- Имущественный налог на апартаменты и жилые помещения
- Какая форма регистрации бизнеса подходит для сдачи апартаментов и жилых помещений
- Как ФНС отслеживает уплату налогов
- Налоги физлиц, ИП и ООО
- Налоги при найме сотрудников
- Календарь: когда платить налоги
- Какие изменения ожидаются в налоговом законодательстве
Размер и количество налогов при сдаче апартаментов в аренду зависит от того, зарегистрированы их собственник как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, либо выбрал упрощённую или другую форму налогообложения. Вместе с адвокатом Александром Брянцевым отвечаем на самые важные вопросы арендодателей: какая форма регистрации самая выгодная, в какие сроки платить налоги и как оформить администраторов и горничных, чтобы избежать проблем.
Адвокат с десятилетним стажем работы в сфере консультационных услуг, судебного представительства и договорной работы в российских консалтинговых и инхаус-компаниях.
Имущественный налог на апартаменты и жилые помещения
Посуточно можно сдавать как квартиры, так и апартаменты, хотя иногда эти понятия путают и называют апартаментами в том числе жилые помещения. Однако у этих типов недвижимости разный правовой статус.
Квартиры относятся к жилой недвижимости, они предназначены для постоянного проживания. Всё, что связано с владением и использованием таких помещений, регулируется Жилищным кодексом.
Налог на имущество для квартир можно рассчитать самостоятельно по кадастровой стоимости объекта. Чтобы её узнать, нужно зайти в личный кабинет на сайте ФНС, если имущество оформлено на вас, или заказать выписку из ЕГРН на Госуслугах. Также можно проверить стоимость в Росреестре, если вы знаете кадастровый номер объекта.
Из общей стоимости квартиры нужно вычесть стоимость 20 кв. м (так считается компенсация налоговых вычетов) и от стоимости оставшейся площади посчитать 0,1%. Эта сумма и есть ваш имущественный налог.
Апартаменты — это нежилые помещения, их правовой статус определяется Гражданским кодексом. Такие помещения можно использовать как для проживания, так и для коммерческих целей, например, открывать в них офисы, салоны.
Налог на имущество для апартаментов также рассчитывается по кадастровой стоимости, но он составляет 0,5% и не предусматривает налоговые вычеты, то есть рассчитывается от стоимости всей площади.
Максимальная ставка налога — 2%. Она применяется для нежилых помещений (в том числе апартаментов), которые соответствуют хотя бы одному из следующих условий.
- Расположены в административно-деловом или торговом центре.
- Их назначение (по кадастровому паспорту или документам технического учёта) предусматривает размещение офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (либо подобные объекты фактически там размещены).
- Их кадастровая стоимость превышает 300 млн рублей.
Разница между жилой и нежилой недвижимостью ещё и в том, что с 2019 года ЖК РФ Статья 17. Назначение жилого помещения запрещает оказание гостиничных услуг и размещение хостелов в многоквартирных домах. Но это не значит, что квартиры теперь незаконно сдавать посуточно — просто нужно соблюдать определённые требования.
«По этому вопросу есть разъяснение Конституционного суда РФ, согласно которому посуточная сдача квартир в аренду не нарушает запрет на размещение гостиниц в жилых домах, прописанный в Жилищном кодексе, если при этом не создаются неудобства для других жильцов. То есть достаточно, чтобы неудобства, которые теоретически могут причинить другим жильцам ваши гости, не превышали те, которые они могли бы причинить при обычном использовании жилого помещения, то есть при постоянном проживании».
Александр БрянцевЭксперт
Какая форма регистрации бизнеса подходит для сдачи апартаментов и жилых помещений
Закон о налоге на профессиональный доход позволяет самозанятым сдавать посуточно только жилые помещения, то есть квартиры. Если вы приобретаете под сдачу апартаменты, нужно будет зарегистрировать ИП или юридическое лицо, например, ООО.
«Разница между ИП и ООО — в уровне ответственности. Индивидуальный предприниматель отвечает перед кредиторами и контрагентами личным имуществом. Если у ИП возникнут долги или претензии кредиторов, он рискует всем принадлежащим ему имуществом. Нежилое помещение при банкротстве могут выставить на торги, даже если оно является единственным, так как ограничения по взысканию единственного жилья распространяются только на квартиры.
