Учебник

«Ласточка»: чем отличается бизнес-класс от эконома и базового тарифа

Алина Хафизова
Путешествует на «Ласточках»
«Ласточка»: чем отличается бизнес-класс от эконома и базового тарифа

«Ласточки» — скоростные электропоезда, где все места сидячие. Путешествовать на «Ласточке» недорого, а главное — быстро. Например, за 4‒5 часов из Москвы можно добраться до Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Смоленска, Курска и других городов. 

Расскажу и покажу, как выглядит бизнес-класс, в чём отличия бизнес-класса, эконома и базового и как выбрать место у окна.

О «Ласточках»

«Ласточка» — скоростной электропоезд, который может разгоняться до 160 км/ч. Перед зимними Олимпийскими играми 2014 года компания РЖД заказала у немецкой компании Siemens электропоезда, чтобы участники и болельщики могли с комфортом перемещаться из пригородов Сочи к месту Игр и обратно. 

После Олимпиады появились новые модификации поездов, и их стали использовать на других линиях. Причём часть «Ласточек» теперь не только пригородный транспорт, но и достойная альтернатива поездам дальнего следования: на «Ласточках» можно добраться из одного региона в другой за 4‒5 часов. 

Удобство и число услуг, доступных в «Ласточке», зависит от типа поезда, перевозчика и класса обслуживания.

Некоторые направления, по которым курсируют «Ласточки»
ФПК
ДОСС
Скоростные
Москва — Белгород
Москва — Кострома
До 200 км/ч
Москва — Курск
Москва — Иваново
Поезда с номерами 701–750
Москва — Нижний Новгород
Москва — Нижний Новгород
Москва — Минск
Москва — Санкт-Петербург
Москва — Санкт-Петербург
Нижний Новгород — Иваново
Москва — Смоленск
Нижний Новгород — Киров
Скорые
Адлер — Анапа
Санкт-Петербург — Псков
До 90 км/ч
Адлер — Новороссийск
Петрозаводск — Псков
Поезда с номерами 801–898
Екатеринбург — Пермь
Санкт-Петербург — Печоры
Екатеринбург — Тюмень
Санкт-Петербург — Сортавала
Краснодар — Роза Хутор
Имеретинский Курорт — Кавказская
Санкт-Петербург — Петрозаводск
Ростов — Новороссийск

Типы поездов «Ласточка»

Существует три модели составов «Ласточек»: Стандарт, Премиум, Новый стандарт — Премиум. Они отличаются друг от друга особенностями компоновки. 

Стандарт

В Стандарте салон пригородного типа. Здесь более плотная посадка: в промежуточных вагонах по 103 места, а в составах Премиум, например, только 75. Обычно все места в Стандарте — третьего класса (буквенные обозначения — 2Ж, 2Е, 2С). Кресла жёсткие, регулировать спинку нельзя. 

Ещё одна особенность — откидные сиденья. В каждом вагоне 4‒9 таких мест. В Стандарте есть розетки, но их 3‒4 штуки на весь вагон. Туалеты находятся в крайних вагонах, то есть в 1-м и 5-м или также в 6-м и 10-м, если состав сдвоенный.

Салон «Ласточки» Стандарт.

Салон «Ласточки» Стандарт. На кресла часто надевают синие чехлы, поэтому их цвет на фотографии может отличаться от того, что вы увидите в поезде. Фото: rzd.ru

Обычно «Ласточки» Стандарт — это скорые поезда, они развивают скорость до 90 км/ч. Они курсируют по направлениям Краснодар — Сочи, Краснодар — Имеретинский Курорт, Екатеринбург — Пермь, Адлер — Новороссийск. Также ряд скоростных поездов имеют компоновку Стандарт. Например, на маршрутах Москва — Смоленск, Москва — Нижний Новгород, Москва — Санкт-Петербург.

