Учебник

Двухэтажные самолёты: куда летают и где в таких удобнее сидеть

Алиса Кудашева
Летала на Boeing 747-400 из Москвы в Сочи

Двухэтажные самолёты перевозят до 850 человек и могут преодолевать расстояние больше 14 тыс. км. Над созданием этих сложных и высокотехнологичных машин десятилетиями трудились специалисты из разных областей науки. 

Чтобы поднять в воздух и удержать в небе такую махину, нужно четыре двигателя. Благодаря им самолёты очень мощные и безопасные, но расход топлива на каждый полёт кратно возрастает. Потому их перестали выпускать. 

Хорошие новости — всё ещё можно путешествовать на таких комфортабельных гигантах. Некоторые авиакомпании продолжают их использовать и не спешат от них отказываться. 

Какие бывают двухэтажные самолёты и куда они летают

Boeing 747

Из-за размеров его называют «джамбо», то есть «громоздкий». Долгое время этот лайнер не имел конкурентов среди себе подобных. Разработка началась в США ещё в конце 60-х, а первый борд передали крупнейшей в то время американской компании Pan American Airlines в 1971 году. Позже появлялись разные модификации. 

Этот двухэтажный самолёт стал одним из знаковых и в истории кино. Он появился в 300 фильмах. На борту лайнера разворачивались события «Приказано уничтожить» c Куртом Расселом, Стивеном Сигалом и Холли Берри. Также Boeing 747 показали в фильме о похождениях Джеймса Бонда «Казино Рояль», а в «Доводе» Кристофера Нолана гиганта разбили, видимо, для большей достоверности. 

Lufthansa использует двухэтажные самолёты Boeing 747-400 и 747-800 для полётов в Шанхай, Бангкок, Дели, Торонто и Ванкувер.

Lufthansa использует двухэтажные самолёты Boeing 747-400 и 747-800 для полётов в Шанхай, Бангкок, Дели, Торонто и Ванкувер. Фото: Nick Herasimenka / Unsplash

Сейчас используются две модификации самолёта: Boeing 747-400 и 747-800. Эти лайнеры высотой с семиэтажный дом, их верхняя палуба напоминает горб. В зависимости от конфигурации самолёт вмещает от 320 до 580 пассажиров. 

Boeing 747-400 постепенно выводят из эксплуатации, но поскольку их успели выпустить около 1000, то ещё какое-то время есть возможность полетать на этом лайнере. 

Среди отечественных авиакомпаний они есть только во флоте у «России». Семь таких самолётов на хранении, два используют, но редко. Один из них в августе 2023 года совершал рейсы на Сахалин и обратно. К концу 2024-го авиакомпания откажется от Boeing 747-400 полностью. 

У авиакомпании Air China на внутренних рейсах задействованы два таких борта, у немецкой Lufthansa во флоте их восемь, ещё по одному у иранской Mahan Air и нигерийской MaxAir. 

Boeing 747-800 — более новый и самый длинный среди всех пассажирских лайнеров. Во флоте Lufthansa 19 таких лайнеров. У Air China семь самолётов этой модификации, они совершают рейсы из Пекина в США. Ещё 10 есть у южнокорейской Korean Air. 

Airbus 380

Ещё один четырёхдвигательный широкофюзеляжный самолёт. По размерам он больше Boeing 747, это лайнер высотой с девятиэтажный дом. На борту могут разместиться в одноклассной конфигурации (то есть там, где все места класса эконом) 853 человека. Именно на таких лайнерах выполняют одни из самых длинных рейсов: из новозеландского Окленда в Дубай (время в пути — около 17 часов) и из американского Далласа в австралийский Сидней (около 16 часов). Расстояние, которое преодолевают самолёты, составляет около 14 тыс. км. Это в два раза больше, чем от Москвы до Владивостока. 

У компании Emirates в парке 120 лайнеров Airbus 380.

