Концепция бутик-отеля: формула успеха от опытного отельера
Учебник

Концепция бутик-отеля: формула успеха от опытного отельера

Анна Пыльцына
Анна Пыльцына

Бутик-отели — глобальный тренд гостиничного бизнеса. Благодаря авторскому формату и личностному подходу рентабельность бутик-отелей на 8–10% выше обычных гостиниц. Окупаются они также в полтора раза быстрее — за 3–5 лет. 

Как продумывать концепцию бутик-отеля, привлекать гостей и преодолевать трудности, мы узнали у владелицы арт-отеля «Рахманинов» Оксаны Куренбиной.

Креатор, художник, фотограф, журналист, предприниматель. Владелица арт-холдинга «Рахманинов»: арт-отеля «Рахманинов» и Kurenbin smART Hotel в Санкт-Петербурге.

Оксана Куренбина
Оксана Куренбина
Эксперт

Концепция: от идеи к реализации

Boutique в переводе с французского означает «маленький магазин с узким кругом клиентов и высоким сервисом». Бутик-отель отличается от классической гостиницы примерно как бутик от крупного супермаркета. В то время, как в сетевом магазине представлен большой набор товаров для разных людей, бутик предлагает брендовые вещи для конкретной аудитории.

Концепция бутик-отеля «Гамма» — характер современного Петербурга.

Концепция бутик-отеля «Гамма» — характер современного Петербурга. Благородный серый цвет, образы двора-колодца, бюсты философов. Фото: Отель «Гамма»

Выделяют такие особенности бутик-отелей:

  • камерность — по разным оценкам до 50–100 номеров;
  • эксклюзивный дизайн — интерьеры всех номеров должны быть разными;
  • премиальный сервис — трепетное отношение к гостю, которое проявляется в деталях.

Но только ли это отличает бутик-отель от обычного мини-отеля или дизайн-отеля? Представим, что в гостевом доме в Алуште на семь номеров оформили интерьеры в стиле прованс и посадили лаванду во дворе. Формально теперь он соответствует требованиям бутик-отеля по численности гостей, уровню сервиса и стилю. Но только формально, потому что у объекта пока нет главного — концепции.

Бутик-отель — это своего рода премиум-клуб по интересам, который формируется в антуражном месте и собирает увлечённых определённой темой людей — свою целевую аудиторию. 

Концепция бутик-отеля — это его замысел, который выражается в дизайне и особой атмосфере, создаваемой персоналом для гостей. Концепция может быть исторической, творческой, спортивной, а также связанной с субкультурой, этнографией, космосом, роботизацией.

Например, концепция бутик-отеля Ostrova SPA Hotel в Сочи, признанная лучшей по результатам Национальной гостиничной премии в 2023 году, обыгрывает пять знаковых для путешественников островов: Лусон, Сицилию и другие. Гости как бы попадают в мир экзотики: дегустируют в ресторанах тайскую и полинезийскую кухню, расслабляются в филиппинском спа-центре, приобщаются к практикам медитации. В островную концепцию органично вплетаются и стихии природы: каждый этаж бутик-отеля стилизован под образы огня, воды, земли и воздуха — оформлен в соответствующей цветовой гамме. 

Концепция бутик-отеля 39 by Sateen Group в Ростове-на-Дону звучит как «something old, something new», то есть «микс старого и нового». В отеле смело комбинируют винтажные и современные предметы интерьера.

Идея бутик-отеля «Усадьба Хлудова» в Сочи — погружение в роскошь русского дворянства, а «Пестова подворья» в Суздале — в мир купечества XIX века с его зажиточностью и лежанием на печи.

Часто концепцию и тон бутик-отелю задаёт владелец, который живёт проектом и максимально причастен к нему: лично общается с гостями, организует события, вдохновляет на креативы и прорабатывает дизайн.

