Учебник

Посадочный талон: зачем нужен и как его получить

Ирина Пряхина
Ирина Пряхина
Предпочитает бумажные талоны
Посадочный талон: зачем нужен и как его получить

Вы собрались в аэропорт, чтобы отправиться на отдых, а значит, у вас точно должен быть посадочный талон — простыми словами, это билет. Он содержит всю важную информацию о рейсе и о пассажире.

Как выглядит посадочный талон на самолёт, какие данные на нём отображаются, как получить, где посмотреть номер и нужно ли распечатывать в случае онлайн-регистрации на рейс — разберу все эти вопросы. Отдельно рассмотрю варианты действий во внештатных ситуациях — например, если талон потерялся или вы его просто не распечатали.

Что такое посадочный талон, как он выглядит и для чего нужен

Посадочный талон, или boarding pass — это документ, по которому пассажир проходит контрольные пункты в аэропорту и попадает на борт самолёта.

У всех талонов, которые выдают в аэропорту, стандартный вид: это документ размером примерно 20 × 8 см, его могут печатать на картонке или тонкой бумаге — это более экономично и экологично. Если вы зарегистрировались на рейс онлайн и хотите распечатать посадочный талон самостоятельно, сделайте это на листе формата А4.

Талон состоит из двух частей: одна — для сотрудников аэропорта и авиакомпании, вторая — для пассажира.

В части для сотрудников и авиакомпании указываются все данные, идентифицирующие пассажира и его рейс. Тут перечислены:

  • номера рейса и билета;
  • номер выхода на посадку;
  • класс обслуживания;
  • время начала посадки в самолет;
  • участие пассажира в программе лояльности;
  • номер места.

Здесь же ставят отметки о досмотре и прохождении таможни. Часто можно увидеть QR-код или штрих-код, по которому пассажиры проходят на посадку. Эту часть талона отрывают перед трапом или у выхода на посадку.

В части для пассажира указывают почти тот же набор сведений, которые помогут путешественнику сориентироваться в аэропорту:

  • имя и фамилия пассажира и обращение;
  • номера рейса, места и электронного билета;
  • аэропорты вылета и прилёта;
  • дата и время посадки;
  • номер выхода на посадку.

Часть посадочного талона для пассажира

На посадочный талон для пассажира наклеивают багажную бирку со штрих-кодом, которую могут проверить при получении вами багажа в аэропорту прилёта. По этой же бирке ищут потерянные вещи.

Если вы летите с пересадками, вас могут зарегистрировать сразу на все сегменты перелёта. В этом случае вы получите несколько посадочных талонов — по одному на каждую часть пути. Не всегда удаётся распечатать несколько посадочных самостоятельно или в киоске самообслуживания, потому что рейс могут обслуживать разные авиакомпании.

Посадочный талон для ребёнка

Дети до двух лет путешествуют без билета и посадочного талона. После двух лет для ребёнка нужно покупать билет, даже если он будет сидеть на руках у родителей. А если есть билет, то нужен и посадочный талон.

Электронный посадочный талон

Во всех российских аэропортах пассажиры должны предъявлять посадочный талон, распечатанный на бумаге. На талоне сотрудники аэропорта делают отметки о досмотре, прохождении таможенного контроля, выделяют номер и время выхода на посадку. В других странах требования более мягкие, и электронные посадочные талоны допустимы. Например, вы можете сохранить их на телефон, компьютер или смарт-часы и проходить все зоны по QR- или штрих-коду.

Чтобы узнать, нужно ли распечатывать электронный посадочный талон, прочитайте правила авиакомпании или изучите письмо, в котором отправлен электронный талон — там написано, нужно ли его печатать или достаточно электронного варианта.

Электронный посадочный талон невозможно потерять, но может разрядиться устройство, на котором вы планировали его показывать

Как получить посадочный талон

Пассажир получает посадочный талон после регистрации на рейс: не имеет значения, в какой форме вы это сделали — в аэропорту или онлайн. Если регистрируетесь в аэропорту, на стойке вам выдадут бумажный посадочный талон, про который мы писали выше.

