Папка гостя в отеле: зачем нужна и как её оформить
Учебник

Папка гостя в отеле: зачем нужна и как её оформить

Папка гостя — это собранная вместе важная информации об отеле, его услугах и правилах. Все сведения в ней условно можно разделить на обязательные и продающие.

Рассказываем, какой может быть гостевая папка, что в ней должно лежать по закону, а что добавляется по инициативе руководства отеля. Посмотрим, в чём преимущества и недостатки бумажного и электронного форматов.

Зачем нужна папка гостя

Согласно обновлённому Положению о классификации гостиниц гостям обязательно нужно предоставить доступ к папке с информацией об отеле. Но также гостевая папка может стать инструментом дополнительных продаж и помочь повысить лояльность.

Информацию можно предоставить как в традиционном бумажном, так и в электронном виде. Бумажная папка обычно находится на ресепшне и в номере гостя, электронную можно посмотреть на планшете или смартфоне.

«Папка гостя — важная точка контакта, она служит продолжением коммуникации, ведь при заселении гостю часто дают большое количество информации, которую он не в силах запомнить. Например, все особенности проживания в конкретном отеле, часы работы спа или время, отведённое для завтрака в ресторане, а также весь спектр дополнительных услуг.

Папка — это проявление заботы о госте. В одном месте, под рукой, собрана вся необходимая информация — не нужно тратить время на звонок или на переписку с ресепшен. С помощью рекомендаций и советов гости могут получить максимум удовольствия от отдыха и воспользоваться всеми представленными возможностями». 

Мария Мамаева
Предприниматель, маркетолог, психолог, совладелица «Лес Глэмпинг и Спа» в Сочи.

Что обязательно должно быть в папке гостя

О чём отели всех категорий должны рассказать гостям, прописано в законах. Основная информация касается правил, услуг отеля, прав и обязанностей гостей.

«Требования к папке описывают:

Также руководство отеля может указывать любую информация, которую сочтёт полезной для гостя».

Борис Дороченков
Генеральный менеджер апарт-отеля Diamond Apartments 5*, Москва

В гостевой папке точно нужны:

  • правила отеля: общие правила проживания, время заезда и выезда, права и обязанности гостей, порядок оплаты и возврата денег;
  • права и обязанности отеля: политика конфиденциальности и обработки персональных данных, условия оказания услуг;
  • информация об отеле: время работы ресепшн, ресторана или фитнес-центра;
  • правила безопасности: советы по использованию оборудования и техники, план эвакуации при ЧС, инструкция на случай пожара (где находятся огнетушитель и аварийные выходы);
  • информация о медицинской помощи: как вызвать скорую, контакты ближайших больниц, поликлиник и аптек;
  • сведения о том, как разрешать споры: контакты органов, которые занимаются защитой прав потребителей, порядок подачи жалоб и обращений;
  • информация об услугах: список платных и бесплатных.

«Интересно, что в 87% случаев наши гости открывают папку, чтобы узнать режим работы спа и ресторанов, но главное, ещё раз убедиться, во сколько проходит завтрак. Обо всём этом нужно написать в обязательных разделах. Очень важно, чтобы текст был понятным и лаконичным, — это позволит гостю легко запоминать детали. 

Необходимы и правила поведения на территории гостиницы: стоит их максимально детально прописать, чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций. Также перечислите все услуги, входящие в стоимость номера. 

Важно не забыть о противопожарной инструкции — сейчас это норма не только для индивидуальных гостей, но и для корпоративного сегмента (во время инспекций обязательно открывают папку гостя, чтобы убедиться, что отель не забыл разместить эту информацию). Не менее важной после пандемии стала информация о чрезвычайных ситуациях с указанием всех контактных телефонов, адресов больниц и ближайших аптек». 

Инна Рындина
Коммерческий директор курорта «Пересвет», входящего в группу отелей «Русские Сезоны»

Что ещё можно добавить в гостевую папку

Важно помнить, что в бизнес-отеле, скорее всего, не пригодятся дополнительные услуги для детей, а в хостеле не будет столь эффективной реклама дорогих ресторанов и клубов. Информация должна соответствовать категории отеля и быть максимально полезной для целевой аудитории. 

Узнать, что точно пригодится вашим гостям, можно, если проанализировать ЦА, — как минимум выяснить пол, возраст, цель приезда и интересы.