В отличие от ИП, размер ответственности ООО ограничен вкладами участников в уставной капитал. Например, если он составляет 10 000 рублей, то эта сумма и будет максимальным размером ответственности участников перед кредиторами, а личное имущество учредителей ООО не подвергается риску. Исключение составляет процедура банкротства. В этом случае размер ответственности участников будет определяться требованиями кредиторов, но должна быть доказана вина участников общества в причинении ущерба кредиторам.
Если вы планируете сдавать небольшие апартаменты и хотите минимизировать бюрократию, ИП может быть лучшим вариантом. Для крупного бизнеса с высокими доходами и потенциальными рисками более подходящей формой будет ООО».
Александр БрянцевЭксперт
Как ФНС отслеживает уплату налогов
Все процессы, связанные с исчислением и уплатой налогов, регулируются Налоговым кодексом. В частности, в Статье 23 НК РФ указано, что налогоплательщики обязаны вести учёт своих доходов, расходов и объектов налогообложения, а также представлять налоговые декларации (если такая обязанность предусмотрена законодательством). В первую очередь это касается владельцев бизнеса, которые обязаны выдавать чеки арендаторам и вести бухгалтерскую отчётность.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, сдающие в аренду апартаменты, обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ) и выдавать арендаторам чеки. Это требование закона 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Исключение — предприниматели, которые сдают собственные жилые помещения в многоквартирных домах.
Для налогового учёта важны договоры об аренде между владельцем и арендатором. Эти документы должны сопровождаться кассовыми чеками, чтобы при необходимости вы могли подтвердить расходы и доходы.
«Вместо заключения письменного договора с каждым арендатором индивидуальные предприниматели и юридические лица могут использовать публичную оферту. Это помогает снизить бюрократию и упростить процесс аренды.
Публичная оферта описывает все условия аренды и проживания, такие как правила оплаты, возврата средств, ответственность за нанесённый ущерб. Оферта должна быть опубликована в открытом доступе (например, на сайте) либо размещена в уголке потребителя на видном месте. Когда гость оплачивает аренду, он автоматически принимает условия оферты — так она становится обязывающим для сторон договором».
Александр БрянцевЭксперт
Налоги физлиц, ИП и ООО
Размер налоговых платежей зависит от формы ведения бизнеса и системы налогообложения. Например, у физических лиц нет сотрудников, за которых они платят НДФЛ и страховые отчисления, также физические лица и ИП не будут платить НДС.
Физическое лицо
Если вы решите заключить договор с гостем как физическое лицо, то будете платить стандартный налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Сейчас он составляет 13% от суммы дохода. Но если доходы превысят 5 млн рублей, ставка налога составит уже 15%.
Физическое лицо имеет право оформить налоговые вычеты и таким образом уменьшить часть расходов, связанных с налогами. На сайте ФНС опубликован список возможных вычетов:
- стандартные налоговые вычеты (для льготных категорий граждан, а также лиц, на обеспечении которых находятся дети);
- социальные налоговые вычеты (для тех, кто понёс расходы на лечение, обучение, физкультурно-оздоровительные услуги и другие социально значимые цели);
- имущественные налоговые вычеты (при приобретении жилья и земельных участков, продаже некоторых видов имущества, а также в случае изъятия у налогоплательщика недвижимости для государственных или муниципальных нужд).
Также можно зарегистрироваться как самозанятый и платить налог на профессиональный доход (НПД) по ставкам:
- 4% с доходов, полученных от физических лиц;
- 6% с доходов от организаций и ИП.
Но помните о том, что в этом случае вы сможете сдавать в аренду только жилые помещения, а максимальный годовой доход при самозанятости — до 2,4 млн рублей.
Индивидуальный предприниматель
Размер налогов индивидуального предпринимателя зависит от того, какую он выбрал систему налогообложения — упрощённую, патентную или налог на профессиональный доход.
Налог на профессиональный доход. Если индивидуальный предприниматель сдаёт жилое помещение, то он, как и самозанятые, уплачивает 4% с суммы дохода, получаемого от физлиц, либо 6% с суммы дохода, получаемого от ИП и организаций.
