Для гостиничной деятельности — продажи номеров — по закону лицензия не нужна. Однако большинство отелей предлагают гостям дополнительные услуги: например, делают массажи, приглашают позаниматься в тренажёрном зале, посмотреть фильм на террасе или поужинать в ресторане. На некоторые виды услуг могут потребоваться лицензии.
Рассказываем, на каких условиях в отеле и ресторане можно включать фильмы и музыку, как легально организовывать трансфер, экскурсию или тренинг — как оформить лицензии и сколько это стоит.
Эксперт по правовым вопросам в сфере бизнеса, автор более 100 научных работ. Кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, генеральный директор ООО «Мариокс Центр».
Доцент кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Людмила НовицкаяЭксперт
Кинопоказы
Наверняка каждый в начале фильмов или сериалов видел дисклеймер «видео предназначено только для домашнего просмотра». Дело в том, что показывать кино публично без разрешения правообладателя запрещено законом. И не имеет значения, платят зрители за просмотр или нет. Если к экрану имеют доступ посторонние — значит, показ публичный.
Чтобы показывать кино в гостиницах, ресторанах и других общественных местах, с его правообладателем подписывают лицензионное соглашение. Однако предварительно нужно проверить реестр и убедиться, что фильм имеет прокатное удостоверение, — официальное одобрение Минкультуры России на публичный показ.
Если фильма нет в реестре, значит, правообладатель не оформил прокатное удостоверение либо в произведении есть запрещённые материалы, например пропаганда терроризма или порнография. В любом случае показывать такой контент гостям отеля или ресторана нельзя.
Иногда получать лицензию для ресторана или гостиницы не нужно. Например, если отель транслирует в холле или другом общедоступном помещении фильмы, которые перешли в общественное достояние. Так называют произведения, авторы которых умерли более 70 лет назад.
О прокате и показе фильмов обычно договариваются с кинодистрибьюторами. Найти их контакты можно на сайте Единой системы показа фильма в кинотеатрах.
Найдите через поиск интересующий фильм и посмотрите в его карточке название компании-дистрибьютора. В нашем случае это RUSSIAN WORLD VISION. Скриншот с сайта ekinobilet.fond-kino.ru
Кинодистрибьюторы (их ещё называют прокатчиками) часто составляют свои каталоги с фильмами, на которые продают права на показ. Есть много компаний, у которых отель может купить лицензию, например, «Парадиз», «Экспонента фильм», «Централ Партнершип», «Атмосфера кино» и другие.
«Гостиница может купить подписку на онлайн-кинотеатр или стриминговую платформу и предлагать её гостям как за дополнительную плату, так и без. Для этого отель заключает с оператором договор, по которому гостиница получает право использовать предоставленный видеоконтент, а другая сторона отвечает за функционирование, регулярность обновлений и обслуживание своих сервисов и сайтов».
Оксана ВасильеваЭксперт
Сколько стоит лицензия. Зачастую кинодистрибьюторы не публикуют расценки в открытом доступе. Стоимость лицензии зависит от популярности и даты выхода фильма, размера аудитории, количества показов и других нюансов. В каждом случае необходимо уточнять цену у прокатчика.
Как долго действует лицензия, зависит от того, на какой период отель договорится с кинодистрибьютором. Например, одни показывают каждый фильм по месяцу, другие — годами.
Радиоэфиры
Хотя настроить волну на радио может каждый, прежде чем транслировать эфир в отеле, получите разрешение у правообладателя. Ведь высок риск нарушить не только авторские права, но и смежные с ними.
«Если в холле отеля играют фонограммы в составе радиопрограммы — требуется разрешение правообладателя, в противном случае будут нарушены авторские права. Отельеру нужно заключить лицензионный договор, например с РАО».
Оксана ВасильеваЭксперт
Чтобы получить лицензию для гостиницы и ресторана, обратитесь в РАО (Российское авторское общество), ВОИС (Всемирную организацию интеллектуальной собственности) или напрямую к радиостанциям, например, Русское радио, Европа Плюс, Русская волна, Вести FM, Маруся ФМ.
Сколько стоит и как долго действует лицензия на телевещание в ресторане или в отеле, зависит от договрённостей с правообладателем.
Телевидение
Чтобы транслировать для гостей ТВ-каналы с бесплатным вещанием, лицензия отелю не нужна — по закону это не нарушает исключительные права. Главное, чтобы гостиница не требовала деньги за просмотр.