У компании Emirates в парке 120 лайнеров Airbus 380. В прошлом году их решили переоборудовать. Обновляют салоны: меняют кресла и дизайн. Фото: Will Waters / Unsplash

Разрабатывать Airbus 380 начали в Европе в 1988 году. Цель была — сделать самолёт, который будет круче, чем Boeing, и сможет перевозить ещё больше путешественников. В 2007 году первый лайнер передали Singapore Airlines, а 12 лет спустя модель сняли с производства из-за низкого спроса со стороны авиакомпаний. Их в большом количестве успели закупить ближневосточные компании. Например, Emirates и Etihad Airways. Также много A380 в эксплуатации у British Airways. В основном в парках авиакомпаний конфигурации с классом эконом, бизнес-классом и с первым классом, всего они вмещают порядка 500 пассажиров. В авиакомпании Emirates утверждают, что будут летать на А380 ещё много лет, поскольку туристы обожают этот самолёт. И есть за что! 

Уровень шума в салоне меньше, а атмосферное давление выше, чем у Boeing. Благодаря этому пассажиры легче переносят полёт. Площадь салона тоже больше, на одном ряду могут разместиться либо три 12-метровые каюты для первого класса, либо 11 мест класса эконом. Предусмотрен душ, бар, зона отдыха, магазин duty free.

В барах на борту Emirates A380 можно выбрать премиум-напитки и закуски.

В барах на борту Emirates A380 можно выбрать премиум-напитки и закуски. Фото: Shutterstock

Какие преимущества и недостатки у двухэтажных самолётов

Одно из главных преимуществ двухэтажного самолёта — особенно А380 — в том, что он более удобный, внутри просторнее. На нижней палубе, где располагаются места эконом, сразу после кабины пилотов есть холл, можно размять ноги. У А380 туалетные комнаты просторнее, чем в обычном самолёте. Две широкие лестницы ведут на вторую палубу, где находятся бизнес- и первый класс. 

С точки зрения технических качеств преимущество А380 и Boeing 747 — в их мощности и большей надёжности. Это достигается благодаря четырём двигателям. Но из-за большего количества двигателей расходуется больше топлива, и в этом недостаток двухэтажных самолётов. 

Вместительность двухпалубных самолётов оборачивается и некоторыми неудобствами: на пунктах пограничного контроля в аэропорту, на входе и выходе из самолёта туристам приходится дольше ждать своей очереди. 

Лучшие места в двухэтажном самолёте

Салоны самолётов оборудуются под запрос конкретной авиакомпании, поэтому перед полётом лучше изучить схему лайнера на сайте авиаперевозчика.

Где лучше сесть в Boeing 747-400

Если вы летите на Boeing 747-400, то лучшие места — в рядах 1–3 на верхней палубе. Именно поэтому там располагается бизнес-класс. Это очень удобные мягкие и широкие кресла с раскладывающейся в нескольких режимах спинкой. Дальше идут места повышенной комфортности с увеличенным (в сравнении с классом эконом) пространством для ног и с дополнительными отсеками для ручной клади.

На нижней палубе самолёта находится класс эконом, который делится на пять секторов. Кресла расположены по схеме 3–4–3. Исключение составляет носовая часть — там есть ряды, в которых установлены по два и по три сидения с правой и с левой стороны от прохода. Лучшие места располагаются в начале каждого из этих отделений, то есть в рядах 10, 20, 31, 44 и 55. Там обычно можно вытянуть ноги. Худшие места — в последних рядах секторов: 19-м, 29-м, 54-м и 71-м. Там у кресел не откидываются спинки. На рядах 18, 29 и 43 нет иллюминаторов, так что нет смысла выбирать там места у окна.

В Boeing 747-400 на местах у крыла сильнее слышен шум от двигателей и механизации крыла.

В Boeing 747-400 на местах у крыла сильнее слышен шум от двигателей и механизации крыла. Фото: Shutterstock

Где лучше сесть в Boeing 747-800

В двухпалубном пассажирском Boeing 747-800 с трёхклассовой компоновкой на верхней палубе размещается бизнес-класс. Кресла там установлены в два ряда попарно. На нижней палубе в носовой части три ряда для первого класса. Это расположенные на большом расстоянии друг от друга удобные места с мини-баром и мониторами. Дальше идут два сектора бизнес-класса с повышенным комфортом и стандартный эконом. Кресла по большей части установлены по схеме 3–4–3. 

