Идеи поездок

Круиз по Волге на теплоходе: звёздное небо, древние города и отличный сервис

Елена Ходова
14 раз была в круизах на Волге
Круиз по Волге на теплоходе: звёздное небо, древние города и отличный сервис

Есть много причин любить речные круизы по Волге. Это и разнообразная природа с лесами, степями, полупустынями и цветущими на воде лотосами, и комфорт высокого уровня. Теплоход — это гостиница на воде с удобными каютами и отличной едой. На борту тепло, красиво и совсем не укачивает. А ещё вы можете за один отпуск посмотреть сразу несколько городов. Добираться до них по суше было бы гораздо дольше и дороже.

Можно активно посещать мероприятия или просто сидеть в видовом кафе и на палубе. Есть интересные экскурсии и развлечения для детей, взрослых и пожилых. Расскажу, как отправиться в круиз по Волге на теплоходе, где купить билет, какие цены на билеты, расписание и график движения.

1/2
Закат на Горьковском водохранилище
1/2

Какой маршрут по Волге выбрать

В первую очередь надо понять, откуда вы хотите начать маршрут, ведь не в каждом городе есть порт. Основные точки отправления — Москва и Санкт-Петербург. Скажу сразу: эти круизы дороже.

Гораздо выгоднее отправиться из Нижнего Новгорода, Казани или Самары, да и выбор направлений в таком случае будет больше. К примеру, в Нижнем Ока впадает в Волгу, поэтому можно пойти либо на Пермь, либо на Петербург или Астрахань (вверх или вниз по течению), либо до Москвы — по любой из двух рек. Здесь нет чёткого деления: многие маршруты идут из Нижнего сначала вверх, потом спускаются обратно к Нижнему и дальше проходят через разные города, к разным пунктам назначения. Разобраться во всём этом помогут фильтры, которые есть на сайтах компаний, предлагающих речные круизы.

На Волге четыре миллионника: Нижний Новгород, Казань, Самара и Волгоград. Но есть и маленький город Плёс, который входит в десятку городов России с самой маленькой численностью населения — всего 1734 жителя. Главные стоянки на Верхней Волге — это Тверь, Углич, Мышкин. Средняя Волга — это Нижний Новгород и Самара, Нижняя — Астрахань и Волгоград.

Когда отправляться в круиз

В конце каждого года Федеральное агентство речного и морского транспорта публикует распоряжение о сроках работы шлюзов на следующую навигацию. Сроки рассчитаны по данным многолетних гидрометеорологических наблюдений. Навигация на Волге начинается в конце апреля — начале мая и заканчивается в конце ноября. Июль и август считаются высоким сезоном, цены в это время самые высокие. Хотя опыт показывает, что в разгар лета могут идти сильные дожди, а на майских праздниках чаще всего ярко светит солнце.

Иногда путешествия на комфортабельном теплоходе становятся похожи на экстремальный туризм.

Однажды наш теплоход «Кронштадт» шёл из Санкт-Петербурга к первой стоянке в Вытегре — городу на берегу Онежского озера. Был один из первых рейсов навигации, 13 мая. Кое-где на озёрах ещё не сошёл лёд. Туристы беспокоились, не отменят ли круиз. Но в компании заверили, что всё будет в порядке.

На второй день круиза в пять утра я проснулась от скрежета за стеной каюты и подумала, что тянут якорь. Прихватив фотоаппарат, я вышла на палубу. Маленький дизельный ледокол «Невская застава» нарезал круги вокруг «Кронштадта», прокладывая дорогу в ледяном поле. Когда мы пришли в Вытегру, там уже стояли четыре теплохода с иностранными туристами. Под впечатлением от «ледового похода» они скупили в сувенирных палатках меховые шапки, жилеты, варежки и унты. А всего через неделю на Волге уже ярко светило солнце.

1/2
Дизельный ледокол «Невская застава» прокладывает путь в Онежском озере
1/2

Сколько стоит круиз, есть ли скидки и акции

На рейсах большинства компаний туристы отдыхают по принципу «всё включено». В оплату входит проживание, питание, развлечения на борту и основные экскурсии в городах. Не забывайте и про передвижение от одной точки к другой. Если самостоятельно организовать такой отдых — приобрести билеты на самолёт или поезд, забронировать гостиницы в разных городах, купить билеты в музеи с услугами экскурсовода, оплатить питание в ресторанах — сумма будет гораздо больше. Поэтому круиз — не так дорого, как кажется на первый взгляд.