Если отель будет продавать билеты на просмотр или делать наценку на проживание в номере с ТВ, то он должен передать вознаграждение правообладателю — для этого заключают лицензионное соглашение.
«В отелях нельзя транслировать телеканалы, программы, которые не зарегистрированы по Закону РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 „О средствах массовой информации“.
Отельеру стоит внимательно относиться к выбору видеоконтента. Например, если в нём есть публичный призыв к терроризму и экстремистской деятельности либо оправдание такой деятельности, то за показ наложат административный штраф. Гражданам придётся заплатить от 50 000 до 100 000 ₽, должностным лицам — от 200 000 до 400 000 ₽, юридическим лицам — от 600 000 до 1 000 000 ₽».
Оксана ВасильеваЭксперт
Самый простой способ получить лицензию для гостиницы и ресторана — купить её у дистрибьюторов. Для бизнес-абонентов часто разрабатывают отдельные тарифы. Некоторые дистрибьюторы предлагают приложения, которые отели интегрируют в PMS — систему управления гостиницей.
Сколько стоит и как долго действует лицензия на телевещание в ресторане или в отеле, зависит от дистрибьютора. Обычно предлагают подписки за 500–2000 ₽ в месяц. В одном пакете может быть 50–100 каналов. Есть тарифы для гостиниц, где платят за количество подключённых экранов, например, по 200 ₽ за каждый.
Покупать бизнес-подписки на ТВ гораздо проще и выгоднее. Если телевизор в холле или в отдельном зале, для постояльцев можно составить программу и повесить её на видном месте.
Трансляция спортивных событий
Изначально права на трансляцию соревнований принадлежат только их организаторам — спортивным федерациям. При этом интеллектуальные права организаторов нарушает как использование в коммерческих, так и в некоммерческих целях.
Транслировать спортивные события в гостинице без разрешения нельзя, даже если зрители не платят за просмотр.
Разрешение на вещание для ресторана и отеля обычно получают у компаний, которые распространяют контент в разной форме: эфирное телевидение, платный канал, сайт в интернете, приложение на смартфоне. Самые крупные дистрибьюторы в России: Матч ТВ, Okko Спорт, ESPN.
Сколько стоит и как долго действует лицензия на трансляцию спортивных событий? Цена зависит от сервиса, вида спорта, количества каналов — в среднем от 3000 до 10 000 ₽ в год. Часто лицензии выглядят как ежемесячные подписки. Хотя теоретически можно купить право на трансляцию конкретного матча или турнира.
Музыкальное сопровождение
Чтобы публично исполнять или воспроизводить музыкальные композиции, также нужно разрешение правообладателя (лицензия) — иначе отель нарушит чужие авторские права. При этом не имеет значения, платят ли постояльцы за прослушивание и откуда гостиница запускает плейлист (из приложения с подпиской или плеера социальной сети).
Лицензии бывают разными. Например, одни треки можно включать только при указании имени исполнителя, другие — только в оригинале, без изменений.
Включать в отеле чужую музыку бесплатно можно в трёх случаях:
- Использовать треки с открытой коммерческой лицензией. Это такие композиции, авторы которых разрешают воспроизводить музыку без дополнительных разрешений. В интернете много библиотек с музыкой без лицензионных отчислений, например, Fugue, Free Music Archive, Audionautix.
- Договориться с правообладателем напрямую. Конечно, крупные исполнители вряд ли согласятся выдать лицензию бесплатно, но местные — вполне.
- Включать композиции, которые перешли в общественное достояние. Такое происходит в том случае, если автор записи умер 70 лет назад и более. Однако нужно учитывать, что на композицию могут действовать смежные права.
В остальных случаях отель покупает лицензию у правообладателя.
«За танцевальные площадки с платным входом, использование музыкальных автоматов и систем караоке отели отчисляют правообладателям дополнительное вознаграждение».
Оксана ВасильеваЭксперт
Чтобы получить лицензию для ресторана и гостиницы, нужно выплатить вознаграждение правообладателю. Есть три способа.
Способ 1. Заключить договор с РАО и ВОИС. Это государственные организации, которые защищают авторские и смежные права. ВОИС представляет интересы исполнителей и изготовителей фонограмм, а РАО — авторов музыки и текстов. Представительства этих организаций есть практически в каждом регионе России. По договору с РАО и ВОИС можно включать большинство отечественных и зарубежных композиций. Однако каждый месяц нужно отчитываться, какие именно треки звучали в отеле, — и это сложно.
