Учебник

Отмена или задержка рейса: какие компенсации положены и как их получить

Яна Бушуева
Изучила правила и нормы
Отмена или задержка рейса: какие компенсации положены и как их получить

Отмена и задержка рейсов авиакомпаний — стандартная ситуация, в которой действуют чёткие правила регулирования взаимоотношений перевозчика и пассажира. Авиакомпания несёт ответственность в обоих случаях. Билет, в том числе и электронный, — это договор, согласно которому пассажир оплатил услугу, которая должна быть оказана в полном объёме и на определённом качественном уровне.

Собрала актуальную информацию о том, на что имеет право пассажир задержанного или отменённого рейса. Когда можно требовать полного возврата стоимости авиабилета, когда только компенсации неудобств.

Как узнать о задержке или отмене рейса

О переносе времени вылета рейса или его отмене авиакомпания, как правило, сообщает пассажирам по электронной почте, sms или по телефону. Но так происходит не всегда. Зачастую им самим приходится связываться с перевозчиком и службами аэропорта, чтобы выяснить актуальный статус рейса. Не поленитесь зайти на сайт аэропорта и посмотреть электронное табло с расписанием вылетов или же уточните текущую информацию по своему рейсу на Яндекс Расписание.

В аэропорту сразу идите к электронному табло — на нём вся актуальная информация о полётах.

В аэропорту сразу идите к электронному табло — на нём вся актуальная информация о полётах. ©Anete Lūsiņa/Unsplash

Что положено при задержке рейса

По российским законам, перевозчик должен обеспечить хранение багажа. Пассажирам с детьми до семи лет — предоставить комнату матери и ребенка. Если рейс задерживается на два часа и более — прохладительные напитки, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте.

После задержки на четыре часа — бесплатное горячее питание. Если вылет рейса и дальше откладывается, то кормить пассажиров авиакомпания обязана каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное. Как правило, речь буквально идёт о выдаче ваучера для питания в каком-либо кафе в аэропорту. Бывает и так, что сама авиакомпания организует раздачу воды и сэндвичей.

Если ожидание рейса длится более 8 часов в дневное время и более 6 часов ночью, пассажиры вправе потребовать размещение в гостинице и трансфер до неё и обратно в аэропорт.

Как получить напитки, еду и гостиницу за задержку рейса

«Рейс задержали на пять часов, но никто никакого питания не предлагал» — такие жалобы часто встречаются среди отзывов пострадавших пассажиров. Нужно понимать, что не всегда в этом виновата авиакомпания. Искать по всему аэропорту путешественников, чтобы передать талон или ваучер, сотрудники авиакомпании не обязаны. Поэтому следует внимательно следить за информационными сообщениями по громкой связи в аэропорту, а ещё лучше — найти представителя авиакомпании, чтобы решить все вопросы сразу. Для этого можно обратиться на стойку регистрации вашего рейса, в билетную кассу перевозчика, в зоне вылета — к представителю у выхода на посадку, указанного в посадочном талоне.

Ещё одно полезное действие, которое поможет вам впоследствии получить компенсацию, — поставить на посадочном талоне отметку о задержке или отмене рейса. Сделать это можно у представителя авиакомпании, в её офисе на территории аэропорта или на информационной стойке аэропорта.

При задержке рейса на четыре часа вам полагается бесплатное горячее питание.

При задержке рейса на четыре часа вам полагается бесплатное горячее питание. ©Andrik Langfield/Unsplash

Что делать, если не получается найти в аэропорту представителя авиакомпании

Если найти представителя не удаётся, нужно обратиться на стойку информации аэропорта. Эксперты советуют также звонить на горячую линию перевозчика или Роспотребнадзора (если дело происходит в России).

Как показывает практика, действенный способ обратить на себя внимание перевозчика — коллективные действия и обращения к авиакомпании пассажиров задержанного или отменённого рейса. Если перевозчик отказывает в предоставлении еды, воды и других услуг, коллективные жалобы послужат доказательством при подаче претензии.

Причины задержки и какие компенсации можно получить

Пассажир имеет право обратиться к авиакомпании с претензией о возмещении убытков из-за опоздания самолёта. Например, сорвались заранее оплаченные экскурсии, стыковочный рейс, поезд.

Если вы планируете лететь с пересадкой, наилучший вариант подстраховаться на случай задержки или отмены рейсов — купить единый билет. В этом случае авиакомпания должна доставить пассажира в город прилёта, даже если для этого придётся прибегнуть к помощи своих партнёров-перевозчиков. В случае, если у вас два и более билета на каждый сегмент полёта, даже если все их выполняет один и тот же перевозчик, все вопросы придётся решать самостоятельно.

В России с авиакомпании можно взыскать компенсацию, если самолёт прилетел не вовремя — в размере 25% от установленного МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% от стоимости авиабилета. Текущий размер МРОТ для расчёта такой компенсации составляет 100 рублей. Ещё пассажир может потребовать неустойку в размере 3% от стоимости билета за каждый час опоздания, но не больше его полной цены.

Компенсации, штрафы и неустойки актуальны, если задержка произошла по вине авиакомпании. Например, борт или экипаж не готовы к перелёту, произошёл овербукинг (перепродажа мест на рейсе), изменилось расписание, рейс отменён из-за нерентабельности.

Нелётная погода, политическая нестабильность, забастовки и даже неисправность самолёта, угрожающая жизни и здоровью пассажиров, — всё это не будет основанием для требования и, соответственно, выплаты перевозчиком каких-либо компенсаций пассажирам.

