Учебник

Как вернуть невозвратные билеты на самолёт

Алина Хафизова
Покупает невозвратные билеты
Как вернуть невозвратные билеты на самолёт

Если билет нельзя сдать или обменять, то он считается невозвратным. Казалось бы, получить обратно деньги за него не получится, но это не совсем так. На самом деле вернуть полную стоимость несостоявшейся поездки можно, если у вас есть уважительная причина и вы заранее предупредили об этом авиакомпанию.

Расскажу, какие документы подготовить и куда их отправить, чтобы сдать невозвратные билеты на самолёт.

Что такое тариф и как понять, какой у меня — возвратный или нет

Тариф — это система денежных ставок, которой авиакомпания оценивает стоимость определённого набора услуг. Провоз багажа и ручной клади, возможность выбрать место при регистрации — всё это примеры того, что может быть включено в стоимость билета, кроме самого перелёта.

Возможность отказаться от путешествия и при этом получить деньги назад — также одна из услуг. Чтобы понять, возвратный ли ваш билет, посмотрите в маршрутную квитанцию или в раздел Тарифы на сайте авиакомпании.

Как правило, большинство бюджетных билетов на самолёт невозвратные. Поэтому, если ваш пакет услуг называется «Эконом», «Лайт», «Выгодный», «Базовый» или «Промо», скорее всего, отказаться от полёта без потерь не получится.

1/2
Примеры, как в маршрутной квитанции может быть указано о возможности возврата билета
1/2

Ниже примеры формулировок, которые указывают, что тариф невозвратный:

  • «возврат провозной платы запрещён»;
  • «при отмене стоимость билета не возвращается»;
  • ticket is non-refundable/no-show — билет не подлежит возврату;
  • refund is not permitted — возврат не разрешён.

Плюсы и минусы невозвратных билетов

Для авиакомпаний продажа невозвратных билетов — гарантия дохода. Мы, пассажиры, тоже остаёмся в «плюсе», потому что экономим деньги: такие билеты, как правило, значительно дешевле тех, которые можно вернуть.

В таблице — сравнение, сколько стоят билеты, которые можно сдать и которые сдать нельзя, на один и тот же рейс Москва — Сочи в марте.

*По возвратному тарифу габариты ручной клади — 55 × 40 × 20.

**По этому тарифу за возврат удержат сбор.

Информация о стоимости и нормах ручной клади на рейс Москва Сочи в марте 2023 года у разных авиакомпаний

В каких случаях деньги за невозвратные авиабилеты можно вернуть полностью

По закону есть несколько случаев, когда отказ от поездки считается вынужденным, и российская авиакомпания должна вернуть вам деньги:

  • вы или близкий родственник, который должен был лететь с вами, заболели;
  • близкий родственник умер;

Вернуть деньги по пунктам выше получится, если заболел или умер член семьи, брат, сестра, бабушка, дедушка или внук.

  • рейс задержали;
  • рейс отменили, и вам не предоставили возможность улететь на другом самолёте;
  • авиакомпания изменила маршрут рейса;
  • вас задержали на досмотре, и вы опоздали на самолёт, но у вас не было запрещённых веществ или предметов;
  • другие ситуации, когда вы не попали на рейс по вине авиакомпании.

Если вы не полетели из-за действий перевозчика, оформить возврат проще, чем в случае болезни. Попросите сотрудников авиакомпании в аэропорту, чтобы вам поставили нужную отметку на посадочном талоне. Например, об отмене или задержке рейса. Чтобы подтвердить уважительную причину, также подойдет справка, заверенная авиакомпанией. Если вам откажутся поставить печать или написать справку, сохраните посадочный талон. Чтобы вам вернули деньги за несостоявшееся путешествие, отправьте копию посадочного талона, маршрутную квитанцию и заявление на возврат через форму обратной связи на сайте вашей авиакомпании.

Важно: если вы приобрели билет на рейс зарубежного перевозчика, уточните на сайте или по телефону, в каких случаях возможно оформить вынужденный возврат билетов. За границей активнее пользуются страховкой, поэтому по правилам многих зарубежных авиакомпаний сдать невозвратный билет из-за болезни не получится.

Вот пример из суда: мужчина подал иск на авиакомпанию из ОАЭ, чтобы ему вернули деньги за перелёт, который он не совершил по медицинским показаниям. Ему отказали, потому что по правилам иностранной авиакомпании, невозвратные билеты можно сдать, только если умер пассажир или члены его семьи.

Я не могу лететь из-за болезни: что делать, чтобы вернуть деньги

Чтобы сдать невозвратный билет из-за болезни и получить деньги обратно, нужно:

1. Предупредить авиакомпанию, что вы не летите, раньше, чем закончится регистрация на рейс. Это можно сделать, написав на почту, позвонив в контактный центр или сообщив сотруднику в аэропорту. Если вы уведомили авиакомпанию, когда регистрация уже завершилась, вернуть деньги не получится.

