Вопрос в редакцию:
«Как анализировать отзывы гостей, чтобы принимать на их основе стратегические решения? Какие есть инструменты и методы для эффективного анализа отзывов?»
Коммерческий директор сети отелей «Редэнс» («Горная кадриль», «Танго в поляне», «Вальс цветов»). Управляющий партнёр группы «Аллама», эксперт по стратегическому маркетингу, ментор
Егор ШоринЭксперт
Сегодня происходит заметная инфляция отзывов: о каждом объекте размещения можно найти сотни комментариев на разных площадках, пользователи охотно делятся своим опытом и ориентируются на мнение других. Рейтинг отеля становится краеугольным камнем гостиничного бизнеса.
Это связано с общим трендом «линеек», который сейчас заметен на многих рынках. Тренд подразумевает желание потребителя измерить, оценить, оставить своё мнение обо всём (кино, продукты, организации). Даже у людей появился социальный и репутационный капитал.
Пользователям важно узнать оценку других. Любой товар, от книги и до отеля, не будет востребованным, если у него нет оценки. Нет «линейки» — нет продаж. Например, многие даже не прочтут рецензию к фильму и не зайдут в его карточку, если рейтинг фильма на «Кинопоиске» около 3 баллов.
Всё это подталкивает бизнес внимательно следить за отзывами и репутацией в интернете. Однако большинство отельеров и маркетологов ограничиваются лишь отслеживанием общего рейтинга своего отеля и реакцией на негативные отзывы.
Отзывы гостей — это не только индикатор качества услуг, но и ценный ресурс, который можно использовать для изменения бизнес-процессов, формирования позиционирования и повышения конкурентоспособности отеля.
Рассмотрим, как использовать отзывы гостей в стратегическом планировании и управлении гостиничным бизнесом.
Как анализировать
SWOT-анализ — старый добрый метод стратегического планирования, который позволяет выявить факторы внутренней и внешней среды, влияющие на бизнес.
- S — Strengths/Сильные стороны
- W — Weaknesses/Слабые стороны
- O — Opportunities/Возможности
- T — Threats/Угрозы
SWOT-анализ может стать основой для изучения отзывов. Ведь именно они содержат искренние эмоции гостей: гнев и радость, конструктивную критику и сравнение отеля с конкурентами. И это всё достаётся бизнесу бесплатно прямо на Яндекс Путешествиях или других площадках.
У нас была задача проанализировать последние 500 отзывов об отеле, выявить типичные совпадения в них и формализовать результаты в список. Далее нужно было разделить этот список на сильные и слабые стороны, чтобы понять возможности бизнеса и угрозы.
Когда я впервые начал процесс SWOT-анализа отзывов, он казался рутинным. Однако именно в это время появились такие инновационные решения, как ChatGPT и YandexGPT — чаты с искусственным интеллектом, нейросетью. Это существенно ускорило обработку информации: удалось загрузить тексты отзывов в ИИ и попросить разложить всё по полочкам.
Но можно действовать по старинке: собрать данные в таблицу Excel. Так или иначе вы переведёте отзывы гостей в упорядоченный список по категориям.
Пример. Чтобы увидеть, как работает метод, проанализируем 15 последних отзывов об отеле «Горная кадриль» с помощью искусственного интеллекта — используем ChatGPT. Сделаем три простых шага (листайте галерею):
Шаг 1. Копируем отзывы об отеле, которые оставили гости на разных площадках
Посмотрим результаты SWOT-анализа отзывов в сокращённом виде.
Сильные стороны
- Приветливый персонал: готовы оказать помощь и предоставить всю информацию.
- Чистые номера с удобствами: тапочки, халаты, полотенца для бассейна и ванны, а также достаточно мощный фен.
- Шведский стол на завтраке: разнообразный ассортимент блюд.
- Открытый бассейн на территории: тёплая вода и красивый вид на горы.
- Расположение: рядом магазины, рестораны и другие объекты инфраструктуры.
Слабые стороны
- Недостаточная шумоизоляция: может возникать дискомфорт из-за звуков из соседних номеров.
- Неудобство с общим балконом — может привести к ощущению потери приватности и комфорта.
Возможности
- Работа с обратной связью гостей — это позволит заметить и исправить недостатки и улучшить качество услуг.
- Развитие технического оснащения отеля: улучшение шумоизоляции может повысить уровень комфорта гостей.
Угрозы
- Отрицательный опыт гостей может негативно сказаться на репутации отеля и привести к потере клиентов.
- Конкуренция с отелями, предлагающими аналогичные услуги и комфортное проживание, снижает спрос.
Выборка из 15 отзывов недостаточно репрезентативна, но позволяет понять алгоритм работы.
Что делать с результатами
Применение результатов анализа в работе отеля способствует развитию бизнеса — настройке операционных процессов, улучшению качества обслуживания, повышению конкурентоспособности на рынке. Конечно, результаты можно использовать и для управления репутацией объекта. Например:
- Сильные стороны — помогут в позиционировании отеля на рынке.
- Слабые стороны — будут полезны при стратегическом планировании.
- Возможности — можно рассматривать как идеи для расширения продуктовой линейки и привлечения новых клиентов.
- Угрозы — стоит отслеживать, чтобы своевременно отреагировать и «подстелить соломку» в нужном месте.
Любой объект может заслуженно получить оценку 5.0 — стоит только разобраться в том, что нужно изменить.
В своей практике я использовал результаты SWOT-анализа отзывов для:
- планирования тем корпоративного университета;
- изменения должностных инструкций;
- корректировки текстов на сайте и на площадках;
- создания сценариев для фотосессии;
- конкурентного анализа;
- управления качеством услуг и ценообразованием;
- решения операционных вопросов.
Отзывы гостей — ценный источник информации для отельера. SWOT-анализ и искусственный интеллект позволяют удобно и быстро систематизировать эту информацию и выявить ключевые аспекты, на которые следует обратить внимание. Понимание сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз помогают отелю достичь новых высот в обслуживании и укрепляют позицию на рынке гостиничных услуг.
Похожие материалы
- Как стать резидентом ТОР или ОЭЗ, чтобы открыть отель и платить меньше налогов
- Путешествие пользователя на Яндекс Поиске: от запроса до бронирования отеля или апартаментов
- Сторителлинг и сториливинг: как отелю использовать истории в маркетинге
- Как изучать отзывы гостей с помощью искусственного интеллекта и SWOT-анализа