Во всём мире растёт интерес к бизнес-модели интегрированного курорта, где отдых и развлечения объединены в единую систему под общим административным управлением. В России первопроходцем в этом направлении стал Курорт Красная Поляна: здесь инновационную концепцию развивают с 2019 года.
С какими трудностями столкнулись при переходе на новый формат, как их преодолевали и каких результатов добились за пять лет, рассказывает директор по продажам и управлению доходами Курорта Красная Поляна Анастасия Молочкова.
Курорт Красная Поляна — это горный курорт развлечений, куда приезжает более 1,3 млн туристов каждый год. Чтобы обеспечить комфортное размещение для гостей, здесь построены 9 отелей уровня 4* и 5*, а также комплекс апартаментов. Всего доступно почти 3000 номеров, в которых могут разместиться одновременно 6500 человек. К услугам гостей более 50 ресторанов и 20 кухонь мира, 60 км экотроп и 30 км горнолыжных трасс, спа-комплексы, бассейны и более 100 активностей в течение всего года.
Какие стояли задачи
Чтобы оценить масштаб задач, обратимся к истории курорта. С 2008 года на этом месте работал горнолыжный спортивно-туристический комплекс «Горная карусель». Накануне зимней Олимпиады 2014 года на его территории отстроили курорт «Горки Город» с медиадеревней на 2658 номеров.
После Олимпиады курорт продолжал оставаться местом для горнолыжного отдыха. Из-за этого 50% отелей работали только зимой, а весь оставшийся год были закрыты и, соответственно, не приносили дохода.
В 2019 году перед командой поставили амбициозную задачу «запустить курорт заново»: нужно было сделать его прибыльным, всесезонным и привлекательным для разных категорий туристов.
Половина отелей курорта работала только в горнолыжный сезон. Фото: «Панорама by Mercure» 4*
Какой нашли выход
Для реализации задачи лучше всего подходило создание интегрированного курорта — мини-города, где все гостиницы, объекты и развлечения находятся под единым административным управлением. Было принято решение провести ребрендинг и сделать «Горки Город» первым в России интегрированным курортом.
В части продаж решили действовать масштабно:
- сформировать новую структуру отделов продаж;
- наладить отношения с B2B-партнёрами;
- привлечь новый бизнес (как в B2B, так и в B2С-сегментах);
- повысить объём продаж так, чтобы отели функционировали круглый год.
Реализацию задуманного усложнял тот факт, что прежний бренд «Горки Город» плохо знали на рынке. К тому же большинство отелей на тот момент находились «в жёстком блоке» у крупного туроператора-монополиста, в силу чего многие партнёры отказывались работать с курортом.
Что конкретно сделали
В 2019 году курорту вернули географическое название — Красная Поляна. Так назывался посёлок, который был основан ещё в 1869 году, в 65 км к юго-востоку от Центрального Сочи. После тотального ребрендинга начали внедрять новую стратегию развития интегрированного курорта.
Создали единую систему управления из раздробленных отделов. Это позволило сократить персонал с дублирующими функциями и уменьшить расходы, а также выстроить работу отделов продаж, бронирования и управления доходами (revenue management).
Собрали сильную команду инициативных и неравнодушных людей. Для Курорта Красная Поляна было важно, чтобы сотрудники имели большой опыт в гостиничном бизнесе, отлично знали специфику всех площадок и грамотно применяли логистические решения.
Стали участвовать во всех значимых отраслевых событиях: форумах, конференциях, воркшопах, выставках (таких как MICE-Connection, MICE Excellence Forum, MITT, «Лица Российской MICE-индустрии» и других), а также проводить их на базе курорта. Это увеличило узнаваемость бренда и привело большой пул новых партнёров.
Наладили прочные отношения с ключевыми игроками B2B-рынка. Благодаря этому стали кратно расти продажи в двух значимых сегментах:
- MICE — сфера делового туризма, которая включает организацию и проведение корпоративных мероприятий;
- Tour&Travel — индивидуальные гости или туристические группы, которые бронируют отели через турагентства или туроператоров.