2. Собрать и оформить документы, которые подтверждают, что вы не летите по уважительной причине. Важно проверить на сайте, какие документы принимает ваша авиакомпания и как они должны быть оформлены. Ищите эту информацию в разделах Правила возврата авиабилета, Медицинская информация или на вкладке с часто задаваемыми вопросами.

3. Отправить заявление на возврат средств и все нужные документы в течение 90 дней после даты рейса. «Аэрофлот» требует отправлять документы заказным письмом на почтовый адрес авиакомпании. Для Smartavia достаточно заполнить форму на сайте и приложить сканы или даже фото. А, например, «Победа» просит подать заявление онлайн, а документы отправить почтой. Поэтому важно уточнить правила возврата на сайте вашей авиакомпании.

4. Ожидать, когда вам вернут деньги на ту же карту, которой вы оплачивали билет. У разных авиакомпаний могут быть разные сроки рассмотрения заявок на возврат. «Аэрофлот» обещает обработать заявку за 10 дней, 7S и «Победа» — за месяц.

Если вам не пришёл ответ, и деньги не вернулись, вы можете подать иск в суд.

Форма для возврата на сайте Smartavia.

Форма для возврата на сайте Smartavia. Источник: flysmartavia.com

Какие документы подготовить, чтобы сдать невозвратные билеты по болезни

Если вы отказались от полёта из-за болезни, нужно подготовить подтверждающий документ, чтобы получить деньги за билет назад. Подойдёт один из вариантов:

  • больничный лист;
  • выписка из медицинской карты;
  • выписной эпикриз — справка о состоянии пациента на основе его истории болезни;
  • заключение врачебной комиссии;
  • выписка из журнала обращений в лечебное учреждение;
  • справка о госпитализации;
  • документ о снятии с рейса, который выдают медпункте аэропорта.

Важно: положительный результат ПЦР- или экспресс-теста на коронавирус не считается подтверждающим документом. Понадобится справка от врача, в которой будет написано, что полёт вам противопоказан.

Если заболели не вы, а кто-то из близких, с которым вы должны были лететь, от вас потребуется доказать родство. Приготовьте свидетельство о браке или о рождении. Авиакомпания вернёт деньги, только если заболел супруг/супруга, ребёнок, брат/сестра, дедушка/бабушка или внук.

Обратите внимание, что по Воздушному кодексу, сдать невозвратный билет можно только в том случае, если заболели вы или ваш родственник, который должен был лететь с вами одним рейсом. Если вы отказались от путешествия из-за болезни близкого, с которым вы не планировали перелёт, не все авиакомпании вернут деньги. Например, в Nordwind готовы оформить возврат, если предоставить им больничный лист по уходу за родственником. Нужно уточнять конкретные условия у самой авиакомпании.

Авиакомпании требуют собрать три печати на медицинском документе: медучреждения, главврача или заведующего отделением и лечащего врача.

Авиакомпании требуют собрать три печати на медицинском документе: медучреждения, главврача или заведующего отделением и лечащего врача. Источник: unsplash.com

Как оформить документы по болезни

Даже если в медицинской организации вам дадут нужный документ, но на нём не будет хватать печати или подписи, вам откажут в возврате. Проверьте, чтобы на вашем документе было всё необходимое (должно четко читаться):

  • название и реквизиты медицинского учреждения;
  • три печати: учреждения, главврача или заведующего отделением, лечащего врача;
  • две подписи с указанием должности и ФИО: главврача или заведующего отделением, а также лечащего врача;
  • период болезни, в который попадает дата вылета;
  • явное указание на то, что вам или вашему заболевшему близкому полёт противопоказан на период, в который попадает дата рейса.

Заключение о том, что нельзя лететь, врач может сформулировать по-разному. Например: пациенту показано «соблюдать постельный режим», «исключить физические нагрузки» или «не менять климатическую зону». Но лучше, если врач напишет конкретно: «полёт противопоказан», чтобы вам не отказали в возврате.

Вот пример из суда: случай произошел летом 2018 года. Супруги купили четыре невозвратных билета на рейс Москва — Иркутск для себя и двоих детей до 12 лет. Их вылет был запланирован на 28 июля, но в начале месяца дети заболели. При этом в их медицинских справках не было указано, что авиаперелёт противопоказан на дату рейса. Единственная пометка в выписке одного ребёнка была о том, что ему нежелательна смена климата. Когда дело рассматривали в суде весной 2019 года, нашли информацию в архиве погоды о температуре на 28 июля 2018 года. В Москве в этот день было +31º°С, в Иркутске — +26º°С, а значит, перелет не привёл бы к смене климата. Деньги за вынужденный возврат по болезни семья не получила.

