Двухэтажный вагон: в каких поездах бывает
Двухэтажный поезд на перроне видно издалека — он немного выше обычных, некоторые до сих пор украшены символикой Олимпиады. Это памятный дизайн составов, запущенных в 2013 году. Сегодня двухэтажные поезда не редкость, они курсируют по многим российским направлениям.
Расскажу о плюсах и минусах этого вида транспорта, а также о том, какой этаж предпочитают пассажиры и куда на таком поезде можно отправиться.
Немного истории
Пассажирский состав в два яруса изначально спроектировали в Японии. А на рельсы впервые поставили в 1904 году.
Первые двухэтажные вагоны снискали популярность, и в 1905 году их изготовили уже в России — на Тверском вагоностроительном заводе. Они предназначались для поездов, которые следовали на Дальний Восток, причём первый этаж был отведён для перевозки рогатого скота и только второй — для пассажиров. Однако со временем двухъярусные вагоны были выведены из эксплуатации и мрачно стояли в депо, ожидая своего часа.
В советские времена Хрущёв безуспешно пытался вернуть двухэтажные составы на железнодорожные пути.
И только в 2013 году, в преддверии Олимпиады, по маршруту Москва — Адлер отправился первый двухэтажный поезд, а в мае 2016 года аналогичный рейс до Адлера пустили из Санкт-Петербурга.
Классический двухэтажный вагон РЖД. Фото: A. Savin / Wikimedia
Описание поезда
Главные преимущества таких поездов — скорость и вместительность. Однако в двухэтажных составах предусмотрены только спальные вагоны (СВ) и купейные (планировка а-ля «плацкарта» отсутствует).
Купейный вагон рассчитан на 64 места (вместо стандартных 36), а спальный — только на 18 пассажиров.
В самом начале вагона расположена комната проводников. У них всегда можно попросить кипяток, приобрести закуски и сувениры. Водонагреватель для кипятка есть только на первом этаже, что порой приводит к большим очередям, особенно днём. По левую руку от входа — лестница на второй этаж, а далее — стандартный коридор с дверями в купе.
Вагон для сотрудников
Штабной вагон для сотрудников поезда принципиально отличается и оборудован своими купе, системами управления и функционалом.
В конфигурацию такого вагона входят:
- управление климат-контролем;
- пульт управления системой безопасности;
- купе начальника поезда;
- купе для людей с ограниченными возможностями;
- диспетчерская.
В купе, предназначенном для инвалидов, больше места. Оно укомплектовано:
- верхним местом (на случай сопровождающего пассажира);
- нижним местом (с возможностью регулировки наклона спинки);
- местом для коляски;
- столиком;
- кнопкой вызова проводника.
Дополнительно в вагоне установлен подъёмник для пассажиров с коляской, а внутри оборудован специальный туалет для людей с ограниченными возможностями, где все основные надписи дублируются шрифтом Брайля (это рельефно-тактильный шрифт для незрячих и слабовидящих).
За границей двухэтажные поезда распространены больше, чем в России. Фото: Unsplash
Вагон повышенной комфортности
Это ещё один тип двухэтажных вагонов. В купе здесь только два нижних места. Отличительная особенность: пассажиры, помимо сухого пайка, получают двухразовое питание.
Плюсы и минусы первого этажа
Плюсы:
- есть розетка или USB-вход для зарядки девайсов;
- аккуратные, ухоженные биотуалеты;
- наличие вагонов с купе для людей с ограниченными возможностями;
- есть купе только для двух пассажиров;
- отдельный санузел для инвалидов;
- есть бар, а также аппараты с напитками и закусками.
Минусы:
- первый этаж не оборудован верхними багажными полками, что не очень удобно, если у вас с собой пара увесистых чемоданов;
- нижняя полка располагается близко к полу;
- верхняя — близко к потолку;
- соседей по вагону больше, чем в одноэтажном составе;
- если сломается кондиционер, в жару будет сложно ехать.
Мнения пассажиров о первом этаже разнятся, однако все сходятся в одном: отсутствие багажной полки — большой недостаток конструкции поезда.
