Мини-бар в номере гостиницы может принести отелю дополнительную прибыль. Чем его наполнить и какую цену устанавливать на напитки и снеки? Рассказываем и даём советы экспертов.
Практикующий юрист, эксперт по сопровождению гостиничного бизнеса, регулярно работает с ведущими отельными УК и гостиницами разного уровня, преподаватель Swissam.
Руководитель отдела юридического сопровождения сферы HoReCa ЮК «МЭПЛЕКС», автор телеграм-канала «Градус права».
В каких отелях обязательно устанавливают мини-бары
Оснащение номеров отеля регулируется Положением о классификации гостиниц. Так, в документе прописано, что мини-бары или мини-холодильники обязательно должны быть в номерах «первой категории» в гостиницах с 3–5 звёздами. А в самом номере обязательно должна быть посуда, подходящая для напитков из ассортимента мини-бара в расчёте на количество гостей.
Мини-бары также устанавливают в апартаментах и гостиницах «без звёзд» по инициативе владельца. Это часто оказывается выгодно и становится дополнительным источником дохода для объекта.
Ассортимент мини-бара
В мини-барах обычно держат воду, безалкогольные напитки и различные снеки: орешки, чипсы, шоколад. Если у отеля есть лицензия на продажу алкоголя — добавляются спиртные напитки.
Не стоит заполнять мини-бар на 100%. Хорошим тоном считается оставить место хотя бы для одной бутылки, чтобы у гостя была возможность охладить привезённые с собой напитки.
Помимо еды и напитков, в мини-баре могут быть и другие товары, например беруши, предметы личной гигиены, солнцезащитный крем, сувениры — то, что может понадобиться гостю в конкретном отеле. Такие предметы, как правило, хранятся не внутри мини-бара, а рядом с ним, но учитываются в общем чеке за покупку.
Ассортимент мини-бара отели формируют самостоятельно исходя из потребностей гостей:
- в семейном отеле нужно больше соков, лимонадов и снеков для детей;
- в бизнес-отелях могут быть востребованы крепкие алкогольные напитки и дорогой шоколад;
- местные закуски и напитки могут заинтересовать туристов.
Как и когда заполнять мини-бар
Обычно мини-бары заполняют перед заселением номера или по требованию гостя, например, когда какой-то напиток или продукт закончился. Запасы хранятся на складе, откуда горничные их развозят по номерам.
Обычно напитки и закуски хранятся в мини-баре до покупки или до конца срока годности. Горничным желательно регулярно проверять сроки годности каждого продукта и вовремя обновлять запасы.
«Срок хранения алкоголя в мини-баре ограничен датой срока годности напитка либо датой окончания действия лицензии. Если отелю отказали в продлении срока действия лицензии, алкоголь нужно переместить из мини-бара в недоступное для клиентов место, например на склад, а затем открыть временную лицензию, чтобы списать эти запасы».
Олеся ТиторЭксперт
Можно заполнять мини-бар по стандартному списку или же с учётом требований гостей. Например, в некоторых отелях перед заселением у постояльцев спрашивают, что обязательно нужно положить в мини-бар.
Важно, чтобы в мини-баре была питьевая вода. Фото: Shutterstock
Иногда при наполнении мини-бара отельеры ограничиваются только бутилированной водой, которая чаще всего включена в стоимость номера. При этом гостям предлагают купить всё необходимое в магазинах, ресторанах или вендинговых автоматах при гостинице или даже за её пределами.
Регулярно пополняя мини-бар, отельеры могут анализировать продажи, убирать из ассортимента то, что не пользуется спросом, и увеличить количество востребованных продуктов. Такую работу нужно проводить постоянно — запросы гостей могут меняться как в зависимости от сезона, так и в зависимости от общей ситуации в экономике.
Алкоголь в мини-баре
Оборот алкоголя регулирует Федеральный закон. Для продажи вина и крепких напитков через мини-бары у отеля должны быть:
- лицензия, которую выдаёт Росалкогольрегулирование;
- кассовый аппарат со специальным программным модулем для передачи данных в ЕГАИС;
- отдельное помещение для хранения спиртных напитков.
При этом лицензия и касса могут быть общими для мини-баров и ресторана при отеле.
«Для продажи крепких алкогольных напитков и вина в гостинице нужно оформить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Это может быть как лицензия на весь объект, находящийся в аренде или собственности, так и на его часть — на помещение объекта общественного питания, имеющего зал облуживания (ресторан, бар, кафе), и номера, в которых расположены мини-бары.
Согласно статье 16 N 171-ФЗ, лицензируемый объект в любом случае должен иметь зал обслуживания. Для гостиниц, расположенных в жилых зданиях, например, площадь зала обслуживания должна быть не менее 20 кв. м. При этом надо учитывать, что в разных регионах могут быть установлены свои нормы по площадям для залов обслуживания объектов общественного питания. А для отелей в нежилых зданиях норм по площади зала обслуживания в законе не установлено».
Анастасия КоролеваЭксперт
При этом пиво и слабоалкогольные напитки можно продавать в мини-барах без лицензии. Но нужно учитывать, что все алкогольные напитки в России подлежат маркировке, поэтому отельеру, как и владельцу ресторана, нужно подключать все кассовые аппараты к системе «Честный знак».