Выгоднее всего покупать путёвку заранее. Продажи на навигацию следующего года начинаются осенью. Постоянным покупателям дадут бонусную карту со скидкой от 5 до 7%, а за каждую поездку начислят дополнительные баллы. Кроме того, есть постоянные скидки 10% для молодожёнов, военных, медицинских работников, многодетных семей и пенсионеров.

Бывают также акции на конкретные теплоходы и маршруты — за всем этим можно следить на сайте или подписаться на рассылку.

Наше тревел-шоу
Волгоград c Валентиной Ляпиной и Леонидом Слуцким: третья серия тревел-шоу Яндекс Путешествий
Волгоград c Валентиной Ляпиной и Леонидом Слуцким: третья серия тревел-шоу Яндекс Путешествий

Что учитывать при покупке билета

При выборе пункта отправления посмотрите, удобно ли вам будет до него добираться — на самолёте, поезде или машине. Например, аэропорт Самары расположен между Самарой и Тольятти. Однажды я летела в Самару из Москвы полтора часа, а из аэропорта до города по пробкам добиралась около двух.

Обращайте внимание и на время отправления теплохода в рейс. Одни круизы начинаются утром, а другие — вечером. Если вы приехали на ночном поезде, можно опоздать на посадку.

Как-то раз наш попутчик не успел сесть в Петербурге на теплоход и догнал нас через день в другом городе. Рассказывал, что не успел буквально на 15 минут, стоял в пробке на мосту и махал нам рукой. Поэтому лучше приезжать пораньше — посадка начинается за 2–3 часа до отправления: нужно пройти регистрацию, получить буклеты с расписанием и приглашением в ресторан, найти свою каюту (в первый раз не так просто сориентироваться на четырёх палубах и левом-правом борту) и донести багаж (в этом помогут матросы).

Можно выбирать маршруты не по пункту отправления теплохода, а по пункту прибытия, это удобно, если вы планируете продолжить путешествие после круиза. Есть также маршруты, которые возвращаются в порт отправления, например так называемая московская кругосветка. В нашей столице два речных вокзала: вы отправляетесь с Северного, доходите по Волге до Нижнего Новгорода, а возвращаетесь уже по Оке, через Москву-реку на Южный речной вокзал.

1/3
На сайте «Водоходъ» можно указать основные параметры: направление круиза, место отправления и прибытия, теплоход, продолжительность, даты
1/3

Ещё два полезных фильтра — длительность и даты круиза. Начать знакомство с Волгой можно с небольшого круиза выходного дня. Фактически такие рейсы длятся не один день, а три: теплоходы отправляются из Москвы, Казани, Самары, Нижнего Новгорода в пятницу и возвращаются вечером в воскресенье. Стоянка в этом случае одна (редко две): Валаам в круизе выходного дня из Петербурга, Мышкин, Углич или Тверь — в круизе из Москвы, Елабуга, Самара или Нижний Новгород — при отправлении из Казани.

За это время можно почувствовать все плюсы круизного отдыха и, если понравится, в следующий раз выбрать путешествие на 5–7 суток. А можно рискнуть и уйти в длинный круиз — более чем на пару недель.

На сайте есть подробная программа по маршруту на каждый день для каждого города

На сайте есть подробная программа по маршруту на каждый день для каждого города

Надо ли смотреть на класс теплохода

Иногда можно сортировать маршруты по конкретному теплоходу. По Волге ходят трёх- и четырёхпалубники, которые на маршрутах преодолевают обширные водохранилища. Пожалуй, только там существует минимальная вероятность того, что вы почувствуете качку, и то если будете на трёхпалубнике. На более крупном теплоходе это почти исключено.

Правила судоходства очень строгие: если прогноз погоды неблагоприятный, теплоход не выпустят в эти рукотворные «моря». Со мной это случилось всего раз, и даже не на Волге, а на озёрах: пошёл дождь, поднялся ветер, и трёхпалубнику «Карл Маркс» не разрешили перейти из Ладожского озера в Онежское, а вместо этого организовали другие стоянки. Причём на внутренних палубах, в каютах и помещениях теплохода было сухо, тепло, уютно и без качки.