«У отеля „Рахманинов“ — арт-концепция. Я мечтала создать галерею, в которой живут люди. Место выбирала примерно полгода: было важно, чтобы коридоры подходили для размещения картин. В тот момент я ещё плохо представляла, какой будет моя гостиница. Больше 20 лет я путешествовала по Европе, поэтому доверилась своей насмотренности и интуиции. Хотелось, чтобы человек приезжал и погружался в атмосферу культурного Петербурга XIX века.

Мы открылись в 2003 году. Благодаря грамотной концепции и пиару отель окупил затраты через полтора года. Со многими идеями по дизайну мне помогал сын Иван Куренбин, который в то время учился в Санкт-Петербургской государственной академии искусства и дизайна имени Штиглица. Ещё через несколько лет Иван повторил замысел арт-отеля и открыл Kurenbin smART Hotel на Невском проспекте».

Оксана Куренбина
Оксана Куренбина
Эксперт
Картины и фотографии украшают коридоры арт-отеля «Рахманинов».

Картины и фотографии украшают коридоры арт-отеля «Рахманинов». Экспозиции регулярно меняются. Фото: Арт-отель «Рахманинов»

Вот ещё несколько идей от Оксаны Куренбиной.

  • Шахматный бутик-отель. Можно сделать чёрно-белый дизайн, поставить в лаунж-зоне шахматные доски и проводить дружеские чемпионаты. Будут приезжать гости, которые ценят интеллектуальную игру. Бонус для души — владелец может сам сыграть с гостями партию в шахматы.
  • Бильярдный бутик-отель. Бильярд — это не просто игра, но и способ проведения переговоров и деловых встреч. Можно украсить стены фотографиями с шарами. Это перспективно для MICE-туризма, то есть бизнес-путешествий.
  • Цирковой бутик-отель. Интерьеры можно стилизовать под цирк шапито, за завтраком — показывать гостям номера с участием жонглёров, при выезде — дарить фигурки клоунов. Подобный отель с цирковой концепцией работает в Париже.

В случае с придуманным нашей редакцией «лавандовым» бутик-отелем в Крыму можно объединять гостей, которые любят флористику: проводить лавандовые вечера, учить создавать украшения из сухоцветов и эпоксидной смолы, устраивать пленэры и сеансы ароматерапии. Благодаря этому у гостиницы будет не просто особый стиль, а бутиковый шарм.

Как открыть свой отель: список документов и советы юриста
Как открыть свой отель: список документов и советы юриста

Дизайн номеров бутик-отеля

Индивидуальное оформление номеров — один из обязательных элементов бутиковых отелей. В дизайне нужно отталкиваться от смыслов, заложенных в концепцию.

В бутик-отеле «Русский дворик» всего пять номеров, и все — с литературно-музыкальным колоритом. Вместо цифр на дверях — фамилии деятелей русской культуры, которые жили и создавали свои произведения в Сергиевом Посаде. Так, номер «Пришвин» отделан деревом и украшен охотничьими трофеями, а в «Шаляпине» стоит граммофон, на котором можно слушать виниловые пластинки с ариями в исполнении оперного певца. Номер «Куприн» украшен восточными мотивами, напоминающими о татарских корнях писателя.

Номер, посвящённый Рахманинову, в бутик-отеле «Русский дворик» — воплощение архитектуры в музыке.

Номер, посвящённый Рахманинову, в бутик-отеле «Русский дворик» — воплощение архитектуры в музыке. Нежная гамма цветов и плавные линии. Фото: Отель «Русский дворик»

Владелица арт-отеля «Рахманинов» в Санкт-Петербурге Оксана Куренбина разрабатывала дизайн номеров вместе с сыном Иваном. Эксклюзивные вещи, описанные ниже, наполняли гостиницу год за годом.

