пса на борт не пустят.
- Туристы, передвигающиеся на электрической коляске или использующие приставку к креслу, должны взять с собой технический паспорт на батарею. В нём есть информация о типе аккумулятора, мощности, условиях перевозки и инструкция по его подготовке к полёту.
- Некоторые лекарственные средства нельзя провозить без рецепта и документов, подтверждающих медицинские показания.
Как купить билет
Удобнее всего искать подходящий рейс через Яндекс Путешествия. В сервисе вы получите готовую подборку предложений от авиакомпаний и агрегаторов — не нужно будет сравнивать результаты с разных сайтов.
Плюс вы сможете выбрать более выгодные для вас цены и удобные дни для перелёта. Ещё среди фильтров — наличие пересадок, тип багажа, предпочтительные авиакомпании и желательное время прилёта и вылета.
Чтобы вы сразу видели самое выгодное предложение, в календаре показаны минимальные для каждого дня цены на авиабилеты. Скриншот: Яндекс Путешествия
Чтобы купить авиабилет для человека с особенностями здоровья, указать вид физических ограничений и выбрать услуги, которые потребуются, нужно перейти на сайт авиакомпании.
После заполнения всех обязательных полей стоит сообщить о необходимости специальных услуг. Скриншот: aeroflot.ru
Правила перевозки
До оплаты билета стоит ознакомиться со сводом правил, действующих в выбранной вами авиакомпании. В них рассказывается про особенности полёта людей с разными видами инвалидности, перевозки собаки-проводника, колясок и других технических средств реабилитации (ТСР).
Именно в правилах рассказано, например, как и где нужно везти аккумуляторы. Скриншот: pobeda.aero
Также в этих документах написано, человека с какими ограничениями здоровья на борт не пустят в любом случае или разрешат лететь только вместе с сопровождающим.
Почитать правила перевозки можно по ссылкам:
- «Аэрофлот» — Пассажирам с ограничениями жизнедеятельности;
- S7 Airlines — Особые категории пассажиров;
- «Уральские авиалинии» — Пассажиры с ограничениями жизнедеятельности;
- «Победа» — в 14-й главе Перевозка особых категорий клиентов;
- Utair — Пассажирам с ограниченными физическими возможностями;
- «Россия» — Пассажиры с ограничениями жизнедеятельности.
Что надо знать
- Даже если при покупке билета вы сообщили об инвалидности, за пару дней до вылета лучше позвонить на горячую линию и узнать, обработали ли сотрудники авиакомпании эту информацию. Так можно снизить риск задержки на стойке регистрации или долгого ожидания службы сопровождения.
- Услуга выбора места платная, но некоторые авиакомпании делают скидку для людей с особенностями здоровья. Также на определённые направления есть субсидированные тарифы. Об этом нужно уточнить перед покупкой билета, позвонив на горячую линию.
- Не во всех самолётах есть адаптированный туалет. Возможно, не стоит употреблять много жидкости, ну или следует заглянуть в уборную перед полётом.
- Людям, передвигающимся на коляске, советую взять в салон антипролежневую подушку с родного кресла. Сидеть на ней будет удобнее.
- Во время прохождения через рамку металлодетектора стоит убавить громкость у слухового аппарата.
- Способы перевозки собак-проводников немного отличаются у разных авиакомпаний. Одни попросят надеть на четвероногого помощника ошейник, другие — шлейку.
- Если вы передвигаетесь на инвалидной коляске, с собой в поездку берите то кресло, габариты и тип которого указали при покупке билета. Иначе вас не пустят на борт.
- Если вы не ходите самостоятельно, путешествовать лучше в компрессионных чулках. Во время перелёта ноги отекают сильнее, чем обычно. Также эти трикотажные изделия пригодятся людям, страдающим варикозным расширением вен.
- Правила перевозки лучше перечитывать каждый раз перед покупкой билета: они могут измениться.
Фото на обложке: Shutterstock