1/2
Трёхпалубные теплоходы в порту Санкт-Петербурга. Вид с четырёхпалубного теплохода
1/2

В России используют четырёхпалубники двух основных видов: теплоходы проекта 92-016, построенные в Чехословакии в 1970-х, и теплоходы проекта 301, построенные в Германии в 1980-х. По своим характеристикам он схожи: длина около 130 метров, скорость 25 км/ч, около 300 пассажиров на борту.

Все места бывают распроданы только в пик сезона, на популярных маршрутах, во время акций и скидок. К числу пассажиров прибавьте примерно 100 человек команды при максимальной загрузке — экипаж и обслуживающий персонал.

Теплоходы регулярно проходят ремонт и реновацию. В 2002 году я попробовала путешествовать на теплоходе «Кронштадт», который прошёл модернизацию. На нём был сделан ремонт, увеличены площади кают, расширены душевые. Все каюты стали одноярусными, что гораздо комфортнее, в каждой появился телевизор, холодильник, кондиционер. Длительность стоянок увеличилась с 3–4 стандартных часов до 7–9. Теперь оставалось время не только на плановые экскурсии, но и на самостоятельные неспешные прогулки по городу. Стало возможным выбрать режим питания: завтрак, полупансион (завтрак + ужин) или обычный трёхразовый вариант. Мы выбрали полупансион, а обедали в городе, посещая заведения с местной кухней.

1/2
Четырёхпалубный теплоход «Кронштадт» в Волгограде
1/2

Какие каюты бывают на теплоходах

Есть небольшие, почти как мягкие купе в поезде, но и в них предусмотрен санитарный блок: туалет, душ и раковина. А также прихожая со шкафом для одежды, стол и стул. Это каюты класса стандарт. На многих теплоходах ещё встречаются двухъярусные спальные места, но они постепенно исчезают. Есть каюты комфортные, просторные, с бытовой техникой — класса полулюкс и люкс. В них две комнаты с дополнительными предметами интерьера.

Класс кают зависит также от палубы: чем выше, тем дороже. В каютах на корме больше слышен шум моторного отделения, поэтому лучше выбирать места на носу или в середине теплохода.

Наиболее дорогие каюты — на шлюпочной палубе, оттуда лучше обзор, они ближе к барам и ресторанам. Далее идёт средняя палуба, затем главная, и самые недорогие — на нижней, ближе к воде, с круглыми окошками-иллюминаторами. Стандартные каюты рассчитаны на одного, двух или трёх человек. Фото кают каждого теплохода можно посмотреть на сайте компании — организатора круизов.

Все каюты оборудованы розетками и радиоточками — очень полезно вовремя услышать приглашение в ресторан или рассказ о местах, мимо которых вы проплываете.

Что делать на теплоходе: еда и развлечения

В путешествии предусмотрено всё, чтобы вы не отвлекались на организацию быта. При регистрации вам выдадут приглашение в один из двух ресторанов — на средней или на главной палубе. Приглашение нужно показать официанту, и вас усадят за конкретный столик на 4–6 человек, где вы и будете питаться весь круиз. Сервировка очень красивая: скатерти часто меняют, а тканевые салфетки каждый день складывают по-новому.

Подача блюд соответствует ресторанному уровню. По утрам туристы выбирают индивидуальное меню на завтра из нескольких салатов, супов, десертов. Выбор второго блюда — задача не из лёгких: предусмотрена еда вегетарианская, диетическая, из мяса и рыбы. На некоторых рейсах завтрак организован как шведский стол. Кроме того, в кафе-барах на верхней и средней палубе всегда можно перекусить, выпить кофе и более крепкие напитки, съесть мороженое, попутно наслаждаясь видами из панорамных окон. А в конце круиза, который длится больше пяти дней, всех пригласят на «капитанский ужин» — с шампанским, морепродуктами и тортом в виде теплохода.