  • Семейный антиквариат. В годы блокады, когда жители сжигали деревянную мебель и меняли предметы интерьера на хлеб, бабушки Оксаны Куренбиной сумели сохранить часть семейных реликвий. Старинные вещи стали первыми артефактами бутик-отеля.
  • Картины. В арт-отеле «Рахманинов» хранится коллекция работ современных художников — авангардистов и импрессионистов. Экспозиции меняются, поэтому постоянные гости регулярно видят новые картины, будто попали на вернисаж.
  • Авторские двери. Каждая дверь эксклюзивна: их расписали к пятилетнему юбилею отеля 25 выдающихся художников — друзей Оксаны, в том числе Глеб Богомолов, художник и культовый модельер Татьяна Парфёнова, легенда петербургского андеграунда Иван Сотников. Если в комнатах верхнего этажа вы ощутите себя в Петербурге XIX века, то на нижнем этаже каждый номер соответствует теме картины художника на двери.
  • Музейная мебель. Например, в рахманиновском люксе стоит спальня из усадьбы Набоковых — кровать из тёмного дерева украшают вставки из бронзы. В другом номере — золочёная кровать времён Александра III, которая до войны могла находиться в запасниках Эрмитажа. Эта мебель не для красоты, а для людей: гости спят на кроватях, фотографируются в интерьерах XIX века.
Кровать эпохи Александра III купили у внука главного врача блокадного Ленинграда, отреставрировали и поставили в один из номеров.

Кровать эпохи Александра III купили у внука главного врача блокадного Ленинграда, отреставрировали и поставили в один из номеров. Фото: Арт-отель «Рахманинов»

«Арт-отелю „Рахманинов“ 20 лет. За это время наши гости ничего не сломали и не испортили. Многие отельеры рассказывают, как вынуждены ремонтировать номера чуть ли не после каждого постояльца, потому что люди заливают вином и портят мебель и обои. Наши гости бережно относятся к красоте. За всё время мы делали ремонт лишь дважды, в том числе к новому сезону 2023 года».

Оксана Куренбина
Оксана Куренбина
Эксперт

Особенности инфраструктуры

Официальных требований к инфраструктуре бутик-отелей в России нет. В зависимости от запросов гостей владельцы организуют на территории разные пространства.

Музей. Гости могут ближе узнать историю места. Так, в Ярославле действует комплекс «Музей и время», в который входят бутик-отель и музей с коллекцией старинных инструментов. Некоторые отельеры устраивают экспозиции в зоне ресепшен.

Ресторан или кафе. Гости любят пробовать аутентичную кухню. Например, шеф-повар бутик-отеля 39 by Sateen Group Максим Артюхов — донской казак, поэтому он знакомит гостей со старинными рецептами донской кухни. В бутик-отелях бывают аутентичные столовые-гостиные.

В бутик-отеле «Пестово подворье» можно полежать на печи в кухне-столовой.

В бутик-отеле «Пестово подворье» можно полежать на печи в кухне-столовой. Фото: Гостиница «Пестово подворье»

Галерея или арт-пространство позволяют постояльцам знакомиться с художниками и фотографами нового времени. Бутик-отель Татьяна Provence в Звенигороде использует свой выставочный зал для презентаций и фотосессий.

Центр красоты и здоровья. Нужен для того, чтобы расслабляться в бассейне, финской сауне, хаммаме, купели. 

Лаунж-зона, бильярдная, каминный зал. Чтобы гости или деловые партнеры могли пообщаться в непринужденной обстановке.

Велнес-центр с открытым бассейном в бутик-отеле «Усадьба Хлудова» в Сочи.

Велнес-центр с открытым бассейном в бутик-отеле «Усадьба Хлудова» в Сочи. Фото: Бутик-отель «Усадьба Хлудова»

Наличие тех или иных элементов инфраструктуры влияет на категорию гостиницы: от «без звёзд» до пятизвёздочного бутик-отеля.

