Папка гостя — это собранная вместе важная информации об отеле, его услугах и правилах. Все сведения в ней условно можно разделить на обязательные и продающие.
Рассказываем, какой может быть гостевая папка, что в ней должно лежать по закону, а что добавляется по инициативе руководства отеля. Посмотрим, в чём преимущества и недостатки бумажного и электронного форматов.
Зачем нужна папка гостя
Согласно обновлённому Положению о классификации гостиниц гостям обязательно нужно предоставить доступ к папке с информацией об отеле. Но также гостевая папка может стать инструментом дополнительных продаж и помочь повысить лояльность.
Информацию можно предоставить как в традиционном бумажном, так и в электронном виде. Бумажная папка обычно находится на ресепшне и в номере гостя, электронную можно посмотреть на планшете или смартфоне.
«Папка гостя — важная точка контакта, она служит продолжением коммуникации, ведь при заселении гостю часто дают большое количество информации, которую он не в силах запомнить. Например, все особенности проживания в конкретном отеле, часы работы спа или время, отведённое для завтрака в ресторане, а также весь спектр дополнительных услуг.
Папка — это проявление заботы о госте. В одном месте, под рукой, собрана вся необходимая информация — не нужно тратить время на звонок или на переписку с ресепшен. С помощью рекомендаций и советов гости могут получить максимум удовольствия от отдыха и воспользоваться всеми представленными возможностями».
Что обязательно должно быть в папке гостя
О чём отели всех категорий должны рассказать гостям, прописано в законах. Основная информация касается правил, услуг отеля, прав и обязанностей гостей.
«Требования к папке описывают:
- пункт 9 раздела II Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1853;
- пункты 42–46 раздела II приложения 1 Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1860.
Также руководство отеля может указывать любую информация, которую сочтёт полезной для гостя».
В гостевой папке точно нужны:
- правила отеля: общие правила проживания, время заезда и выезда, права и обязанности гостей, порядок оплаты и возврата денег;
- права и обязанности отеля: политика конфиденциальности и обработки персональных данных, условия оказания услуг;
- информация об отеле: время работы ресепшн, ресторана или фитнес-центра;
- правила безопасности: советы по использованию оборудования и техники, план эвакуации при ЧС, инструкция на случай пожара (где находятся огнетушитель и аварийные выходы);
- информация о медицинской помощи: как вызвать скорую, контакты ближайших больниц, поликлиник и аптек;
- сведения о том, как разрешать споры: контакты органов, которые занимаются защитой прав потребителей, порядок подачи жалоб и обращений;
- информация об услугах: список платных и бесплатных.
«Интересно, что в 87% случаев наши гости открывают папку, чтобы узнать режим работы спа и ресторанов, но главное, ещё раз убедиться, во сколько проходит завтрак. Обо всём этом нужно написать в обязательных разделах. Очень важно, чтобы текст был понятным и лаконичным, — это позволит гостю легко запоминать детали.
Необходимы и правила поведения на территории гостиницы: стоит их максимально детально прописать, чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций. Также перечислите все услуги, входящие в стоимость номера.
Важно не забыть о противопожарной инструкции — сейчас это норма не только для индивидуальных гостей, но и для корпоративного сегмента (во время инспекций обязательно открывают папку гостя, чтобы убедиться, что отель не забыл разместить эту информацию). Не менее важной после пандемии стала информация о чрезвычайных ситуациях с указанием всех контактных телефонов, адресов больниц и ближайших аптек».
Что ещё можно добавить в гостевую папку
Важно помнить, что в бизнес-отеле, скорее всего, не пригодятся дополнительные услуги для детей, а в хостеле не будет столь эффективной реклама дорогих ресторанов и клубов. Информация должна соответствовать категории отеля и быть максимально полезной для целевой аудитории.
Узнать, что точно пригодится вашим гостям, можно, если проанализировать ЦА, — как минимум выяснить пол, возраст, цель приезда и интересы.
Чем можно дополнить гостевую папку:
- Персональное обращение: напишите на главной странице имя гостя, чтобы он почувствовал свою уникальность и вашу заботу, — людям всегда приятно, когда к ним обращаются по имени.
- Приветствие: на первой странице можно разместить приветственное слово управляющего или основателя отеля, коротко рассказать об истории его создания и концепции.
- Рестораны и бары по соседству (если в отеле нет своих): время работы и условия заказа в номер. Прежде чем рекомендовать кафе, тщательно изучите все отзывы о них.
- Дополнительные услуги отеля: график работы и цены спа-центра, фитнес-центра, бассейна, химчистки или аренды конференц-залов.
- Пароли: от Wi-Fi, дверного кода (например, если отель находится во дворе жилого дома).
- Услуги для семей с детьми: время работы игровой комнаты, няни, рекомендации по местам, которые можно посетить с ребёнком.
- Информация о достопримечательностях и заказе экскурсий: карты и туристические маршруты, адреса и краткие описания музеев, театров, парков. Это поможет гостям лучше узнать регион, ваш отель и спланировать свой отдых.
- Транспорт: как заказать трансфер до аэропорта или вокзала, арендовать автомобиль, есть ли поблизости автобусные остановки.
- Где делать покупки: что выбрать из местных продуктов, где расположены ближайшие магазины, торговые центры и рынки.