Ежедневно проходит уборка кают в удобное для туристов время — чаще всего во время экскурсий. Когда стоянка окончена, можно послушать живую классическую музыку в исполнении артистов-лауреатов. Здесь многое зависит от директора круиза, и каждый старается быть на высоте, чтобы в следующем сезоне гости приехали снова. Часто так и происходит: многие туристы предпочитают из года в год отдыхать на полюбившемся теплоходе вместе со знакомой командой, чувствуя себя здесь как в кругу семьи.

Если позволяет погода, днём люди загорают на верхней палубе, а по вечерам на ней устраивают дискотеки для детей и взрослых. Важный момент: взрослые на теплоходе могут отдохнуть не только с детьми, но и от детей. Аниматоры каждый день развлекают ребят, а в финале круиза на «отчётном концерте» представляют результат своих усилий: мини-спектакль, песенки или танцы.

Досугом на борту теплохода охвачены все возрастные категории: можно играть в лото и мафию, ходить на зарядку, йогу, танцы... В конференц-зале показывают фильмы о городах и музеях на маршруте. Ещё одна милая деталь, сохранившаяся с доинтернетных времён: на каждом теплоходе есть небольшая библиотечка с оригинальным подбором книг.

Впрочем, вы можете с чистой совестью пренебречь всей этой суетой и спокойно возлежать весь круиз в шезлонге, время от времени лишь меняя дислокацию — переходя с носа на корму теплохода — и наблюдая, как меняются за бортом пейзажи, всходит и заходит солнце, полощутся за кормой швабры дежурных матросов и носятся над головой чайки, которых строго запрещено прикармливать.

1/2
В круизах я рисую скетчи с натуры или по свежим фотографиям — это удобно делать в холле, в кафе, в библиотеке. Ярославль. Церковь Николы Надеина, окружённая в советское время домами
1/2

Будут ли по пути шлюзы

На Волге 18 шлюзов, считая шлюз № 1 канала имени Москвы. Их глубина достигает 18–20 метров — примерно с шестиэтажный дом.

Моё знакомство со шлюзами началось внезапно. Однажды, выйдя после обеда на среднюю палубу, я увидела перед собой не волжские дали, а глухую бетонную стену, мокрую, холодную и очень высокую. Это и был шлюз: теплоход, как на лифте, опустился на несколько метров в бетонной камере, а впереди и позади открывались и закрывались ворота. Шлюзование длится минут 10–20, это зависит от размера камеры и перепада уровня воды.

Почти каждый шлюз уникален с инженерной точки зрения. На многих установлены скульптуры: например, на песчаной косе возле шлюза и водосборной плотины Рыбинской ГЭС стоит 17-метровая девушка с буревестником, которая называется «Мать-Волга». Одной рукой она приветствует корабли, входящие в Волгу из Рыбинского водохранилища, а в другой держит чертежи с планами ГОЭЛРО.

Расписание прохождения шлюзов обычно висит на ресепшене. Оно строго соблюдается, а заявки на шлюзование подают задолго до начала навигации. Если вы проходите шлюз, по судовому радио обязательно расскажут его историю.

1/4
Вот она, бетонная стена. Чайки ждут добычу. Трёхпалубный теплоход «Николай Чернышевский» зашёл за нами в шлюз
1/4

Что делать во время стоянок

Главная цель круиза — не плавание, а посещение сразу нескольких городов. Во время стоянок у вас будет достаточно времени и на пешую, и даже на автобусную экскурсию.

Стоимость основных экскурсий включена в путёвку, а дополнительные можно купить прямо на борту. Вас даже могут отвезти в усадьбу Некрасова под Ярославлем или в небольшой городок Семёнов — посмотреть на хохлому. Местные краеведческие музеи и первоклассные художественные галереи ждут своих поклонников. Если вы интересуетесь искусством и историей, у вас большой выбор: от домов-музеев Шишкина в Елабуге и Левитана в Плёсе до «бункера Сталина» в Самаре.

Любителей гастрономического отдыха тоже побалуют. В специализированных магазинах в Костроме можно попробовать сыр, а в Самаре — шоколад, можно поучаствовать в обрядовой дегустации пива в Чебоксарах, водки — в Мандрогах, пирожков-«углов» — в Плёсе. И это далеко не всё: организаторы каждый год стараются разнообразить программу, и даже если вы посещаете город в третий-четвёртый раз, вам будет из чего выбрать.