«Когда к нам приезжают гости, они говорят: „В отеле так красиво и необычно! Почему всего три звезды?“ Приходится объяснять: потому что у нас нет ресторана. Мы кормим гостей завтраками на первом этаже по примеру бутик-отелей в Ницце и Каннах, а для обеда и ужина можно выбрать ресторан неподалёку. 

В Европе „бутик-отель“ — это самостоятельная категория в классификации гостиниц. У этих отелей не обозначают количество звёзд, потому что главное — это не наличие бассейна или кафе, а эксклюзивный дизайн и сервис. В России этой градации пока нет».

Оксана Куренбина
Оксана Куренбина
Эксперт

Подробнее о том, как гостиницы проходят классификацию, читайте в другой статье журнала «Высокий сезон».

Как и зачем гостинице получать звёзды: полный гайд
Как и зачем гостинице получать звёзды: полный гайд

Можно ли менять концепцию

Для бизнеса эффективнее не менять, а развивать концепцию бутикового отеля: добавлять новые смыслы и устраивать неожиданные коллаборации — сотрудничать с артистами, фотографами, кулинарными студиями, байкерами, шахматистами. 

Например, в 2003 году арт-отель «Рахманинов» открывали как «Антик Отель», его главными фишками были предметы старины и художественная галерея. Однако через два года агентство недвижимости предложило владелице отеля выкупить соседнее помещение. Во время осмотра новой собственности выяснилось, что в этой квартире жила тётя композитора. Юный Рахманинов гостил у неё, когда учился в Санкт-Петербургской консерватории. История обрастала находками, а отель — знакомствами с рахманиноведами. В итоге в 2005 году бутик-отель переименовали в «Рахманинов». После ребрендинга концепция не поменялась, а расширилась. Идею художественной галереи XIX века, в которой живут люди, дополнили музыкальной историей Петербурга.

Автограф и фото композитора С.

Автограф и фото композитора С. Рахманинова из коллекции арт-отеля «Рахманинов». Находятся в картинной галерее третьего этажа. Фото: Арт-отель «Рахманинов»

«Из квартиры можно было сделать три номера, но мы решили сохранить её и создать двухкомнатный люкс. Состояние было ужасным. Сначала мы восстановили паркетный пол. Когда начали соскабливать стены, обнаружили на них газеты рахманиновского времени и решили оставить этот кусок стены как есть. Теперь мы дружим с потомками Рахманинова, устраиваем фестивали памяти композитора. В свободное от гостей время номер работает как музей богемной жизни Петербурга».

Оксана Куренбина
Оксана Куренбина
Эксперт
Представительский люкс «Рахманинов»: родной паркет, мебель из усадьбы Набоковых и газеты конца XIX века на стене.

Представительский люкс «Рахманинов»: родной паркет, мебель из усадьбы Набоковых и газеты конца XIX века на стене. Фото: Арт-отель «Рахманинов»

Как привлекать гостей

Бутик-отель — это сообщество увлечённых какой-то темой или определённым делом людей. Поэтому здесь, наряду со стандартными методами рекламы, эффективно работает событийный маркетинг, который помогает отелю сформировать комьюнити и получить постоянных клиентов.

Несколько идей:

  1. Тематические завтраки. Можно проводить завтраки с модельерами, писателями, критиками, режиссёрами. В «Рахманинове» устраивают утренние встречи за чашкой кофе с петербургскими художниками. 
  2. Творческие и обучающие мастер-классы. По искусству развески картин, гончарному мастерству, созданию предметов интерьера из разбитой посуды.
  3. Мальчишники и девичники. Акварельные пленэры, вернисажи, спа-программы.
  4. Экскурсии. Могут проводить для гостей бутик-отеля специально отобранные, увлечённые темой администраторы.
  5. Мини-чемпионаты по шахматам и другим логическим и интеллектуальным играм.
  6. Перформансы и иммерсивные спектакли — представления, в которых гости задействуются одновременно как зрители и актёры. Это вариант для арт-отелей.