Патентная система налогообложения (ПСН). Это фиксированная сумма налога, которая зависит от площади помещения, а также от максимального уровня дохода по вашему виду деятельности в регионе. Размер патента устанавливается властями регионов. Поскольку платёж не зависит от фактического дохода, это позволяет упростить расчёт и планирование налогов.
Рассчитать стоимость патента можно с помощью калькулятора на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Так, стоимость патента за 2024 год при сдаче жилого помещения площадью 55 кв. м в Москве составит 76 176 рублей в год, а при сдаче такого же помещения в Краснодарском крае (Анапа) — 66 019 рублей в год.
Упрощённая система налогообложения (УСН). У этой системы есть два варианта расчёта налогов:
- 6% от всех доходов;
- 15% от разницы между доходами и расходами.
В первом случае налог рассчитывается от общей суммы доходов от аренды апартаментов. Например, если за год вы заработали 2 420 000 рублей, то сумма налога составит 145 200 рублей.
Второй вариант позволяет учитывать возможные расходы: налогом облагается только чистая прибыль за минусом подтверждённых расходов. Чтобы их подтвердить, понадобятся кассовый чек, платёжное поручение, накладная, акт сдачи-приёмки или другой документ, подтверждающий сумму и назначение платежа. Допустим, вы тратите 65% дохода на содержание и обслуживание помещения, тогда при том же доходе 2 420 000 рублей чистая прибыль составит 847 000 рублей. И уже от этой суммы нужно рассчитывать налог 15%, который составит 127 050 рублей.
«Если доход бизнеса высокий и стабильный, ПСН может оказаться более выгодной системой. В случае, если расходы значительны и могут существенно снизить налогооблагаемую базу, УСН с расчётом 15% от разницы между доходами и расходами может быть предпочтительнее».
Александр БрянцевЭксперт
Юридическое лицо
Для юридических лиц также есть упрощённая система налогообложения (УСН). Владельцы бизнеса, как и в случае с ИП, могут выбрать один из двух вариантов расчёта налога:
- 6% от всех доходов;
- 15% от разницы между доходами и расходами.
Но чтобы платить налоги по УСН, бизнес должен попадать под несколько критериев, которые указаны на официальном сайте ФНС:
- официальный годовой доход — до 200 млн рублей;
- остаточная стоимость основных средств — до 150 млн рублей;
- в штате компании числится не более 130 сотрудников.
При работе по УСН доля участия других организаций в бизнесе не может превышать 25%. Организации, у которых есть филиалы, в принципе не могут пользоваться такой системой налогообложения.
Компании, доход которых превышает допустимый годовой лимит, а количество сотрудников — больше 130 человек, платят налоги по основной системе налогообложения (ОСНО). В 2024 году лимит на работу по ОСНО — более 265 800 000 рублей в год.
В основную систему налогообложения входят:
- налог на прибыль — 20%;
- налог на добавленную стоимость (НДС) — до 20% от стоимости услуг;
- страховые взносы за сотрудников — 30% от официальных зарплат.
Налоги при найме сотрудников
Если вы нанимаете администратора или горничных для работы в апартаментах, то ваши отношения будут регулироваться Трудовым кодексом, а это значит, что за каждого сотрудника нужно будет платить:
- налог на доход физических лиц (НДФЛ), который составляет 13% от официального оклада;
- обязательные страховые взносы (пенсионное, социальное и обязательное медицинское страхование). С 2023 года ФНС установила для этих взносов единый тариф — 30% от официального оклада.
Если у вас есть контрагенты, которые оформлены как самозанятые, то налог 6% от дохода они декларируют и платят самостоятельно. Но персонал, который работает постоянно, так оформлять не стоит — с 1 марта 2024 года вступили в силу поправки в 565-ФЗ «О занятости населения», которые контролируют подмену трудовых отношений самозанятостью.
«Налоговая служба внимательно следит за отношениями бизнеса и самозанятых и регулярно проводит проверки, чтобы выявить признаки трудовых отношений. Такими признаками можно считать:
- работу в определённые часы (с 9:00 до 18:00);
- выполнение обязанностей по указанию работодателя;
- наличие подчинённости, субординации;
- выделенное рабочее место;
- некорректные формулировки в договоре с самозанятым (работодатель, работник, отпуск, выходные)».