Для примера расскажу о маршруте из Нижнего Новгорода в Москву на теплоходе «Кронштадт», который длится пять дней. Это стандартный маршрут средней ценовой категории, его удобно вписать в небольшой отпуск.

Из Нижнего Новгорода мы стартовали в девять утра. Если вы приехали накануне, у вас есть время посмотреть кремль, погулять по местному Арбату — пешеходной Большой Покровской улице, а может быть, даже взобраться по Чкаловской лестнице и посчитать ступеньки — их там 560. Или проехать 3660 метров над Волгой по канатной дороге, в город Бор и обратно.

После регистрации и размещения в каюте вас ждёт бокал шампанского и знакомство с командой: капитаном, директором круиза, директором ресторана, медработником и артистами.

На следующий день, также в девять утра, прибытие в Кострому. Это родина Сусанина, Снегурочки и драматурга Островского. Именно здесь четыре века назад началась история династии Романовых, когда Михаил Романов был призван на царство из Ипатьевского монастыря. В центре Костромы в старинных Торговых рядах находится Сырная биржа, где можно попробовать разные виды сыра.

На третий день в 8:00 мы были уже в Ярославле, который в 2010 году отметил своё тысячелетие. Каменные постройки возводили здесь ещё в домонгольский период, а до наших дней сохранилось много церквей ХVII века. А ещё Ярославль — столица Золотого кольца, куда входят восемь древних городов Северо-Восточной Руси. И все эти города можно посмотреть в Ярославле — на макете, который создал Андрей Назаров и его команда.

Четвёртый день — Углич. С Волги открывается прекрасный вид на церкви XVII–XVIII веков, кремль, торговые ряды, деревянную застройку. Здесь находится Центральный музей истории гидроэнергетики России, где собраны подробные макеты крупнейших в мире электростанций. Детям очень нравится зал, где нужно вырабатывать энергию, вращая педали велосипеда.

На пятый день — прибытие в Москву.

Советы туристам

1. Перед путешествием узнайте прогноз погоды в городах по маршруту: колебания температур могут быть очень большими. Обязательно возьмите тёплую одежду: по вечерам на реке прохладно, а сидеть всё время в каюте неинтересно.

2. В каюте и на палубах есть розетки, но внешний аккумулятор для зарядки тоже не помешает — на случай, если вы захотите гулять в городе весь день.

3. Возьмите удобную обувь для пешеходных прогулок. И что-нибудь красивое для капитанского ужина.

4. Не опаздывайте на посадку в городах, где вас высаживают погулять. За 15, 10 и 5 минут до отплытия всех предупредят по громкой связи, но ждать не будут.

5. Сохраняйте выданный вам бейджик гостя с телефоном директора круиза, а лучше запишите его или сфотографируйте на телефон: от форс-мажора никто не застрахован.

6. С животными путешествовать нельзя. Говорят, что бывают исключения, но я зверюшек на борту не встречала.

7. При первых признаках простуды или недомогания обратитесь в медпункт на борту — там вам помогут.

8. Изучайте расписание, чтобы не пропустить шлюзование и другие интересные события на борту.

9. Основные компании на рынке речных круизов — Водоходъ, Инфофлот, Мостурфлот.

10. По Волге обычно курсируют трёх- и четырёхпалубные теплоходы. Если вы захотите, например, посмотреть города на Оке, учтите, что река неглубокая. Там смогут пройти только компактные двухпалубные теплоходы.

Куда ещё поехать: идеи от Журнала Путешествий.

Круиз
Летний отдых
Путешествия по России
Река
Советы
Волга
0 КОММЕНТАРИЕВ
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
войти
Похожие материалы
  • Сколько лететь до Америки из Москвы: расстояние и маршрут
    Сколько лететь до Америки из Москвы: расстояние и маршрут
  • 6 мест в России, похожие на пейзажи из фильма «Дюна»
    6 мест в России, похожие на пейзажи из фильма «Дюна»
  • Что делать во время извержения и опасно ли планировать восхождение на вулкан: советы эксперта
    Что делать во время извержения и опасно ли планировать восхождение на вулкан: советы эксперта
читать ещё