Схема вагона в «Ласточке» Стандарт на маршруте Краснодар — Имеретинский Курорт

Схема вагона в «Ласточке» Стандарт на маршруте Краснодар — Имеретинский Курорт

Премиум и Новый стандарт — Премиум

Премиум и Новый стандарт — Премиум похожи. Салоны в этих моделях межрегионального типа с более свободной компоновкой мест и креслами с мягким изголовьем — путешествовать на длинные расстояния будет комфортнее, чем в Стандарте. 

В этих составах есть места всех классов обслуживания. В Новом стандарте — Премиум их очерёдность всегда одинаковая: бизнес-класс (1-й вагон), эконом или второй класс (2‒3-й вагоны), базовый или третий класс (4‒5-й вагоны). 

В Премиуме есть четыре туалета, по два в голове и хвосте состава. В поездах Новый стандарт — Премиум уборных пять: две в вагоне № 1, ещё две в вагоне № 3 и одна в последнем.

Классы обслуживания в «Ласточках»

«Ласточки» есть в подвижном составе двух перевозчиков — Федеральной пассажирской компании (ОАО ФПК) и Дирекции скоростного сообщения (ДОСС). Хотя оснащение поездов одинаковое, в них действуют разные правила проезда и тарифные планы. Буквенные обозначения классов обслуживания и услуги, которые должны предоставляться пассажирам, также немного отличаются.

Расскажу, что ждать в вагоне бизнес-класса и чем отличается базовый от эконома в «Ласточке». Более точную информацию о своём поезде, вагоне и месте вы сможете посмотреть при покупке билетов на Яндекс Путешествиях.

Обозначения классов в «Ласточках» ДОСС
Базовый (2Ж)
Эконом (2П)
Комфорт (2М)
Бизнес (1С)
4–5-й вагоны
2–3-й вагоны
1-й вагон*
1-й вагон*
кондиционер
кондиционер
кондиционер
кондиционер
биотуалет
биотуалет
биотуалет
биотуалет
доступ к мультимедийному контенту
питание
пресса
дорожный набор
детский набор (для пассажиров до 10 лет)
пребывание в бизнес-залах ожидания**

* Обычно комфорт-класс или сдвоен с бизнес-классом, или отсутствует
** Только на маршрутах Москва — Иваново — Москва и Москва — Нижний Новгород — Москва

Обозначения классов в «Ласточках» ФПК
Тип вагона
Класс обслуживания
Услуги
С улучшенной компоновкой мест
1P бизнес-класс
кондиционер, биотуалет, питание, доступ к мультимедиа, пресса, санитарно-гигиенический набор, плед
кондиционер, биотуалет
Со стандартной компоновкой мест
кондиционер, биотуалет, доступ к мультимедиа, пресса
кондиционер, биотуалет, доступ к мультимедиа, пресса, можно провозить животных
2С*
кондиционер, биотуалет
кондиционер, биотуалет, можно провозить животных, оборудованы места для инвалидов
2Е*
кондиционер

* Только в «Ласточках» Стандарт

«Ласточка» бизнес-класс

Маркировка: ДОСС — 1С; ФПК — 1Р 

Бизнес-класс — это весь первый вагон или, что встречается чаще, 16 кресел первого вагона «Ласточек». Они отделены перегородкой от остальной части, в которой расположены места комфорт- (для поездов ДОСС) или эконом-класса. 

Кресла бизнес-класса в «Ласточке» Новый стандарт Премиум.

Кресла бизнес-класса в «Ласточке» Новый стандарт Премиум. Фото: rzd.ru

Пассажирам, которые путешествуют 1-м классом, предоставляют самые удобные кресла — с кожаной обивкой и мягким подголовником, а также регулируемой спинкой и подставкой для ног. Для удобства тех, кто путешествует вечером, предусмотрели индивидуальные маленькие светильники у изголовья. Перед каждым пассажиром есть небольшой откидной столик. Под подлокотником у сидений расположены розетки и два USB-порта. В салоне есть отдельный туалет, гардероб и автомат для чистки обуви.