Способ 2. Договориться с компанией-дистрибьютором. Это негосударственные посредники, которые лично договариваются с правообладателями на отдельные композиции и подписывают соглашение с РАО и ВОИС. Например, за музыкальной лицензией отель может обратиться к Бубуке, МузКафе и другим дистрибьюторам.
Зачастую работать с негосударственными посредниками проще: они сами отслеживают, какие композиции звучали в гостинице, и перечисляют вознаграждения правообладателям. Однако база музыки у них обычно в разы меньше, чем у РАО и ВОИС.
Способ 3. Связаться напрямую с автором композиции. Этот способ подходит тем, кому не нужен большой репертуар. Например, если отелю достаточно лицензии на несколько композиций для фоновой музыки в холле.
«На официальном сайте РАО размещены ставки. Размеры авторского вознаграждения зависят от количества номеров в отеле и их средней стоимости, а также от площади озвучиваемого холла, фойе и других помещений».
Оксана ВасильеваЭксперт
Стоимость лицензии на воспроизведение и исполнение композиций рассчитывают в зависимости от количества мест в ресторане, площади и количества номеров в гостинице. РАО и ВОИС обычно берут больше, чем негосударственные посредники. Если в отеле есть караоке или постояльцы выбирают треки за деньги — правообладателям отчисляют дополнительное вознаграждение.
Как долго действует лицензия, зависит от договорённости с правообладателем.
Открытие ресторана
Чтобы готовить и продавать блюда постояльцам, гостинице не нужна лицензия как таковая. Однако понадобится много других разрешений:
- от органов пожарной безопасности — о том, что риск пожара минимален, а гости могут быстро эвакуироваться при необходимости;
- от Роспотребнадзора — о том, что конкретное место подходит для открытия ресторана;
- от СЭС — о том, что помещение соответствует санитарным требованиям и нормам;
- договор на вывоз и утилизацию отходов;
- договор на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию;
- лицензия на ККТ (кассовое оборудование).
Чтобы открыть точку питания в отеле, придётся посетить разные инстанции, например, пригласить на выездную проверку пожарную инспекцию и СЭС, написать заявление в Роспотребнадзор, активировать лицензию на онлайн-кассу. Но главное — получить лицензию на розничную торговлю. Отелю нужно сверить свои коды ОКВЭД из выписки ЕГРЮЛ или ЕГРИП на сайте ФНС.
Сколько стоит лицензия на ресторан. Разрешение на розничную торговлю выдают бесплатно. На обслуживание кассовой программы понадобится около 3000 ₽ ежегодно.
«Сегодня ресторанам не требуется лицензия, чтобы подавать гостям блюда со сложной технологией приготовления, например рыбу фугу. Однако шеф-повар понесёт персональную ответственность, если нарушит технологию приготовления, использует некачественное сырьё или полуфабрикаты, которые могут причинить вред здоровью потребителей».
Людмила НовицкаяЭксперт
Медицинские услуги
Предлагать гостям медицинские услуги могут только отели со специальной лицензией. Без дополнительных разрешений делать можно немногое, например, измерить давление или наложить повязку на рану. А вот предлагать постояльцам лечебный массаж уже нельзя: для этого нужны знания.
Полный список медицинских услуг есть в приказе Минздрава, среди них:
- климатическое воздействие — лечебные минеральные и грязевые ванны;
- простые физические воздействия — массаж, иглоукалывание, мануальная терапия, остеопатия;
- лучевое воздействие — светолечение, ультрафиолетовая и лазерная терапия.
В пансионатах и центрах отдыха часто проводят лечебную физкультуру для восстановления после некоторых заболеваний — это тоже медицинская услуга.
Все гостиницы обязаны вызывать скорую при необходимости и иметь аптечку, а также обучать сотрудников оказанию первой помощи. Как всё это организовать — рассказали в отдельной статье.
Чтобы получить лицензию для отеля, нужно обратиться в региональные органы исполнительной власти. Например, городской комитет или департамент здравоохранения, минздрав субъекта РФ.
Для лицензирования гостиницы подготовьте документы:
- заявление;
- паспорт;
- бумаги на помещение и оборудование;
- справки об образовании и стаже сотрудников;
- санитарно-эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора;
- подтверждение, что структура и штатное расписание медицинских объектов соответствуют требованиям закона;
- квитанцию об оплате госпошлины.
