Чаевые — помощник сервиса. Или нет?
Советы

Чаевые — помощник сервиса. Или нет?

Вопрос в редакцию:

«Чаевые в отеле: стоит ли поощрять? Как, на ваш взгляд, это может повлиять на работу сотрудников и поведение гостей?»

Предприниматель, бизнес-тренер, эксперт по сервису и продажам в HoReCа. В 2012 году основал компанию EGC, которая помогает представителям различных областей бизнеса улучшать сервис, продавать больше и дороже. Автор книг и тренингов-практикумов. Ведёт телеграм-канал «Пятизвёздочный сервис с Евгением Горянским».

Евгений Горянский
Евгений Горянский
Эксперт

Есть мнение, что проблема формирования культуры сервиса в России — в отсутствии культуры чаевых. Взаимосвязь действительно очевидная. Но стоит ли пускать этот вопрос на самотёк: кто захочет — оставит «на чай», не захочет — и не надо? Или, может, наоборот, мотивировать гостей в HoReCa оставлять чаевые практически в обязательном порядке? Посмотрим на вопрос под разными углами.

Традиция оставлять «на чай» зародилась в Англии ещё в XVI веке. Считается, что у английского «TIPS» есть интересное толкование: «to insure prompt service» — то есть «обеспечить скорость обслуживания». В пользу чаевых существуют аргументы и в современном мире. 

Если гостю хочется отблагодарить человека, оказывающего ему сервис с особым усердием и вниманием, то чаевые — самый простой способ. Конечно, есть менее затратные альтернативы: положительный отзыв в социальной сети, высокая оценка на картах или благодарность в книге отзывов. Но официант в ресторане, как и водитель такси, точно будет рад щедрым чаевым. 

Сейчас немало удобных способов оставления чаевых — сервисы, позволяющие перечислять процент от счёта или произвольную сумму. Некоторые даже предлагают взять на себя оплату налога с «чая», чтобы сотруднику досталась именно та сумма, которую хочет оставить ему гость. Горничные стали получать чаевые не только наличными, но и через QR-коды, расположенные в номерах отелей.

Казалось бы, всё это должно мотивировать сотрудников — способствовать улучшению сервиса. Но, увы. Помните про отсутствие культуры оставления чаевых?

Расскажу о своём клиентском опыте, чтобы показать ситуацию с позиции гостя. В командировках в Казахстане и Узбекистане, а до этого — в европейских странах удивлялся практике включения чаевых в счёт по умолчанию. Низкое качество сервиса, отсутствие должной чистоты, долгое ожидание блюд и вдруг — 10 или 15% (а в США — до 20%) по умолчанию включено в счет. Такой подход ни клиентоориентированностью, ни тем более гостеприимством не назовёшь. 

Можно позвать старшего, но это не всегда решает проблему: некоторые менеджеры утверждают, что сервисный сбор указан в меню, поэтому исключить его из счёта нельзя. Голосуя тенге, сумами, евро или другой валютой в стране пребывания, я просто перестаю посещать такие заведения.

Внедрять или поощрять практику чаевых — дело за вами. Ясно одно: лучше не принуждать клиента к выплате вознаграждения, а оставить это решение за ним. Можно лишь мягко напомнить: если сервис был хорошим — поощрите сотрудника. Тогда культура чаевых продолжит приживаться в нашем обществе. Глядишь, чаевые и сервису помогут!

Фото на обложке: wirestock / Freepik

идеи
сотрудники
продажи
Был ли материал полезен для вас?
Подпишитесь на канал о гостеприимстве
Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я подтверждаю своё согласие на получение рекламных и иных маркетинговых сообщений от Яндекс Путешествий (ООО «Яндекс.Вертикали» 115035, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, д. 82, стр. 2, пом. 3А06), на условиях Пользовательского соглашения

Похожие материалы

  • В Северной Ирландии Hilton открыл отель в духе приключений персонажа комиксов
    В Северной Ирландии Hilton открыл отель в духе приключений персонажа комиксов
    Новости
  • Путешествие пользователя на Яндекс Поиске: от запроса до бронирования отеля или апартаментов
    Путешествие пользователя на Яндекс Поиске: от запроса до бронирования отеля или апартаментов
    Учебник
  • Сторителлинг и сториливинг: как отелю использовать истории в маркетинге
    Сторителлинг и сториливинг: как отелю использовать истории в маркетинге
    Учебник