Александр БрянцевЭксперт
Если горничные или другие сотрудники работают постоянно, выполняя одни и те же задачи, налоговая служба может признать эти отношения трудовыми. Переквалификация отношений в трудовые грозит предпринимателю доначислением всех налогов и страховых взносов.
Кроме того, самозанятые сотрудники могут сами подать в суд на работодателя, если возникнут конфликты, и требовать признания отношений трудовыми. Это также может привести к дополнительным расходам и проблемам для предпринимателя. Поэтому, если вам требуются постоянные сотрудники, лучше оформлять всё официально, чтобы избежать рисков.
Подключайте свой объект к Яндекс Путешествиям и получайте бронирования!
- для всех: отелей, глэмпингов, апартаментов, посуточных квартир, гостевых домов, баз отдыха;
- для ИП, самозанятых, юридических и физлиц;
- мобильное приложение для управления бронированиями;
- акции и спецпредложения для гостей.
Календарь: когда платить налоги
Налог на имущество — до 1 декабря следующего года. То есть за 2023 год налог на недвижимость нужно уплатить до 1 декабря 2024 года, а за 2024 год — до 1 декабря 2025 года.
Подоходный налог зависит от формы регистрации бизнеса и формы налогообложения. Если вы выбрали УСН и платите 6% от всей прибыли или 15% от чистой прибыли, то нужно:
- в течение года вносить авансовые платежи: до 25 апреля, 25 июля, 25 октября за соответствующие периоды текущего года;
- до 31 марта следующего года сдать годовую декларацию.
При ПСН срок уплаты зависит от периода действия патента:
- если патент менее чем на 6 месяцев — налог уплачивается единовременно;
- если патент от 6 до 12 месяцев, налог уплачивается в два этапа: одна треть суммы — не позднее 90 календарных дней с начала действия патента, оставшаяся часть — не позднее срока окончания действия патента.
Юридические лица на ОСНО также вносят авансовые платежи и годовой расчёт:
- авансовые платежи — не позднее 28 дней после окончания квартала, то есть 28 апреля, 28 июля и 28 октября;
- годовой расчёт — до 28 марта следующего года.
Налоги на доходы сотрудников нужно вносить ежеквартально: до 25 апреля, 25 июля, 25 октября текущего года и до 25 января следующего года подать форму 6-НДФЛ. Также до 1 марта следующего года нужно подать форму 2-НДФЛ.
Страховые взносы тоже нужно подавать каждый квартал, но до 30 числа месяца, следующего за отчётным кварталом (30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января).
Чтобы ничего не забыть и не упустить нюансы, связанные именно с вашей формой регистрации и системой налогообложения, лучше свериться с налоговым календарём на официальном сайте ФНС, а также, в случае необходимости, прибегнуть к услугам бухгалтера.
Какие изменения ожидаются в налоговом законодательстве
Сейчас Государственная дума рассматривает законопроект, который сделает шкалу налогообложения физических лиц прогрессивной — от 13% до 22%, то есть те, кто зарабатывает больше, будут платить больший процент.
- Годовой доход превышает 2,4 млн рублей в год — НДФЛ 15%.
- Годовой доход превышает 5 млн рублей в год — НДФЛ 18%.
- Годовой доход превышает 20 млн рублей в год — НДФЛ 20%.
- Годовой доход превышает 50 млн рублей в год — НДФЛ 22%.
Эти поправки будет важно учитывать не только при уплате налогов за сотрудников, но и при продаже недвижимости. Ожидается, что они вступят в силу с 1 января 2025 года.
«С учётом предлагаемых поправок для бизнеса важно структурирование организационной формы и системы налогообложения, так как в случае неприменения какой-либо из вышеперечисленных налоговых систем (налог на профессиональный доход, УСН, ПСН) предпринимателю грозит доначисление налоговых платежей».
Фото на обложке: Drazen Zigic / Freepik
Похожие материалы
- Как стать резидентом ТОР или ОЭЗ, чтобы открыть отель и платить меньше налогов
- Первый в России сертификат «Ультра всё включено» получил отель Краснодарского края
- В Госдуме предложили запретить отелям завышать штрафы за порчу имущества
- Какие налоги должны платить владельцы квартир и апартаментов, если сдают их посуточно