Самые комфортные места за счёт увеличенного пространства для ног в рядах 21, 22 и 34. Нельзя опустить кресло в рядах 32 и 33, поэтому удобно расположиться там не получится. Последние 48-й и 49-й ряды хороши тем, что они ближе к выходу, значит, по прилёте можно не ждать долго, пока выйдут другие пассажиры, а отправиться первыми на пограничный контроль и получить багаж. Недостаток в том, что рядом находятся туалеты. Не исключено, что возле вас будут толпиться желающие посетить уборную. 

Лучшие места в Airbus A380-800 Emirates 

Места первого класса в этом самолёте — полностью закрытые купе. Они располагаются в рядах 1–4. Ряды 6–26 — это бизнес-класс. Лучшими там считаются кресла в 22-м ряду и крайние места в 23-м ряду, так как у них больше пространства для ног. Не самые удобные места в рядах 6 и 26, потому что рядом находятся туалеты, кухня и бар. Для пассажиров этих классов комфортности также работают душевые кабины с наборами косметических средств от Byredo и парфюма от Bvlgari. 

В первом классе в самолётах Emirates A380 подают изысканные блюда и алкогольные напитки.

В первом классе в самолётах Emirates A380 подают изысканные блюда и алкогольные напитки. Кресло раскладывается в удобную кровать. Фото: Shutterstock

Класс эконом занимает всю нижнюю палубу. Места довольно широкие и удобные. В спинку впереди стоящих кресел вмонтированы мультимедийная система и разъёмы для гаджетов. Если хочется вытянуть ноги и избежать того, что соседи спереди откидывают на вас спинку, выбирайте ряды 41 или 43 (в зависимости от конфигурации) сразу после лестницы. Коленки не упрутся в сиденье впереди и в рядах 52 и 80. В ряду 67 тоже достаточно места для ног, но зато рядом туалет. В рядах 68 и 81 лучше сесть у иллюминатора, там можно вытянуть ноги, потому что спереди нет кресел. Кроме того, в конце салона располагаются туалеты, а значит, в проходах бывает много людей. Ряды 50 и 51 располагаются рядом с барами — может быть шумно. Наименее удобные места — в рядах 65, 66, 78, 79 и 88. У кресел там не откидываются спинки.

Советы туристам

  1. Чтобы выбрать самые удобные места в двухэтажном самолёте, посмотрите заранее схему компоновки салона. У разных компаний конфигурации внутреннего пространства могут быть разными. 
  2. Если хотите лететь с комфортом, выбирайте места подальше от туалетов и избегайте последних рядов: у кресел там не откидываются спинки. 
  3. Пассажирам с детьми рекомендуют брать билеты в носовую часть самолёта. 
  4. В классе эконом места C, D, G и H расположены у прохода. Они подойдут вам, если вы любите походить по салону. Если же вам не нравится, когда мимо кто-то проходит, лучше выбрать места посредине или у иллюминатора. 
  5. Если вы уверены, что на рейсе будет мало людей, выбирайте места с краю, например D и H, тогда соседние могут не занять, и в вашем распоряжении окажутся сразу два кресла. 

Фото на обложке: Daniel Eledut / Unsplash

Авиакомпания Эмирейтс (Emirates): правила провоза ручной клади и багажа
Авиакомпания Эмирейтс (Emirates): правила провоза ручной клади и багажа
Lufthansa показала интерьер Boeing BBJ 777-9 для президентов
Lufthansa показала интерьер Boeing BBJ 777-9 для президентов
Понравилась статья? Вы можете написать свою
Стать автором
Перелёт
Советы
0 КОММЕНТАРИЕВ
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
войти
Похожие материалы
  • Горы Тибета: высота, климат и самые популярные места для посещения
    Горы Тибета: высота, климат и самые популярные места для посещения
  • Boeing 737-800: советы для комфортного полёта
    Boeing 737-800: советы для комфортного полёта
  • В каких странах не работает YouTube и чем там пользуются вместо него
    В каких странах не работает YouTube и чем там пользуются вместо него
читать ещё
  • Двухэтажные самолёты: куда летают и где в таких удобнее сидеть