При этом курорт работает в строгом паритете со всеми партнёрами. Ни у кого из компаний нет эксклюзивных условий, что создает комфортную среду для партнёрства. Многие клиенты оценили это нововведение ещё в первые месяцы и вернулись к сотрудничеству практически сразу. Хотя до этого многие просто отказывались работать с курортом.
Более 150 000 гостей ежегодно приезжают на Курорт Красная Поляна в рамках MICE-туризма. Фото:«Новотель Фит Красная Поляна» 4*
Провели репозиционирование отелей и локаций. В частности, для каждого отеля и комплекса апартаментов было продумано уникальное торговое предложение. Вот несколько примеров позиционирования:
- «Панорама by Mercure Красная Поляна» 4* — семейный отель с maxi-сервисами для детей;
- «Мовенпик Красная Поляна» 5* — швейцарские традиции и гастротуризм;
- Бутик-отель «Долина 960» 4* — арт-отель для творческой молодёжи;
- «Ибис Стайлс Красная Поляна» 4* — Eco&Fun отель.
Разработали и реализовали стратегию собственных продаж комплекса апартаментов на 900 номеров. За счёт эффективного управления доходами и работы с партнёрами увеличили ADR (среднюю цену номероночи) в 3,3 раза по сравнению с контрактным в первый год собственных продаж.
Таблица. Статистика по каналам продаж
Распределение по каналам продаж | 2019 | 2023 |
Прямые | 31% | 60% |
Непрямые | 57% | 46% |
Корпоративные | 12% | 16% |
Также разработали сезонные флагманские спецпредложения — «Каникулы в горах», «Заряд…», «Отдыхай и Катай».
Каких результатов добились
Структура управления продажами и доходами показывает эффективность на протяжении почти пяти лет.
- Объёмы продаж растут из года в год, несмотря на все форс-мажорные ситуации на рынке, которых в последние годы особенно много. Благодаря налаженным отношениям с B2B-партнёрами и продвижению в электронной коммерции команда практически всегда находит, чем заместить проседающие сегменты.
- Средний чек вырос в 7,5 раза. Это произошло благодаря внедрению собственной программы лояльности, которую курорт запустил первым в России. Туристы получают кешбэк за покупки в онлайн-магазине курорта на специальную виртуальную карту. Баллы могут потратить на проживание, фирменный мерч, спа-услуги, активности курорта.
- Ушли от сезонности. Все девять отелей и комплекс апартаментов работают круглогодично благодаря постоянной высокой загрузке (средняя загрузка за год — 72%). Это стало возможным в том числе благодаря эффективной работе с партнёрами и сегментации по каналам продаж. Команда продаж и управления доходами курорта уделяет много внимания правильному распределению выручки по каналам продаж в течение всего года.
- Бренд «Красной Поляны» стал узнаваемым. Благодаря проактивной позиции, участию в отраслевых мероприятиях и прочим активностям название курорта теперь хорошо известно.
- Увеличился турпоток. В 2023 году количество туристов выросло на 15% по сравнению с предыдущим годом и составило 1,3 млн человек. В 2024 году курорт планирует принять 1,5 млн человек.
Отель Novotel на Курорте Красная Поляна расположен в горах на отметке 960 метров над уровнем моря. Фото:«Новотель Резорт и спа Красная Поляна» 5*
«Резюмируя, могу сказать, что все поставленные задачи были реализованы существенно выше ожиданий и в более сжатые сроки.
Каждый год нам ставят суперамбициозные бюджеты, которые мы не просто выполняем, но и ощутимо перевыполняем. Последние годы постоянно подкидывают нам новые реалии и форс-мажорные ситуации. Однако моя команда регулярно показывает рекордные результаты, несмотря ни на что.
Get the right people on the bus — всегда собирайте сильную команду — с ней возможно всё».
Анастасия МолочковаЭксперт
Фото на обложке: Jan Vorontsov / Unsplash
Похожие материалы
- Сторителлинг и сториливинг: как отелю использовать истории в маркетинге
- Чего хотят гости отелей летом 2025 года: новые тренды индустрии гостеприимства
- Чем регионы России удивляют туристов летом 2025 года: исследование Яндекс Путешествий
- Как создать успешный интегрированный курорт с высокой загрузкой номеров: кейс Курорта Красная Поляна