Когда документы подготовлены, пройдите этапы:
- Направить документы в лицензирующий орган.
- Дождаться проверки.
- Забрать лицензию лично либо получить по почте. Решение принимают в течение 45 дней после подачи заявления и ещё до трёх дней вручают готовый документ.
Сколько стоит и как долго действует лицензирование гостиницы. Понадобится оплатить госпошлину — 7500 ₽. Документ бессрочный. Разрешение переоформляют, если меняются исходные данные, например, отель добавляет новые услуги.
Экскурсии
Если отель формирует турпакеты и предлагает их гостям, ему нужно зарегистрироваться в реестре туроператоров, а если гостиница выступает посредником — в реестре турагентов и субагентов.
Однако, чтобы размещать на стойке регистрации информационные буклеты с местными достопримечательностями или рекламные брошюры экскурсий, разрешение не нужно.
Как зарегистрироваться в реестре. Турагентов в базу вносит туроператор — самостоятельно им ничего делать не нужно. Чтобы стать туроператором и попасть в реестр, нужно:
- Заполнить заявление по форме.
- Подготовить документы со сведениями о туроператоре, которые вносят в реестр.
- Лично или по почте подать заявление и документы в Минэкономразвития России.
- Дождаться решения — его примут в течение 10 рабочих дней.
Сколько стоит регистрация в реестре. В базу данных вносят бесплатно. Однако туроператорам понадобится финансовое обеспечение: от 500 000 ₽ для внутреннего или въездного туризма и от 10 000 000 ₽ — для международного.
Перевозка
Если отель хочет предоставлять услуги трансфера из аэропорта, на вокзал и в другие места, использовать автобусы для экскурсий — ему нужна лицензия на перевозку пассажиров.
Лицензия не требуется в случае, если транспорт:
- вмещает до восьми человек;
- не используется как такси;
- не имеет постоянного маршрута.
«Если автобус не будет выезжать за территорию гостиницы — его можно не ставить на учёт в ГАИ. Оформлять лицензию в этом случае тоже не нужно. Если автобус будет выезжать за территорию, то отельер должен оформить транспортную лицензию, а также:
- назначить ответственного за безопасность дорожного движения (сотрудник должен пройти аттестацию на право занимать должность);
- убедиться, что все специалисты соответствуют требованиям к организации пассажирских перевозок;
- набрать водителей с необходимой квалификацией и проверить, что они прошли медицинское освидетельствование;
- набрать в штат сотрудников, которые возьмут на себя техническое обслуживание и ремонт автобусов (либо можно заключить договор с техцентром);
- получить на каждый автобус документы, предусмотренные в ПДД».
Оксана ВасильеваЭксперт
Если отель перевозит по восемь постояльцев в автобусе, где 10 пассажирских мест, лицензия всё равно нужна. Фото: freepik / Freepik
Тренинги и мастер-классы
Чтобы заниматься образовательной деятельностью, тоже требуется лицензия. Однако таковой считается не каждый тренинг и мастер-класс. Лицензия не нужна, если организатор:
- не называет себя образовательной организацией;
- не выдаёт документы об образовании;
- не использует программы, которые утвердило Министерство просвещения.
«После тренингов можно выдать сертификат, который не содержит слова „обучался“ или „прошёл обучение“. Лучше написать „участвовал“ или „прослушал“. В рекламе тренинга не указывают, что это образовательные курсы. Также тренинги нельзя проводить несколько раз в неделю для одних и тех же людей».
Людмила НавицкаяЭксперт
При этом гостиница может проводить на своей территории образовательные тренинги и мастер-классы, если договорится об этом с лицензированной организацией.
Какие лицензии нужно получить гостинице, зависит от предлагаемых услуг. Мы перечислили самые распространённые разрешения, которые сделают бизнес законным и повысят доверие к отелю со стороны гостей и партнёров. Чтобы узнать, нужна ли лицензия для конкретной гостиницы, лучше обратиться к юристу. Также важно следить за сроками действия разрешений и вовремя их продлевать.
Фото на обложке: Roberto Nickson / Unsplash
Похожие материалы
- В чём суть доверительного управления квартирой, или Как масштабировать посуточный бизнес
- Кабмин получил возможность устанавливать невозвратные тарифы
- Кто платит туристический налог в России: налоговая ставка и примеры расчётов в отеле
- Кинопоказы, трансфер и не только: какие лицензии нужны отелям