Можно ли вернуть деньги, если вылет задержан или отменен

Задержка или отмена рейса — это веская и законная причина для того, чтобы вернуть стоимость авиабилета. Даже если он был приобретён по невозвратному тарифу. Минимальных ограничений по времени задержки в России нет. Такой возврат считается вынужденным.

Как вернуть деньги за билет или получить компенсацию

Обращаться за возвратом средств, если рейс отменили или он был задержан и пассажир отказался лететь, нужно туда, где приобретался авиабилет. В офис перевозчика или к посреднику. За компенсацией (штраф, пени) в случае задержки рейса и невозможности успеть на стыковочный рейс, на поезд и так далее — в авиакомпанию.

Это можно сделать онлайн — из своего личного кабинета на сайте или в мобильном приложении, а также лично или по обычной почте. Некоторые перевозчики при отмене рейса возвращают деньги автоматически.

Роспотребнадзор предупреждает, что переписка с авиакомпанией посредством социальных сетей и форм приёма обращений, интегрированных на сайте, не всегда принимается ко вниманию в суде. Фактически это не доказательство соблюдения пассажиром обязательного претензионного порядка. Поэтому если у вас возникают опасения, что средства не вернут, неудобства не компенсируют, но вы твёрдо намерены судиться с перевозчиком, сразу обращайтесь в авиакомпанию с досудебной претензией — без неё иск не примут.

Не забудьте попросить представителя авиакомпании поставить на посадочном талоне отметку о задержке или отмене рейса.

Не забудьте попросить представителя авиакомпании поставить на посадочном талоне отметку о задержке или отмене рейса. ©Pixabay

Претензия пишется на адрес руководства перевозчика, к документу нужно приложить билет, посадочный талон (если есть), все чеки, квитанции и другие документы, доказывающие траты. Авиакомпания обязана в течение 30 дней рассмотреть ваше обращение и ответить. В случаях, когда речь идёт о внутренних воздушных перевозках, такая претензия предъявляется в течение шести месяцев со дня задержки рейса.

Примеры оформления претензии непосредственно к перевозчику можно посмотреть здесь, при покупке авиабилета у третьего лица (туроператора) — по этой ссылке.

Какая компенсация за задержку или отмену рейса в Европе

Правила европейских и других зарубежных авиакомпаний могут отличаться, но в основных своих положениях они также обязывают перевозчика вернуть средства при отмене рейса. Многие делают это автоматически. При задержке рейсов иностранные авиакомпании также должны предоставить еду, освежающие напитки, гостиницу — в зависимости от дальности полёта и времени ожидания — и компенсацию (от 250 до 600 евро).

Требовать возврата полной стоимости пассажир имеет право в случае, когда рейс задержан на пять и более часов. Обычно за компенсацией или возвратом можно обращаться в течение двух лет после даты вылета. Средства в Европе нередко возвращают в течение семи дней, но условия в разных странах могут отличаться.

Например, в США, Китае единого закона о компенсациях в случае задержки рейса нет.

На какие документы можно ссылаться

В России отношения пассажира и авиакомпании регулируются пунктами 99 и 227 приказа Минтранса России №82 от 28.06.2007, статьями 105, 108 и 120 Воздушного кодекса, законом о защите прав потребителей, Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами.

На рейсах иностранных перевозчиков российские правила действуют, если это написано в договоре. Если нет — применяются нормы страны перевозчика и международных договоров. Например, регламент ЕС №261/2004 на рейсах в Евросоюз и из него (европейскими перевозчиками) или внутри ЕС, Монреальская конвенция.

Запомнить

1. Узнать о задержке рейса можно заранее на электронном табло с расписанием вылетов на сайте аэропорта или на Яндекс Расписаниях.

2. При задержке рейса перевозчик должен обеспечить хранение багажа, комнату матери и ребёнка (с детьми до семи лет), бесплатное горячее питание после задержки на 4 часа и далее каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное.

3. Вы вправе потребовать размещение в отеле и трансфер до него и обратно в аэропорт за счёт авиакомпании, если ожидание рейса длится более 8 часов в дневное время и более 6 часов ночью.

4. Поставьте на посадочном талоне отметку о задержке или отмене рейса — у представителя авиакомпании, в её офисе или на информационной стойке в аэропорту. Это поможет вам впоследствии получить компенсацию.

5. Пассажир имеет право на возмещение убытков из-за задержки самолёта по вине авиакомпании — 25% от установленного МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% от стоимости авиабилета. Обращаться за возвратом средств нужно туда, где приобретался авиабилет: в офис перевозчика или к посреднику.

6. При задержке рейсов иностранные авиакомпании также должны предоставить еду, освежающие напитки, гостиницу — в зависимости от дальности полёта и времени ожидания.

Заглавное изображение — ©Suganth/ Unsplash.

Куда поехать: идеи от Журнала Путешествий.

Понравилась статья? Вы можете написать свою
Стать автором
Аэропорты
Деньги
Инструкция
Перелёт
Советы
1 КОММЕНТАРИЙ
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
войти
vi7aly.1v
Где слово ПРИЧИНА задержки?
Похожие материалы
  • Электросамокаты: ПДД, особенности езды и полезные советы
    Электросамокаты: ПДД, особенности езды и полезные советы
  • Как выбрать место в салоне самолёта S7
    Как выбрать место в салоне самолёта S7
  • Таиланд: сколько стоит отдых в мае
    Таиланд: сколько стоит отдых в мае
читать ещё
  • Отмена или задержка рейса: какие компенсации положены и как их получить