Схема мест в бизнес-классе «Ласточки» Новый стандарт — Премиум по маршруту Москва — Нижний Новгород, перевозчик ДОСС

Схема мест в бизнес-классе «Ласточки» Новый стандарт — Премиум по маршруту Москва — Нижний Новгород, перевозчик ДОСС

Для каждого путешественника предусмотрен дорожный набор — обычно это тапочки, маска для сна и беруши. В «Ласточках» ДОСС для детей до 10 лет, для которых оплачен билет, предлагается специальный набор.

В билет пассажиров бизнес-класса включено питание: завтрак, обед или ужин в зависимости от времени поездки. Обычно в приём пищи входит салат, горячее и десерт. Выбрать из меню можно в вагоне или на сайте РЖД за 48 часов до отправления поезда. Во время поездки напитки можно заказывать без ограничений, но еду — только один раз.

В «Ласточках», которые курсируют между столицей и Иваново или Нижним Новгородом, пассажиры 1-го класса обслуживания могут бесплатно провести до трёх часов в бизнес-зале ожидания в этих городах.

В некоторых поездах ДОСС, кроме бизнес-класса, есть комфорт-класс. Пассажирам не предоставляется питание, дорожный и детский наборы, при этом у них такие же кресла и та же возможность пользоваться удобствами первого вагона — гардеробом и автоматом для чистки обуви. Класс обслуживания комфорт есть не в каждой «Ласточке». Обычно перегородка в первом вагоне отделяет бизнес-класс от эконома.

«Ласточка» эконом-класс и базовый

Маркировка эконом: ДОСС — 2П; ФПК — 2Р, 2Ю; базовый: 2Ж

Обычно места эконом-класса располагаются во 2-м и 3-м вагоне, а базового — в 4-м и 5-м. Отличий между ними немного, разница в цене — до 500 рублей.

Сиденья. В эконом-классе спинку сидений можно немного регулировать, в базовом классе — нет. Конечно, с кожаными креслами бизнес-класса не сравнить — те остаются самыми удобными. 

Салон эконом-класса в «Ласточке» Новый стандарт — Премиум.

Салон эконом-класса в «Ласточке» Новый стандарт — Премиум. Фото: rzd.ru

Розетки. Под каждым подлокотником кресла в эконом-классе есть своя розетка 220В. В базовом — их всего четыре на весь вагон. Если у вас долгое путешествие, стоит взять с собой портативный аккумулятор — power bank.

1/2

Схема вагона № 2 (эконом)  в «Ласточке» Новый стандарт — Премиум по маршруту Москва — Нижний Новгород, перевозчик ДОСС

1/2

Расположение мест. В эконом-классе во 2-м вагоне на два ряда меньше мест, чем в аналогичном 4-м вагоне базового класса. Из-за этого там может быть немного свободнее. 

Также в поездах ФПК пассажирам вагонов класса обслуживания 2Р, 2Ю предоставляют прессу и доступ к мультимедийной системе.

Какое место лучше выбрать

Зависит от ваших предпочтений. Если вас укачивает в поезде, стоит выбрать место около окна по направлению движения. На многих маршрутах на Яндекс Путешествиях указано, в какую сторону будет двигаться поезд, поэтому можно определиться с местом заранее. Для «Ласточек» действует общее правило: все кресла у окна — нечётные. Чётные места — посередине или у прохода. 

Чтобы ноги не упирались в кресло впереди, стоит искать место, перед которым никто не сидит. На схеме выделила синим цветом места 20, 78, 90. В компоновке этого вагона перед пассажирами на этих местах нет кресла следующего ряда, и можно вытянуть ноги, но при этом не будет откидного столика. 

Ещё несколько мест, выделенных красным, расположены у выхода. Из плюсов — только рядом с этими местами в вагоне базового класса есть розетки, из минусов — ноги, скорее всего, будут упираться в перегородку, которая находится перед этими местами. Ещё не самые удобные места — те, перед которыми находятся багажные полки (такие есть в эконом-вагоне № 2). 