Если вы летите без багажа и уже зарегистрировались на рейс онлайн, то посадочный талон можно распечатать самостоятельно в специальных терминалах самообслуживания от вашей авиакомпании. Обычно терминал запрашивает имя пассажира и данные электронного билета. Если у вас есть приложение авиакомпании, можно отсканировать QR- или штрих-код, и талон сформируется автоматически.

Распечатать посадочный талон можно только в аппарате авиакомпании, которой вы летите. Например, при полёте «Аэрофлотом» использовать терминал S7 нельзя.

Если, помимо ручной клади, вы берёте с собой багаж, то лучше получить посадочный талон на стойке, потому что сдать свой чемодан другим способом не получится.

Как восстановить посадочный талон

Если вы потеряли электронный посадочный талон, сделать дубликат просто. Вы можете попросить об этом сотрудников аэропорта или обратиться на стойку регистрации на рейс.

Если потерялся бумажный посадочный талон, дальнейшие действия будут зависеть от места, где вы обнаружите этот факт.

  • Посадочный потерялся в аэропорту до прохождения досмотра?: обратитесь на стойку регистрации и попросите выдать дубликат;
  • Посадочный потерялся в «чистой» зоне после прохождения досмотра и иногда таможни: обратитесь за помощью к сотрудникам аэропорта, они подскажут, как поступить дальше;
  • Посадочный потерялся на борту самолёта или в офисе авиакомпании в аэропорту: обратитесь к бортпроводникам или к сотрудникам офиса, и они выпишут посадочный документ.

Иногда, чтобы подтвердить своё право на рейс, вас могут попросить предоставить чек об оплате билета и маршрутную квитанцию. У каждой авиакомпании свои правила о том, за сколько минут до вылета можно восстановить посадочный талон. Например, «Аэрофлот» разрешает получить дубликат не позже чем за 45 минут до вылета. В другом случае на рейс попасть не получится.

Каждый случай уникален, поэтому даже если времени совсем не осталось, рекомендуем не оставлять попытки разрешить ситуацию.

Попробуйте параллельно позвонить на горячую линию перевозчика, описать ситуацию, попросить повторно выслать билеты и документы об оплате. Можно узнать контакты представителя авиакомпании в аэропорту и решить вопрос напрямую с ним. Некоторые перевозчики берут плату за выдачу дубликата посадочного талона. Например, в «Аэрофлоте» могут восстановить ваш билет через офис, но это стоит до 1000 ₽.

Если вы не смогли получит посадочный талон и самолёт улетел без вас, покупать новый билет придётся за свой счет. Пассажир, которого не пустили на рейс, может получить компенсацию за покупку нового билета и моральный вред: для этого нужно написать претензию перевозчику, а если он не отреагирует, подать в суд. Шансы выиграть повысятся, если вы докажете, что оплачивали билет, предъявляли маршрутную квитанцию и что время для выдачи дубликата посадочного талона было не меньше, чем указано в правилах авиакомпании, но вас так и не пустили на борт судна.

Вложите посадочный талон в паспорт, чтобы точно не потерять его

Что нужно знать

1. Если регистрируетесь на рейс онлайн, посадочный талон можно распечатать на принтере, получить на стойке регистрации или распечатать в киоске самообслуживания в аэропорту.

2. Посадочные талоны нужно получать на каждого пассажира, на которого был оформлен билет. Дети до двух лет летают без билетов и не получают посадочные талоны.

3. Восстановить потерянный посадочный талон можно на любом этапе перелёта: до прохождения в «чистую зону», в «чистой зоне», на борту самолёта.

4. Если вы потеряли посадочный талон и вас не пустили на рейс, вы можете потребовать денежную компенсацию. Авиакомпания может выплатить её в добровольном порядке по вашей письменной претензии, при отказе нужно обращаться в суд.

5. Билеты можно искать на Яндекс Путешествиях. А заодно и отели.

Куда ещё поехать: идеи от Журнала Путешествий.

Перелёт
Аэропорты
Инструкция
Дети
Советы