Портрет гостя: анализ целевой аудитории на примере мини-отеля
Портрет гостя: анализ целевой аудитории на примере мини-отеля
Учебник

Чем можно дополнить гостевую папку:

  • Персональное обращение: напишите на главной странице имя гостя, чтобы он почувствовал свою уникальность и вашу заботу, — людям всегда приятно, когда к ним обращаются по имени.
  • Приветствие: на первой странице можно разместить приветственное слово управляющего или основателя отеля, коротко рассказать об истории его создания и концепции.
  • Рестораны и бары по соседству (если в отеле нет своих): время работы и условия заказа в номер. Прежде чем рекомендовать кафе, тщательно изучите все отзывы о них.
  • Дополнительные услуги отеля: график работы и цены спа-центра, фитнес-центра, бассейна, химчистки или аренды конференц-залов.
  • Пароли: от Wi-Fi, дверного кода (например, если отель находится во дворе жилого дома).
  • Услуги для семей с детьми: время работы игровой комнаты, няни, рекомендации по местам, которые можно посетить с ребёнком.
  • Информация о достопримечательностях и заказе экскурсий: карты и туристические маршруты, адреса и краткие описания музеев, театров, парков. Это поможет гостям лучше узнать регион, ваш отель и спланировать свой отдых.
  • Транспорт: как заказать трансфер до аэропорта или вокзала, арендовать автомобиль, есть ли поблизости автобусные остановки.
  • Где делать покупки: что выбрать из местных продуктов, где расположены ближайшие магазины, торговые центры и рынки.
  • Местные слова и выражения: развлекательный словарик, чтобы познакомить гостя с колоритом региона.
  • Предложения партнеров: скидки в магазинах, кафе, ресторанах.
  • Перевод на иностранный язык: можно продублировать информацию для гостей на английском и китайском языках. Особенно это полезно для городских отелей и объектов, ожидающих иностранных гостей.
  • Анкеты для обратной связи: анализ отзывов поможет лучше понять потребности гостей и выявить ошибки сотрудников. Это могут быть распечатанные бланки или QR-код, который ведёт на электронную форму. Если используете бумажные анкеты, не забудьте положить в папку шариковую ручку.
Как получать обратную связь от гостей, чтобы улучшать сервис
Как получать обратную связь от гостей, чтобы улучшать сервис
Советы

«К продающим разделам гостевой папки относится список дополнительных услуг с указанием их стоимости. Я рекомендую усиливать эту информацию через сегментированную карту территории. Мы перепечатываем папку в зависимости от заезжающего потока гостей. Затраты на печать быстро окупаются благодаря повышению среднего чека.

Интересно, что самым востребованным разделом оказалась не рубрика о детском отдыхе и клубе, а информация о дополнительных услугах для питомцев. Особенный восторг у гостей-мужчин вызвала возможность угостить своего четвероногого друга не только первым или вторым блюдом, но и даже пивом». 

Инна Рындина
Коммерческий директор курорта «Пересвет», входящего в группу отелей «Русские Сезоны»
Меню для собак в папке гостя курорта «Пересвет».

Меню для собак в папке гостя курорта «Пересвет». Фото: Курорт «Пересвет»

Дог френдли: как принимать гостей с питомцами
Дог френдли: как принимать гостей с питомцами
Советы

Бумажная или электронная папка

Выбор между бумажной и электронной папкой зависит от множества факторов, в том числе от бюджета отеля, доступности технологий и предпочтений гостей. Можно выбрать один из вариантов или совместить сразу два. Расскажем о преимуществах и недостатках каждого.

«В пункте 10 раздела II Постановления Правительства № 1853 сказано, что отель может размещать обязательную информацию онлайн и использовать в номере гостя QR-код для перехода в электронный формат. Я рекомендую всё равно иметь на ресепшн распечатанную папку, чтобы гость всегда мог ею воспользоваться». 

Борис Дороченков
Генеральный менеджер апарт-отеля Diamond Apartments 5*, Москва

Бумажная папка 

Плюсы

Минусы

Простота: всегда легко открыть и найти нужный раздел. 

Неэкологичность: использование бумаги может не соответствовать концепции экоотеля.

Имидж: отель может выбрать дизайн и материал, подчёркивающие статус отеля, его концепцию.

Дополнительные затраты: каждый раз при изменении данных нужно печатать всё заново.

Независимость от технологий: не нужны интернет или дополнительные устройства.

Износ: бумажные папки нужно периодически менять и постоянно проверять, чтобы гостям они доставались без повреждений.