Если вы хотите любоваться видами за окном, не берите места, которые выделены оранжевым: пассажиры, которые их займут, будут сидеть рядом с перегородкой и вряд ли увидят пейзажи по пути. 

Схема мест в вагоне № 4 базового класса в «Ласточке» Новый стандарт Премиум на маршруте Москва — Иваново

Схема мест в вагоне № 4 базового класса в «Ласточке» Новый стандарт Премиум на маршруте Москва — Иваново

Как перевозить животных в «Ласточке»

В «Ласточках» провезти небольшое комнатное животное и птиц можно только в переноске или контейнере, который по размеру не превышает 180 см по сумме трёх измерений. Питомца в клетке необходимо поместить на багажную полку. За его перевозку будет взиматься плата — примерно 150 рублей, эта сумма уже включена в стоимость места для пассажиров с животными. В «Ласточках» ДОСС это сиденья с 43-го по 58-е в 3-м эконом-вагоне (буквенное обозначение — 2П). В поездах ФПК это места в вагонах класса обслуживания 2Ю и 2Ж. 

Собак-поводырей можно перевозить в любом вагоне в наморднике и с поводком.

Читать также
Правила перевозки собак в поезде в 2025 году
Правила перевозки собак в поезде в 2025 году

Главное

  1. «Ласточки» дальнего следования бывают трёх видов: Стандарт, очень похожий на пригородную электричку, Премиум и Новый стандарт — Премиум: поезда с салонами межрегионального типа и тремя классами обслуживания. 
  2. Основные перевозчики — ФПК и ДОСС. Они по-разному обозначают классы обслуживания, но набор услуг, которые они предоставляют, примерно одинаковый.
  3. Бизнес-класс всегда находится в первом вагоне. Пассажирам предоставляют самые удобные кресла — с кожаной обивкой и мягким подголовником, а также регулируемой спинкой и подставкой для ног. В стоимость билета включён один приём пищи во время поездки, рацион можно выбрать заранее или во время путешествия.
  4. Эконом-класс (2П, 2Р, 2Ю) находится обычно в вагонах № 2 и 3, а базовый (2Ж) — в вагонах № 4 и 5, но лучше ориентироваться на буквенные обозначения. В экономе несколько свободнее, есть розетка у каждого места, спинку кресла можно немного регулировать. Разница в цене с базовым — до 500 рублей.
  5. Выбирая место, помните, что нечётные кресла находятся у окна, чётные — посередине или у прохода. Если вам хочется сидеть более свободно и вытянуть ноги, стоит искать места, перед которыми нет кресла следующего ряда.

Фото на обложке: rzd.ru

Понравилась статья? Вы можете написать свою
Стать автором
Инструкция
Поезд
Советы
У нас есть ещё и рассылка с новыми статьями, акциями и промокодами на отели
Подписываясь, я подтверждаю своё согласие на получение рекламных и иных маркетинговых сообщений от Яндекс Путешествий (ООО «Яндекс.Вертикали» 115035, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, д. 82, стр. 2, пом. 3А06), на условиях Пользовательского соглашения
12 КОММЕНТАРИЕВ
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
войти
Ирен
как тебе комфортность ласточек
Марина Вилева
Ласточка Краснодар - Роза хутор. 116 мест. Очень неудобно. И бесконечная очередь в туалет. Совершенно не комфортная поездка длительностью в 6 часов
Алина Щербак
Мне не нравится что окна не открываются. Кондиционер не сравнится со свежим воздухом... И попутчики бывают разные, Все-таки приятнее было бы, если бы были форточки
Psypsygirl
Люди так то там спят, нужна тишина
a724549
Спасибо. Очень информативно.
golovinvu@mail.ru
Всё предельно доходчиво написано.
  • «Ласточка»: чем отличается бизнес-класс от эконома и базового тарифа