Плюсы и минусы второго этажа
Пассажиры, купившие билет на второй ярус, находят в нём больше недостатков, чем преимуществ.
Плюсы:
- услуга «Wi-Fi-кинотеатр» с возможностью смотреть медиа в режиме онлайн на втором этаже поддерживается лучше;
на табло отображается, занят ли туалет; - пассажирам выдают питательный набор: крекер, джем, булочку, мятную конфету, паштет и бутылку питьевой воды без газа.
Минусы:
- главный недостаток — это сама лестница на второй этаж. Пожилым и людям с хроническими болезнями трудно подниматься и спускаться. Да и вообще тяжело и неудобно таскать багаж вверх-вниз по лестнице;
- туалет расположен на первом этаже;
- людям крупной комплекции или беременным второй этаж покажется тесным из-за его небольшого размера;
- неудобно спроектированные окна не дадут скоротать время в пути: чтобы наслаждаться пейзажами и видами, придётся согнуться.
Маршруты следования двухэтажных поездов РЖД
Сейчас двухъярусные составы запущены по следующим направлениям:
- Ростов-на-Дону — Адлер;
- Москва — Казань;
- Москва — Санкт-Петербург;
- Москва — Адлер;
- Москва — Воронеж;
- Москва — Самара;
- Санкт-Петербург — Адлер;
- Москва — Ижевск;
- Кисловодск — Москва (обратным маршрутом идёт одноэтажный поезд).
Цена билета в двухэтажный вагон меняется каждый месяц. Она зависит от активности спроса и дня недели: перед выходными билет всегда дороже, чем, к примеру, в понедельник и вторник.
В стоимость билета входят:
- место;
- чистое постельное бельё;
- питьевая вода;
- сухой паёк (на втором этаже).
Дополнительно в поезде можно приобрести:
- чай и напитки;
- сувенирную продукцию;
- закуски и кондитерские изделия.
Ассортимент продукции постоянно обновляется, наличие нужно уточнять у проводника.
На Яндекс Путешествиях двухэтажные поезда отмечены красной надписью «Двухэтажный состав»
Двухэтажный поезд: детальное описание
Пространство между тамбурами герметично и разделено автоматическими дверями. Каждый вагон оборудован тремя туалетами, в поезде установлены контейнеры для раздельного сбора мусора.
Тамбуры для курения, разрешённые в советские времена, запрещены, а тамбурные пепельницы запаяны. Сотрудники поезда и полиция внимательно патрулируют их, заставляя соблюдать этот запрет.
В лестницы вмонтированы лампочки, а двери вагонов-купе можно открыть только магнитной картой.
Классическая схема двухэтажного вагона поезда, который следует из Москвы в Санкт-Петербург. Скриншот: Яндекс Расписания
Отличие от одноэтажного состава
- Доступ в купе двухэтажного поезда возможен только по магнитной карточке. Она выдаётся каждому, кто купил билет. Это защищает от кражи, если вы, например, соберётесь выйти на улицу во время остановки. Каждая карта индивидуальна и подходит только к одному купе.
- Купе оборудовано двумя розетками, чтобы не создавать очередь для пассажиров.
- В каждом вагоне — три санузла. Внутри — мыльные принадлежности, зеркало, туалетная бумага и полотенце. А ещё там есть розетка для фена или бритвы.
- В вагонах установлены кондиционеры и климат-контроль.
- Первый и второй этажи связаны подсвеченной лестницей.
- Благодаря герметичным переходам между вагонами непогода (ветер, снег или дождь) не доставят проблем.
- Есть отдельное купе для людей с ограниченными возможностями. Отсек расположен в штабном вагоне и оснащён специальным подъёмником и туалетом.
- Благодаря спутниковой системе ГЛОНАСС у пассажиров есть Wi-Fi на протяжении всего пути.
- Внутри вагонов установлены табло, на которых отображаются температура воздуха на улице и основные данные о поезде.
- В поездах некоторых направлений даже есть душ.
Фото на обложке: Сипко Михаил // Пресс-служба Правительства Москвы / Wikimedia