Как купить электронный ж/д билет онлайн
Сегодня билеты на поезд можно купить в несколько кликов на смартфоне, а для посадки в вагон бывает достаточно показать проводнику паспорт. Рассказываю, как купить электронный ж/д билет в Яндекс Путешествиях и как сдать его, если вдруг у вас поменялись планы.
Что такое электронный билет
Электронный билет — это проездной документ, у которого нет бумажного носителя. Это значит, что вся информация о проезде хранится в электронном виде в базе данных перевозчика. Электронный билет нельзя подделать, потерять или забыть, но и взять в руки его тоже нельзя. После онлайн-оплаты электронного билета вы сможете скачать контрольный купон — документ, который подтверждает, что вы купили билет на поезд.
Как купить ж/д билеты онлайн
Шаг 1. Выберите направление и поезд
Зайдите в раздел ж/д билетов https://travel.yandex.ru/trains/. Заполните поля «Откуда» и «Куда», а также выберите дату, когда вы планируете совершить поездку. Если хотите сразу же оформить обратный билет, также заполните поле «Обратно».
На все поезда по России продажа билетов начинается за 90 суток до отправления — раньше купить их не получится. Скрин с сервиса Яндекс Путешествия
Когда вы нажмёте кнопку «Найти», сервис подберёт доступные поезда на вашу дату. Их можно отфильтровать по цене, типу вагона, времени и станциям отправления и прибытия. Когда вы установите фильтр, на экране отобразятся только те поезда, которые удовлетворяют запросу.
Также можно настроить сортировку поездов по стоимости билетов. Так, если выбрать, например, «Сначала недорогие», то вверху списка окажутся самые бюджетные варианты, а ниже — по более высокой цене.
Фильтрация и сортировка помогают сравнивать билеты, быстрее находить оптимальный вариант. Ещё рекомендую пользоваться подсказками от Яндекс Путешествий. Так, например, у билетов, которые можно купить по невозвратному тарифу, чтобы сэкономить, появляется красный ярлык, а у самых быстрых поездов — синий.
Шаг 2. Укажите количество пассажиров и выберите места
Когда вы подберёте подходящий вариант поезда, нажмите на кнопку «Выбрать место». После этого укажите количество билетов, которое вы планируете приобрести. В одном заказе можно оформить до четырёх билетов.
После выберите тип вагона. Если вы хотите купить билеты в вагоны разных типов, например в плацкартный и купейный, то нужно оформить два разных заказа. В вагонах купе и СВ также есть возможность выбрать мужское, женское или смешанное купе. Тип купе определяет первый пассажир, который купил в него билет.
Когда вы выберете тип вагона и места, в окошке справа отобразится приблизительная стоимость заказа с учётом сервисного сбора и скидок, например детского или невозвратного тарифа. Сумма будет уточнена, когда вы укажете данные пассажиров.
Шаг 3. Укажите данные пассажиров
Выберите из списка документ, с которым вы планируете путешествовать. Для покупки билета на внутрироссийские маршруты взрослым пассажирам понадобится паспорт, а детям до 14 лет — свидетельство о рождении. Загранпаспорт также подойдёт, чтобы купить билет на поезд.
Важно проверить, что личные данные в билете и документе полностью совпадают, потому что изменить информацию после покупки не получится. При поездках по России допускается ошибка в одной букве в фамилии или имени и одной цифре в номере документа. А вот если неправильно указано отчество, то билет считается недействительным и сесть в поезд по нему нельзя. В таком случае нужно вернуть старый билет и оформить новый. Билеты в другие страны не должны содержать ни одной ошибки, иначе уехать не получится.
Чтобы каждый раз при покупке билета не заполнять личные данные, рекомендую создать карточки пассажира на себя и тех, кто путешествует вместе с вами. Тогда при оформлении билета можно будет просто выбрать пассажира — данные его документов появятся на полях формы автоматически.
Если у вас есть карта «РЖД Бонус» или дорожная карта РЖД, внесите её номер. Карта «РЖД Бонус» позволяет копить баллы и оплачивать ими будущие поездки, а дорожная карта — экономить сразу: покупать билеты на скоростные поезда по сниженному тарифу.
Последние данные о себе, которые нужно внести, — номер телефона и электронная почта. Важно не ошибиться в адресе, потому что на него вам придёт чек об оплате и контрольный купон, который подтверждает, что вы приобрели билет на поезд.
Когда вы введёте все данные, нажмите кнопку «Проверить заказ и купить».
Шаг 4. Подтвердите заказ
В следующем окне вы сможете проверить всю информацию о поездке. Убедитесь, что вы выбрали нужный поезд и подходящее место, корректно ввели данные документов и адрес электронной почты. Если вы нашли ошибку, вернитесь в раздел «Данные пассажиров», чтобы исправить её, иначе билет будет недействительным и его придётся возвращать.