«К нам приезжают погостить все, кто тянется к искусству во всех его ипостасях. Долгими зимними вечерами мы даём гостям краски и холсты: пожалуйста, пробуйте писать картины сами, например, как русские авангардисты. В этом году запустили проект Fashion Photo Party. Наши гости могут попробовать себя в роли модели на этой концепт-вечеринке. Под бокал шампанского они расслабляются, и я создаю им стиль из своей коллекции одежды. Первую вечеринку мы посвятили стилю бохо, тема следующей — богема Серебряного века».

Оксана Куренбина
Оксана Куренбина
Эксперт
Проект Fashion Photo Party арт-холдинга «Рахманинов», фотосессия в стиле бохо.

Проект Fashion Photo Party арт-холдинга «Рахманинов», фотосессия в стиле бохо. Фото : Арт-отель «Рахманинов»

Долгосрочная идея — показывать экспертность в выбранной нише. Владельцы или сотрудники бутик-отеля могут вести блог на тему, которая близка концепции гостиницы. Например, у «Рахманинова» есть ютуб-канал, где пользователи смотрят интервью с художниками и заодно узнают об арт-отеле.

Уютные мелочи: как создать домашнюю атмосферу в гостинице
Уютные мелочи: как создать домашнюю атмосферу в гостинице

Слагаемые успеха бутик-отеля

Несколько советов владельцам гостиничного бизнеса, которые только начинают свой путь в узкой нише бутик-отелей.

  • Учитывайте архитектурные особенности. Часто бутик-отели располагаются в зданиях с красивой архитектурой, которые признаны историческим наследием. В этом случае могут возникнуть трудности как на этапе ремонта, так и на этапе согласования вывески. При этом охранным статусом могут обладать как здание в целом, так и его часть — например, старинная лестница.
  • Создавайте атмосферу. Проводите арт- и фэшен-вечера, придумывайте неожиданные проекты и коллаборации.
  • Аккуратно сочетайте историю и современность. Многим гостям нравится, что, с одной стороны, они попадают в прошлый век, а с другой — пользуются такими благами цивилизации, как вайфай и рум-сервис. 
  • Продумывайте каждую мелочь дизайна. Бутик-отель — это внимательность к деталям сервиса и красоте. Гости-эстеты могут выехать из гостиницы, даже если увидят на ресепшне в вазе цветы, с которых администратор не снял упаковку. 
  • Собирайте неравнодушную команду. Важно, чтобы вся команда была и приятной, и улыбчивой, и заинтересованной, старалась сделать пребывание человека в гостинице незабываемым. 

«Если бутик-отель хочет открыть творческий человек, то ему обязательно нужен более приземлённый управляющий. Я рекомендую обратить внимание на родственников или друзей, потому что поиск управляющего на онлайн-платформах может закончиться печально. Создание команды единомышленников, которые будут разделять творческо-бутиковые идеи, — это очень важно».

Оксана Куренбина
Оксана Куренбина
Эксперт

Фото на обложке: Бутик-отель 39 by Sateen Group

идеи
оснащение
тренды
услуги
Был ли материал полезен для вас?
Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я подтверждаю своё согласие на получение рекламных и иных маркетинговых сообщений от Яндекс Путешествий (ООО «Яндекс.Вертикали» 115035, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, д. 82, стр. 2, пом. 3А06), на условиях Пользовательского соглашения

Похожие материалы

  • Необычные ландшафтные отели: как устроены номера на дереве, под водой, в песках и недрах скал
    Необычные ландшафтные отели: как устроены номера на дереве, под водой, в песках и недрах скал
    Учебник
  • В американском Принстоне откроется отель в стиле старейшего университета
    В американском Принстоне откроется отель в стиле старейшего университета
    Новости
  • Мини-бар в отеле: чем наполнять и как обслуживать
    Мини-бар в отеле: чем наполнять и как обслуживать
    Учебник