Учебник

Нумерация вагонов: раскрываем основные секреты

Алексей Шабельский
Провёл расшифровку тайного кода железнодорожников
Нумерация вагонов: раскрываем основные секреты

Железная дорога — это прежде всего порядок и точность. В огромном хозяйстве всё должно быть учтено и подсчитано. Всем железнодорожным вагонам как подвижным единицам присваивается уникальный 8-значный (иногда 12-значный) номер, который даёт исчерпывающую информацию об их характеристиках.

Если научиться читать этот код, то можно получать много полезной информации. Например, узнать к какому отделению железной дороги приписан вагон и есть ли буфет. А если вдруг в составе будет два 9-х вагона, как в юмористической миниатюре Михаила Задорнова, то по 8-значной нумерации точно можно будет понять, какой из них нужен вам.

Теория нумерации

На боку каждого товарного и пассажирского вагона есть восемь цифр. Вы их точно видели , просто никогда не обращали на них внимания. По сути, это как инвентарный номер.

Каждая цифра в номере в зависимости от своей позиции обозначает конкретный параметр. Нумерацию создают по строгому стандарту, последняя версия которого утверждена в 2005 году. Эту систему используют на всех составах любых типов. При этом у разных типов составов значения цифр расшифровываются по-разному.

Инвентарную нумерацию чаще пишут в две строки.

Что значат цифры кода у пассажирских составов

      Первая цифра — род подвижного состава. Как мы уже выяснили, у пассажирских вагонов здесь будет 0.

      Вторая и третья цифры у пассажирских вагонов обозначают код дороги, к которой приписан вагон. Например, если у вагона на этом месте указано число 29, он будет относиться к Северной железной дороге.

Вот таблица с железнодорожными кодами приписки, по которой можно определить железную дорогу, к которой относится вагон. 

      Четвёртая цифра — тип вагона:

0 — мягкий;

1 — купейный;

2 — плацкартный;

3 — межобластной вагон с сидячими местами;

4 — почтовый и банковский;

5 — багажный и почтово-багажный;

6 — вагон-ресторан;

7 — служебно-технический (дефектоскоп, путеизмеритель и т. д.);

8 — спецвагон;

9 — резерв.

        Пятая, шестая и седьмая цифры — порядковый номер вагона.

У купейных вагонов пятая цифра несёт ещё и дополнительную информацию. Купейным вагонам и вагонам с буфетом соответствуют цифры от 1 до 3, вагонам, переделанным из штабных в обычные — 4, действующие штабные вагоны с радиокупе обозначаются 6, а вагонам, где есть купе-буфет, дают цифру 7.

Чем интересен штабной вагон, кроме того, что там едет начальник поезда? Во-первых, он имеет расширенный дверной проём и несколько купе, предназначенных для людей с ограниченными возможностями.

Во-вторых, за отдельную плату, если ваша поездка длится более суток, в штабном вагоне можно принять душ.

В вагонах с буфетом обычно есть пара пассажирских купе, остальное место отведено для питания пассажиров лёгкими закусками.

      Восьмая цифра — контрольная цифра.

Что значат цифры кода у грузовых составов

      Первая цифра — род грузовой единицы.

Например, это может быть крытый вагон, платформа, цистерна и т. д.

Подробно обо всех типах грузовых вагонов и их обозначениях можно прочитать в справочнике, подготовленном информационно-вычислительным центром железнодорожных администраций.

      Вторая и третья цифры у грузовых составов обозначают количество осей и основные характеристики. Каждая ось соответствует одной колёсной паре, осей у одного вагона может быть от 2 до 32. Чаще всего встречаются вагоны из четырёх или восьми осей.

      Четвёртая, пятая и шестая — порядковый номер вагона, который присваивается заводом-изготовителем при выпуске.

      Седьмая — сведения о ручном тормозе и наличии переходной площадки.

      Восьмая — контрольная цифра, используется для проверки правильности всей нумерации.

Контрольная цифра считается по общепринятому специальному алгоритму, который используют и для контроля правильности номеров банковских карт.

Расширенная нумерация поездов РИЦ (RIC)

Аббревиатура обозначает, что вагоны построены по международному стандарту, который используется на железных дорогах Евросоюза. Там, например, вы можете найти душ, а в купе откидной столик с минираковиной.

Нумерация таких вагонов расширенная и состоит из 12 цифр. Вот что они обозначают:

      Первые две цифры указывают на совместимость колёсной пары с

с разными вариантами ширины колеи и наличие кондиционеров на борту.

Если первые символы цифры 5 и 2, то вагон может двигаться по путям с разной шириной колеи, но в нём нет кондиционера. Цифры 6 и 2: перед нами вагон с раздвижными колёсными парами и оборудованный кондиционером.

      Третья и четвёртые цифры соответствуют коду страны, владеющей конкретным составом, для России это 20.

      Пятая и шестая показывают род вагона пассажирского (плацкарта, купе и т. д.), а также позволяют узнать количество мест.

Например, спальный вагон обозначается цифрой 7. Если в нём 10 купе, то после будет стоять 0, если 11 — 1, а если 12 купе, то 2.

      Седьмая относит вагон к группе по предельной скорости.

1 — это значит, что вагон может двигаться со скоростью до 120 км/час, 4 — до 140 км/час, 7 — до 160 км/час и 9 — свыше 160 км/час.

      Восьмая показывает вид используемого тока.

Если речь идёт о современных вагонах, как правило, указывается 0, означающий однофазный переменный ток.

      Девятая, десятая и одиннадцатая классифицируют конкретный вагон по правилам владеющего им государства, включая его род и особенности.

Мягкие вагоны обозначаются в РФ как 0, а вагоны габарита РИЦ — цифрой 2.

      Последняя, двенадцатая цифра традиционно считается контрольной и показывает правильность составления всей нумерации вагона.

Трафарет для нанесения нумерации на вагоны типа РИЦ отличаются от стандартных. Символы с пятого по одиннадцатый необходимо подчёркивать одной сплошной чертой, а высота цифр, наносимых на вагон, должна быть не менее 80 миллиметров.

Виды вагонов на железных дорогах России
Виды вагонов на железных дорогах России

Вместо заключения

  1. Системы нумерации вагонов для грузовых, пассажирских и международных поездов различаются. При этом все они соответствуют строгим стандартам.
  2. Ноль в начале нумерации однозначно указывает, что перед вами пассажирский вагон.
  3. Пассажирские вагоны необязательно должны быть предназначены для перевозки людей. К ним относятся, например, багажные и почтовые вагоны, а также вагоны-лаборатории.
  4. Вторая и третья цифры в нумерации пассажирских вагонов указывают на железную дорогу, к которой приписан вагон.
  5. В первой цифре нумерации грузовых вагонов зашифрован их вид.

Теперь вы вооружены знаниями, которые сделают вас в глазах непосвящённых пассажиров знатоком железнодорожной тематики.

Понравилась статья? Вы можете написать свою
Стать автором
Под стук колёс
3 КОММЕНТАРИЯ
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
войти
ШАЛИМОВ Николай Иванович
спасибо познавательно.
Anvar Abdiev
Информация бесполезная.
Вячеслав Леонов
Почему?
Похожие материалы
  • Анапа, Мурманск и Казань: куда поехать на поезде в июне
    Анапа, Мурманск и Казань: куда поехать на поезде в июне
  • Как провозить велосипеды в поезде
    Как провозить велосипеды в поезде
  • Путешествие без скуки: чем занять детей в поезде
    Путешествие без скуки: чем занять детей в поезде
читать ещё