Виды поездов на Российской железной дороге


Добраться из точки А в точку Б по железной дороге можно по-разному. Одни путешественники выбирают плацкарт, другие — купе, кто-то берёт в поездку бутерброды, а кто-то предпочитает составы с вагоном-рестораном. Для удобства пассажиров все поезда условно делят на типы. РЖД предлагает классификацию составов по скорости, регулярности и периодичности движения, по дальности следования и по уровню комфорта.
В статье поговорим о том, какие бывают пассажирские поезда на российской железной дороге.
Как отличаются поезда по дальности следования
На вокзалах в первую очередь нужно понять, куда идти. В этом помогают таблички со стрелочками: «к поездам дальнего следования» и «к пригородным поездам». Чтобы понять разницу между ними, проще всего смотреть на длину пути. Вот как РЖД классифицирует свои составы:
- поезда дальнего следования, которые перевозят пассажиров больше, чем на 150 км;
- пригородные поезда, которые курсируют только в границах одного субъекта России (или из одного субъекта во второй, если один из субъектов — город федерального значения). Маршрут такого поезда редко превышает 200 км.

В крупных городах пригородные поезда часто курсируют между транспортными узлами. Например, в Казани есть электричка от ж/д вокзала до аэропорта
От дальности следования зависят условия перевозки и продажи билетов: для покупки билета на электричку вам не понадобится паспорт, а в поездах дальнего следования обычно не предусмотрены вагоны с сидячими местами. Например, человек, который едет из Москвы во Владивосток, сможет купить место либо в плацкарте, либо в купе.
И ещё важно знать, что билеты на пригородные поезда и на поезда дальнего следования продаются в разных кассах.
На что влияет скорость движения
Классификация поездов по скорости кажется логичной. Например, жители столиц знают, что доехать из Москвы в Питер можно за ночь, если ехать на обычном поезде, или за четыре часа, если сесть на Сапсан. Однако термины, используемые РЖД, не совсем очевидны. В России есть:
- Простые пассажирские поезда, которые едут со скоростью до 50 км/ч.
- Скорые поезда, скорость которых больше 50, но меньше 91 км/ч. Пример: поезд «Сура» (Москва — Пенза), «Лотос» (Москва — Астрахань), «Южный Урал» (Москва — Челябинск)
- Скоростные поезда, скорость которых превышает 91 км/ч. Пример: «Стриж» и «Ласточка».
Высокоскоростные поезда, которые могут разгоняться от 200 до 400 км/ч. Например, «Сапсан» (Москва — Санкт-Петербург).

Электропоезд ЭВС2-02 «Сапсан» может разгоняться до 250 км/ч. Источник: commons.wikimedia.org
Как часто ходят поезда
Есть маршруты, актуальные в течение всего года, есть те, которые нужны только в определённый сезон, а то и один раз в год. Поэтому пассажирские поезда делятся на три типа:
- круглогодичные. Например, поезд 353Е возит пассажиров из Перми в Адлер весь год;
- сезонные (чаще всего — летние). Некоторые возят пассажиров только в определённое время года. Например, поезда 459В Тамбов — Адлер и 479А Санкт-Петербург — Сухум курсируют только летом;
- поезда разового назначения. Это поезда, которые пускают на маршрут вне основного расписания. Например, для организации чартерной перевозки или вывоза людей из зоны чрезвычайной ситуации.

Пассажирский поезд могут немного модернизировать в связи с погодными условиями. Источник: commons.wikimedia.org
Одни направления всегда популярнее других: люди часто путешествуют между крупными городами, а вот между небольшими посёлками — значительно реже. Перевозчику невыгодно ежедневно пускать полупустые составы, поэтому есть несколько видов поездов:
- курсирующие ежедневно;
- следующие только в чётные или нечётные дни;
- следующие в определённые дни недели (например, только по средам)
- следующие в определённые числа (например, каждое 1 и 15 число).
Есть ли разница в комфортабельности
Можно выбирать не только вид вагона — плацкарт, купе и СВ — но и сами поезда. У них бывает несколько разновидностей, в зависимости от уровня сервиса.
Пассажирам, путешествующим на ж/д транспорте, доступны три уровня комфорта:
- без предоставления дополнительных услуг. Тут всё просто: кондиционера может не быть, а за постельное бельё придётся доплачивать;
- поезда повышенной комфортности. В поезде будут кондиционер, биотуалет, а иногда и холодные закуски;
- фирменные поезда, которые состоят из новых вагонов, оборудованных биотуалетами с жидким мылом, одноразовыми полиэтиленовыми сидениями, бумажными полотенцами и другими важными бытовыми вещами. Везде есть кондиционеры, а постели на верхних полках уже заправлены. В вагоне-ресторане расширенное меню, можно заказать доставку в своё купе. Известные фирменные поезда — «Кама», «Томич», «Сыктывкар», «Вятка» и «Иван Паристый»: они соединяют Москву с Пермью, Томском, Сыктывкаром, Кировом и Брянском. К этой же категории относятся туристические поезда: например, круизные и экскурсионные. «Ретропоезд на паровозной тяге» 921Ч возит туристов по Карелии: на нём можно доехать до Горного парка Рускеала.

Лайфхак: на сайте Яндекс Путешествий цветом выделены фирменные, скоростные и высокоскоростные поезда
Как разобраться во всём этом
Пассажирам не нужно внимательно читать описания всех поездов. Чтобы узнать основную информацию о своём поезде, достаточно заглянуть в шпаргалку с нумерацией РЖД.

Полезные ссылки
- Билет на поезд можно купить на Яндекс Путешествиях
- Где искать расписание поездов и электричек
- Как путешествовать с собакой на поезде
- Как сэкономить на ж/д билетах
- Что такое туристические поезда
- Где найти ретропоезда в России