Читать также
Овербукинг: что это, какие права есть у пассажиров и что обязаны делать перевозчики
Овербукинг: что это, какие права есть у пассажиров и что обязаны делать перевозчики

Когда деньги за невозвратный билет можно частично вернуть

Если вы не попали на рейс по своей вине, в некоторых случаях часть денег за невозвратный билет можно вернуть. Дело в том, что стоимость билетов состоит из двух частей — тарифа и сборов. Невозвратная сумма — это всегда тариф или стоимость перелёта с набором услуг, таки, как место багажа и ручной клади, питание на борту и другие.

Есть ещё деньги, которые пассажир платит за топливо и обслуживание в аэропорту, — это называется сборами. Если вы не полетели, значит, перевозчик не понёс эти расходы и должен вернуть «неиспользованную сумму» — это закреплено в Воздушном кодексе. Эти деньги можно получить назад, если компания не включила их в стоимость тарифа. Возвратные ли сборы у вашей авиакомпании или нет, нужно внимательно читать в описании тарифа. Ниже — пример, как об этом написано на сайте авиакомпании Nordwind.

Информация на сайте Nordwind о возвратности сборов.

Информация на сайте Nordwind о возвратности сборов. Источник: nordwindairlines.ru

Чтобы вернуть часть стоимости невозвратного билета:

1. Проверьте на сайте авиакомпании, что сборы подлежат возврату по условиям тарифа.

2. Предупредите авиакомпанию до конца регистрации на рейс, что вы не полетите, позвонив в контактный центр, написав на электронную почту или лично в аэропорту.

3. Свяжитесь с авиакомпанией через форму обратной связи на сайте и напишите заявление на возврат сборов и такс. За это могут удержать плату — этот момент стоит уточнить в условиях тарифа.

4. Дождитесь частичного возврата денег на ту карту, которой вы оплачивали билеты. Это может занять от пары недель до двух месяцев.

Советы, которые стоит запомнить

1. Предупредите авиакомпанию, что вы не летите по уважительной причине, раньше, чем закончится регистрация на рейс. Это можно сделать по телефону, электронной почте, на сайте перевозчика или в аэропорту.

2. Уточните на сайте авиакомпании, которой вы должны были лететь, какие документы нужно подготовить и как их оформить, чтобы вам одобрили возврат.

3. Отправьте пакет документов и заявление на возврат в течение 90 дней после даты рейса способом, указанным в правилах авиакомпании.

4. Если у вас нет уважительной причины, можно вернуть деньги за топливный и сервисные сборы, которые включены в билет. Прежде чем подавать заявление на возврат, проверьте на сайте, что сборы можно вернуть: это должно быть указано в тарифе.

Куда ещё поехать: идеи от Журнала Путешествий.

Понравилась статья? Вы можете написать свою
Стать автором
Аэропорты
Инструкция
Перелёт
7 КОММЕНТАРИЕВ
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
войти
star star
Мой сын не смог вылететь так как шенген виза была позже чем вылет, что делать в таком случае?
endrede545
Со Страховкой (ту, которую вам навязывают) можно вернуть. Иначе, скорее всего, нет. Можно только обменять билет было до конца регистрации
+79773877256
Добрый вечер, я купил себе билет, через несколько часов отменил его, и спросил у авиакомпании они сказали к сожалению не могут мне деньги, потому что я покупал не возратный билет 28.000 тысяч рублей улетел на воздух
brands111
а билеты на победу кто-нибудь возвращал?
Журнал Путешествий
Для возврата денег за билет необходимо обратиться в кассы аэропорта или в офис перевозчика либо посредника, где вы совершили покупку.
Наталья .
Добрый вечер.Я купила 13.02.2024 билеты на 03.04.2024 .и обратно 17.04.2024.За 30 000 рублей.21.02.2024 авиакомпания сообщила,что рейс отменён.И предложили лететь 02.04.2024.и обратно 16.04.2024.Что меня совсем не устраивает,о чём я и сообщила оператору компании.На почту прислали письмо,что могут вернуть деньги,но на 3500 рублей меньше.(сборы,комиссии....)Это законно?!
Kulicowa1961
У моих родственников форс-мажор.Теракт в Крокус Сити.Слава Богу все живы и здоровы.Но они купили на май месяц невозвратные билеты на Катарские авиалинии.Родственник, по не зависящим от него обстоятельствам ,не может воспользоваться билетами.Может кто-то знает,возможна хотя бы смена пассажира на данных билетах.Спасибо,если кто-то подскажет.
Похожие материалы
  • Нормы ручной клади в самолётах «Аэрофлота»: что можно провозить
    Нормы ручной клади в самолётах «Аэрофлота»: что можно провозить
  • Как получить шенгенскую визу в России в 2024 году
    Как получить шенгенскую визу в России в 2024 году
  • Правила въезда в Грузию для россиян в 2024: как пересечь границу
    Правила въезда в Грузию для россиян в 2024: как пересечь границу
читать ещё