Подводные камни
В Федеральном законе не прописаны правила работы мини-баров. Это создаёт трудности для владельцев гостиниц. Например, постоялец может выезжать из номера ночью и фактически оплачивать покупку условной бутылки вина в часы, когда его продажа запрещена. Поэтому Минфин в 2016 году разъяснил, что гостиницы обязаны передавать в систему ЕГАИС только данные о закупках алкогольной продукции для мини-баров и при этом освобождены от необходимости передавать сведения в ЕГАИС о её розничной продаже.
«Употребление, продажа алкоголя в ночное время не противоречат законодательству, если речь идёт о лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в общепите. Поэтому гость может употреблять алкоголь из мини-бара в любое время суток, а оплачивать при выезде, если услуга мини-бара не была включена в стоимость номера. Соответственно, алкоголь может быть списан через ЕГАИС заранее или уже после выезда гостя с обязательным составлением акта списания».
Олеся ТиторЭксперт
Вопрос об алкоголе в мини-баре также возникает, когда в номер заселяются дети, которым нельзя продавать спиртные напитки.
«Номер оформляется на совершеннолетнее лицо по документу, удостоверяющему личность, и персонал обязательно должен сообщать гостям, неважно с детьми они или без, о наличии мини-бара с алкоголем в номере. А вот контроль за тем, чтобы дети не получили доступ к этим напиткам, возлагается на родителей.
В ситуации, когда в номер заселяются только несовершеннолетние, например, при экскурсионной поездке, персонал отеля должен обеспечить им проживание или в номерах, где мини-бара нет совсем, или с мини-баром без алкоголя. Если в такой ситуации дети употребят алкоголь, сотрудников гостиницы могут привлечь к административной ответственности».
Анастасия КоролеваЭксперт
Из чего складывается цена напитков в мини-баре
Чаще всего в цену номера включают одну бутылку минеральной воды из расчёта на каждого гостя, а всё остальное нужно будет оплачивать отдельно при выезде. При этом в отелях 5* и на курортах с системой «всё включено» вполне могут закладывать в стоимость проживания весь ассортимент мини-бара и таким образом предоставлять его отдыхающим без дополнительной платы — всё зависит от внутренней политики гостиничной компании.
Цена на содержимое мини-бара обычно существенно выше стоимости аналогичных товаров в ресторане отеля или магазине. Помимо традиционных для розницы издержек (расходов на обслуживание и оборудование), при расчёте стоимости учитывают риски потенциального списания части товаров. Дело в том, что часть продукции списывается по сроку годности, потому что её никто не использовал. В случаях, когда напитки или закуски оказываются испорченными случайно, отели обычно встают на сторону гостя и не требуют оплаты.
Иногда отели завышают цены осознанно, потому что мини-бар — это возможность удовлетворить потребности гостя в любое время суток. При высоком спросе на такую услугу растут и цены.
Правила пользования мини-баром
В каждом номере с мини-баром обязательно должны быть правила его использования и прейскурант. Обычно всё это размещают рядом с холодильником. В документе прописывают:
- что гость может взять бесплатно, а что за определённую плату;
- как оплатить ту или иную позицию.
Так может выглядеть прейскурант на мини-бар. Скриншот: сайт отеля Cosmos Collections Altay Resort
Оформить прейскурант и правила пользования мини-баром можно на фирменном бланке отеля, как, например, у Cosmos Collections Altay Resort 5* на скриншоте выше, вложить в брендированную папку с правилами проживания или разместить отдельно возле мини-бара. Также можно предложить гостям отсканировать QR-код, ведущий на специальную страницу на сайте гостиницы.
В отеле Radisson Collection Hotel Moscow правила пользования мини-баром включены в правила проживания. Скриншот: сайт отеля Cosmos Collections Altay Resort
На интернет-ресурсах отеля будет полезно разместить подробную информацию о мини-баре, частоте его обновления и правилах оплаты, чтобы гости могли ознакомиться с ними заранее. Например, на сайте Radisson Collection Hotel Moscow информация о мини-баре включена в общие правила пользования номеров.
Расчёт за покупку
Чтобы правильно рассчитать гостя, нужно проверить содержимое мини-бара. Это можно сделать тремя способами.
- Вручную, когда горничная проверяет, что выпито и съедено.
- С помощью специальных бланков, в которых гостю предлагают отмечать те позиции, которые он использовал. Обычно такие анкеты оставляют в номерах и просят постояльцев передавать их администраторам при выезде из отеля.
- Автоматически, когда в номере устанавливают мини-бары с датчиками учёта под каждой позицией. В таких случаях информация о покупке поступает администратору сразу, и счёт можно сформировать без проверки холодильника.
Использованным или купленным считается любой товар из мини-бара со вскрытой упаковкой. Не забудьте сообщить гостям, что открытая, но не выпитая бутылка лимонада или надорванный пакетик чипсов будут считаться покупкой и счёт за них гостю предъявят в момент сдачи номера.
Документы, которые пригодятся отельеру для работы с мини-барами
- Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
- Постановление Правительства РФ от 18.11.2020. № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц».
- Список документов для получения лицензии на продажу алкогольных напитков согласно Федеральному закону.
Фото на обложке: Shutterstock
Похожие материалы
- Чего хотят гости отелей летом 2025 года: новые тренды индустрии гостеприимства
- Стали известны суммы штрафов для гостиниц, нарушающих правила классификации
- Законы, которые стоит знать каждому, кто сдаёт жильё посуточно: полный каталог
- Мини-бар в отеле: чем наполнять и как обслуживать