На этом этапе сервис также предложит вам оформить страховку от несчастного случая на время поездки. Если вам нужна эта услуга, поставьте галочку, — и сумма к оплате будет пересчитана.
Если вся информация в этом окне верна, нажмите кнопку «Ввести карту и оплатить».
Шаг 5. Оплатите заказ
На этом этапе появится окно для оплаты билета. Чтобы оплатить заказ, введите реквизиты банковской карты. Сделать это можно в течение 15 минут, по истечении этого времени заказ аннулируется и вы вернётесь на этап бронирования билета.
Если оплата прошла успешно, откроется страница «Мои поездки», где вы сможете скачать контрольный купон электронного билета. Также вам придёт СМС на номер телефона, который вы указали, со ссылкой на заказ.
Так выглядит оплаченный заказ в разделе «Мои поездки»
Если вам нужно отчитаться перед бухгалтерией о поездке, вы можете использовать кассовый чек, который получили на электронную почту после оплаты билета. Он отвечает требованиям статьи 1.1 Федерального закона 54‑ФЗ, поэтому чека достаточно для подтверждения расходов на трансфер.
Шаг 6. Подготовьте документы для поездки
Если вы купили билет с электронной регистрацией, значит, вам не нужно печатать его на бланке в кассе. При посадке в поезд вам достаточно предъявить проводнику документ, на который вы оформляли поездку, и показать контрольный купон электронного билета на смартфоне.
Отметка об электронной регистрации видна после выбора места и ввода данных пассажиров, а также в разделе «Мои поездки», когда вы уже купили билет.
Так выглядит контрольный купон электронного билета на поезд
По некоторым, обычно международным, направлениям нужно обязательно получить билет в кассе или терминале самообслуживания. К таким направлениям относятся:
Россия — Латвия;
Россия — Беларусь;
Россия — Эстония;
Россия — Казахстан;
Россия — Киргизия;
Россия — Таджикистан.
Чтобы распечатать билет на бланке в кассе или терминале, вам понадобится документ, на который вы оформляли поездку, и номер заказа, указанный в купоне РЖД.
Как вернуть электронный ж/д билет
Если у вас поменялись планы и вы хотите вернуть электронный билет, это можно также сделать в разделе «Мои поездки», — нажмите на кнопку «Сдать билет».
Так выглядит отменённая поездка
В стоимость билета входит:
- взнос за проезд (билет);
- взнос за место в вагоне (плацкарта);
- сервисный сбор.
При возврате билета сервисный сбор не возмещается. Сумма, которая вам вернётся на карту, зависит от того, когда вы решили сдать билет. Если до отправления поезда ещё больше восьми часов, то вам вернутся деньги за билет и место в вагоне. А если осталось меньше двух часов до отправления, то вернут только взнос за проезд.
Если вы сдаёте билеты в течение 2 дней после покупки, то деньги возвращаются быстро, обычно через 1–3 рабочих дня. В других случаях возврат займёт больше времени.
При возврате формируются квитанция и чек, в которых прописано, какая сумма вам должна прийти на карту. Эти документы можно скачать также в разделе «Мои поездки».
Так выглядит квитанция на возврат денег за электронный билет
Как вернуть билет, купленный по невозвратному тарифу
Какую часть стоимости билета вам вернут, зависит от причины, по которой вы отказались от поездки. Уважительными причинами считаются:
- внезапная болезнь (ваша или члена семьи, с которым вы должны были ехать);
- смерть члена семьи;
- травма в результате несчастного случая.
Если вы можете подтвердить любую из этих уважительных причин, то вам вернут стоимость проезда без стоимости плацкарты. Для этого нужно обратиться в железнодорожную кассу в течение 5 суток с момента отправления поезда.
Если уважительной причины нет, то вы можете сдать билет в Яндекс Путешествиях или в кассе. Вам вернут только деньги за бельё.
Если отправление отменили или задержали, вам не предоставили место, указанное в билете, то вам вернут его полную стоимость, даже если тариф был невозвратный.
Что важно помнить
1. Электронный ж/д билет — проездной документ, у которого нет бумажного носителя.
2. Чтобы купить электронный ж/д билет на Яндекс Путешествиях, выберите направление, поезд и места в вагоне; укажите данные пассажиров и оплатите заказ.
3. Если вы купили билет с электронной регистрацией, то для посадки в поезд достаточно иметь при себе документ, на который вы оформляли билет: паспорт для взрослых пассажиров и свидетельство о рождении для детей до 14 лет.
4. При электронной регистрации печатать контрольный купон электронного билета необязательно — просто покажите его проводнику на смартфоне.
5. Вся информация о билетах находится в разделе «Мои поездки». Там можно скачать контрольный купон электронного билета, а также сдать билет, если у вас поменялись планы.