Как изучать отзывы гостей с помощью искусственного интеллекта и SWOT-анализа
Советы

Как изучать отзывы гостей с помощью искусственного интеллекта и SWOT-анализа

Егор Шорин
Эксперт

Вопрос в редакцию: 

«Как анализировать отзывы гостей, чтобы принимать на их основе стратегические решения? Какие есть инструменты и методы для эффективного анализа отзывов?»

Коммерческий директор сети отелей «Редэнс» («Горная кадриль», «Танго в поляне», «Вальс цветов»). Управляющий партнёр группы «Аллама», эксперт по стратегическому маркетингу, ментор

Егор Шорин
Егор Шорин
Эксперт

Сегодня происходит заметная инфляция отзывов: о каждом объекте размещения можно найти сотни комментариев на разных площадках, пользователи охотно делятся своим опытом и ориентируются на мнение других. Рейтинг отеля становится краеугольным камнем гостиничного бизнеса.

Это связано с общим трендом «линеек», который сейчас заметен на многих рынках. Тренд подразумевает желание потребителя измерить, оценить, оставить своё мнение обо всём (кино, продукты, организации). Даже у людей появился социальный и репутационный капитал. 

Пользователям важно узнать оценку других. Любой товар, от книги и до отеля, не будет востребованным, если у него нет оценки. Нет «линейки» — нет продаж. Например, многие даже не прочтут рецензию к фильму и не зайдут в его карточку, если рейтинг фильма на «Кинопоиске» около 3 баллов.

Всё это подталкивает бизнес внимательно следить за отзывами и репутацией в интернете. Однако большинство отельеров и маркетологов ограничиваются лишь отслеживанием общего рейтинга своего отеля и реакцией на негативные отзывы.

Отзывы гостей — это не только индикатор качества услуг, но и ценный ресурс, который можно использовать для изменения бизнес-процессов, формирования позиционирования и повышения конкурентоспособности отеля.

Рассмотрим, как использовать отзывы гостей в стратегическом планировании и управлении гостиничным бизнесом.

Как анализировать

SWOT-анализ — старый добрый метод стратегического планирования, который позволяет выявить факторы внутренней и внешней среды, влияющие на бизнес. 

  • S — Strengths/Сильные стороны
  • W — Weaknesses/Слабые стороны
  • O — Opportunities/Возможности
  • T — Threats/Угрозы

SWOT-анализ может стать основой для изучения отзывов. Ведь именно они содержат искренние эмоции гостей: гнев и радость, конструктивную критику и сравнение отеля с конкурентами. И это всё достаётся бизнесу бесплатно прямо на Яндекс Путешествиях или других площадках.

У нас была задача проанализировать последние 500 отзывов об отеле, выявить типичные совпадения в них и формализовать результаты в список. Далее нужно было разделить этот список на сильные и слабые стороны, чтобы понять возможности бизнеса и угрозы.

Когда я впервые начал процесс SWOT-анализа отзывов, он казался рутинным. Однако именно в это время появились такие инновационные решения, как ChatGPT и YandexGPT — чаты с искусственным интеллектом, нейросетью. Это существенно ускорило обработку информации: удалось загрузить тексты отзывов в ИИ и попросить разложить всё по полочкам. 

Но можно действовать по старинке: собрать данные в таблицу Excel. Так или иначе вы переведёте отзывы гостей в упорядоченный список по категориям.

Пример. Чтобы увидеть, как работает метод, проанализируем 15 последних отзывов об отеле «Горная кадриль» с помощью искусственного интеллекта — используем ChatGPT. Сделаем три простых шага (листайте галерею): 

1/3

Шаг 1. Копируем отзывы об отеле, которые оставили гости на разных площадках

Посмотрим результаты SWOT-анализа отзывов в сокращённом виде.

Сильные стороны

  • Приветливый персонал: готовы оказать помощь и предоставить всю информацию.
  • Чистые номера с удобствами: тапочки, халаты, полотенца для бассейна и ванны, а также достаточно мощный фен.
  • Шведский стол на завтраке: разнообразный ассортимент блюд.
  • Открытый бассейн на территории: тёплая вода и красивый вид на горы.
  • Расположение: рядом магазины, рестораны и другие объекты инфраструктуры.

Слабые стороны

  • Недостаточная шумоизоляция: может возникать дискомфорт из-за звуков из соседних номеров.
  • Неудобство с общим балконом — может привести к ощущению потери приватности и комфорта. 

Возможности

  • Работа с обратной связью гостей — это позволит заметить и исправить недостатки и улучшить качество услуг.
  • Развитие технического оснащения отеля: улучшение шумоизоляции может повысить уровень комфорта гостей. 

Угрозы

  • Отрицательный опыт гостей может негативно сказаться на репутации отеля и привести к потере клиентов.
  • Конкуренция с отелями, предлагающими аналогичные услуги и комфортное проживание, снижает спрос.

Выборка из 15 отзывов недостаточно репрезентативна, но позволяет понять алгоритм работы. 

Что делать с результатами

Применение результатов анализа в работе отеля способствует развитию бизнеса — настройке операционных процессов, улучшению качества обслуживания, повышению конкурентоспособности на рынке. Конечно, результаты можно использовать и для управления репутацией объекта. Например:

  1. Сильные стороны — помогут в позиционировании отеля на рынке.
  2. Слабые стороны — будут полезны при стратегическом планировании.
  3. Возможности — можно рассматривать как идеи для расширения продуктовой линейки и привлечения новых клиентов.
  4. Угрозы — стоит отслеживать, чтобы своевременно отреагировать и «подстелить соломку» в нужном месте. 

Любой объект может заслуженно получить оценку 5.0 — стоит только разобраться в том, что нужно изменить.

 В своей практике я использовал результаты SWOT-анализа отзывов для:

  • планирования тем корпоративного университета;
  • изменения должностных инструкций;
  • корректировки текстов на сайте и на площадках;
  • создания сценариев для фотосессии;
  • конкурентного анализа;
  • управления качеством услуг и ценообразованием;
  • решения операционных вопросов.

Отзывы гостей — ценный источник информации для отельера. SWOT-анализ и искусственный интеллект позволяют удобно и быстро систематизировать эту информацию и выявить ключевые аспекты, на которые следует обратить внимание. Понимание сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз помогают отелю достичь новых высот в обслуживании и укрепляют позицию на рынке гостиничных услуг.

маркетинг
продажи
управление
Был ли материал полезен для вас?
Подпишитесь на канал о гостеприимстве
Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я подтверждаю своё согласие на получение рекламных и иных маркетинговых сообщений от Яндекс Путешествий (ООО «Яндекс.Вертикали» 115035, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, д. 82, стр. 2, пом. 3А06), на условиях Пользовательского соглашения

Похожие материалы

  • Как стать резидентом ТОР или ОЭЗ, чтобы открыть отель и платить меньше налогов
    Как стать резидентом ТОР или ОЭЗ, чтобы открыть отель и платить меньше налогов
    Учебник
  • Путешествие пользователя на Яндекс Поиске: от запроса до бронирования отеля или апартаментов
    Путешествие пользователя на Яндекс Поиске: от запроса до бронирования отеля или апартаментов
    Учебник
  • Сторителлинг и сториливинг: как отелю использовать истории в маркетинге
    Сторителлинг и сториливинг: как отелю использовать истории в маркетинге
    Учебник