1/3

Приветствие собственника и управляющего отеля. Скриншот из папки гостя курорта «Пересвет»

Электронная папка 

Плюсы

Минусы

Всегда актуальная информация: легко обновить в реальном времени.

Технические требования: нужны дополнительные планшеты, приложение и стабильный интернет.

Интерактивность: можно добавить видео, аудио или карты.

Доступность: не все гости могут быть технологически подкованы.

Экологичность: не нужно тратить бумагу и другие материалы.

Зависимость от электричества: устройства должны быть всегда доступны и заряжены.

«Считается, что классический печатный вариант становится данью уважения поколению Y (люди, которые родились с 1981 по 1996 год). Поколение Z отдает предпочтение диджитализированным носителям, поэтому всё чаще отелям в погоне за контрастными трендами приходится использовать своеобразный микс при оформлении дизайна». 

Инна Рындина
Коммерческий директор курорта «Пересвет», входящего в группу отелей «Русские Сезоны»

Каждый отель создаёт папки с учетом звёздности, запросов и потребностей целевой аудитории. Для вдохновения собрали электронные папки разных отелей:

Как оформить папку гостя

Папка может стать важным компонентом маркетинга, поэтому её дизайн должен сочетать в себе эстетическую привлекательность, функциональность и удобство. 

«Дизайн и оформление папки гостя не менее важны, чем информация в ней. Она в прямом смысле позволяет „прикоснуться“ к сервису — качество бумаги, оформление и шрифты облегчают восприятие и создают приятное впечатление. Папка также подчеркивает заботу о гостях: качественный дизайн показывает, что вы уделяете внимание деталям и заботитесь о комфорте, а легко читаемый и структурированный текст помогает быстро найти нужную информацию.

В наших проектах оформление и наполнение папок — это коллективное творчество команды из управляющих, руководителей службы приёма и размещения (СПиР), маркетологов и дизайнеров».

Мария Мамаева
Предприниматель, маркетолог, психолог, совладелица «Лес Глэмпинг и Спа» в Сочи.

Что важно учитывать при создании любого вида папок: 

  • цветовую гамму: выбирайте фирменные цвета вашего отеля. Другой вариант — пастельные оттенки, они подойдут для любого объекта; 
  • читаемый шрифт: используйте лаконичные шрифты, такие как Arial, Times New Roman или Helvetica;
  • иллюстрации и фотографии: выбирайте фотографии номеров, ресторанов и других удобств высокого качества;
  • функциональность: навигация должна быть лёгкой, то есть понадобятся оглавление и номера страниц.
1/2

Папка гостя глэмпинга «Лес» в Сочи. Фото: LES Glamping & Spa Сочи

В бумажную папку можно добавить дополнительные элементы оформления:

  • украшения: банты, штампы или стикеры;
  • удобство: карманы и держатели для визиток, рекламных буклетов и карт;
  • закладки: ленты или закладки из тканей для удобного использования;
  • подарки: небольшие шоколадки или конфеты, чтобы порадовать гостя.

«Говоря о трёх китах папки гостя — эстетике дизайна, психологическом комфорте и практичности информации, — думаю, что лет через пять диджитализация вытеснит бумажный вариант и отвоюет пальму первенства. Уже сейчас в наших отелях мы тестируем Яндекс Станцию, которая может сразу бронировать дополнительные услуги отеля и заносить данные в систему».

Инна Рындина
Коммерческий директор курорта «Пересвет», входящего в группу отелей «Русские Сезоны»

Фото на обложке: Freepik

маркетинг
продажи
управление
Был ли материал полезен для вас?
Подпишитесь на канал о гостеприимстве
Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я подтверждаю своё согласие на получение рекламных и иных маркетинговых сообщений от Яндекс Путешествий (ООО «Яндекс.Вертикали» 115035, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, д. 82, стр. 2, пом. 3А06), на условиях Пользовательского соглашения

Похожие материалы

  • Путешествие пользователя на Яндекс Поиске: от запроса до бронирования отеля или апартаментов
    Путешествие пользователя на Яндекс Поиске: от запроса до бронирования отеля или апартаментов
    Учебник
  • Сторителлинг и сториливинг: как отелю использовать истории в маркетинге
    Сторителлинг и сториливинг: как отелю использовать истории в маркетинге
    Учебник
  • Чего хотят гости отелей летом 2025 года: новые тренды индустрии гостеприимства
    Чего хотят гости отелей летом 2025 года: новые тренды индустрии гостеприимства
    Советы