- Местные слова и выражения: развлекательный словарик, чтобы познакомить гостя с колоритом региона.
- Предложения партнеров: скидки в магазинах, кафе, ресторанах.
- Перевод на иностранный язык: можно продублировать информацию для гостей на английском и китайском языках. Особенно это полезно для городских отелей и объектов, ожидающих иностранных гостей.
- Анкеты для обратной связи: анализ отзывов поможет лучше понять потребности гостей и выявить ошибки сотрудников. Это могут быть распечатанные бланки или QR-код, который ведёт на электронную форму. Если используете бумажные анкеты, не забудьте положить в папку шариковую ручку.
«К продающим разделам гостевой папки относится список дополнительных услуг с указанием их стоимости. Я рекомендую усиливать эту информацию через сегментированную карту территории. Мы перепечатываем папку в зависимости от заезжающего потока гостей. Затраты на печать быстро окупаются благодаря повышению среднего чека.
Интересно, что самым востребованным разделом оказалась не рубрика о детском отдыхе и клубе, а информация о дополнительных услугах для питомцев. Особенный восторг у гостей-мужчин вызвала возможность угостить своего четвероногого друга не только первым или вторым блюдом, но и даже пивом».
Меню для собак в папке гостя курорта «Пересвет». Фото: Курорт «Пересвет»
Бумажная или электронная папка
Выбор между бумажной и электронной папкой зависит от множества факторов, в том числе от бюджета отеля, доступности технологий и предпочтений гостей. Можно выбрать один из вариантов или совместить сразу два. Расскажем о преимуществах и недостатках каждого.
«В пункте 10 раздела II Постановления Правительства № 1853 сказано, что отель может размещать обязательную информацию онлайн и использовать в номере гостя QR-код для перехода в электронный формат. Я рекомендую всё равно иметь на ресепшн распечатанную папку, чтобы гость всегда мог ею воспользоваться».
Бумажная папка
Плюсы | Минусы |
Простота: всегда легко открыть и найти нужный раздел. | Неэкологичность: использование бумаги может не соответствовать концепции экоотеля. |
Имидж: отель может выбрать дизайн и материал, подчёркивающие статус отеля, его концепцию. | Дополнительные затраты: каждый раз при изменении данных нужно печатать всё заново. |
Независимость от технологий: не нужны интернет или дополнительные устройства. | Износ: бумажные папки нужно периодически менять и постоянно проверять, чтобы гостям они доставались без повреждений. |
Электронная папка
Плюсы | Минусы |
Всегда актуальная информация: легко обновить в реальном времени. | Технические требования: нужны дополнительные планшеты, приложение и стабильный интернет. |
Интерактивность: можно добавить видео, аудио или карты. | Доступность: не все гости могут быть технологически подкованы. |
Экологичность: не нужно тратить бумагу и другие материалы. | Зависимость от электричества: устройства должны быть всегда доступны и заряжены. |
«Считается, что классический печатный вариант становится данью уважения поколению Y (люди, которые родились с 1981 по 1996 год). Поколение Z отдает предпочтение диджитализированным носителям, поэтому всё чаще отелям в погоне за контрастными трендами приходится использовать своеобразный микс при оформлении дизайна».
Каждый отель создаёт папки с учетом звёздности, запросов и потребностей целевой аудитории. Для вдохновения собрали электронные папки разных отелей:
Как оформить папку гостя
Папка может стать важным компонентом маркетинга, поэтому её дизайн должен сочетать в себе эстетическую привлекательность, функциональность и удобство.
«Дизайн и оформление папки гостя не менее важны, чем информация в ней. Она в прямом смысле позволяет „прикоснуться“ к сервису — качество бумаги, оформление и шрифты облегчают восприятие и создают приятное впечатление. Папка также подчеркивает заботу о гостях: качественный дизайн показывает, что вы уделяете внимание деталям и заботитесь о комфорте, а легко читаемый и структурированный текст помогает быстро найти нужную информацию.
В наших проектах оформление и наполнение папок — это коллективное творчество команды из управляющих, руководителей службы приёма и размещения (СПиР), маркетологов и дизайнеров».
Что важно учитывать при создании любого вида папок:
- цветовую гамму: выбирайте фирменные цвета вашего отеля. Другой вариант — пастельные оттенки, они подойдут для любого объекта;
- читаемый шрифт: используйте лаконичные шрифты, такие как Arial, Times New Roman или Helvetica;
- иллюстрации и фотографии: выбирайте фотографии номеров, ресторанов и других удобств высокого качества;
- функциональность: навигация должна быть лёгкой, то есть понадобятся оглавление и номера страниц.
В бумажную папку можно добавить дополнительные элементы оформления:
- украшения: банты, штампы или стикеры;
- удобство: карманы и держатели для визиток, рекламных буклетов и карт;
- закладки: ленты или закладки из тканей для удобного использования;
- подарки: небольшие шоколадки или конфеты, чтобы порадовать гостя.
«Говоря о трёх китах папки гостя — эстетике дизайна, психологическом комфорте и практичности информации, — думаю, что лет через пять диджитализация вытеснит бумажный вариант и отвоюет пальму первенства. Уже сейчас в наших отелях мы тестируем Яндекс Станцию, которая может сразу бронировать дополнительные услуги отеля и заносить данные в систему».
Фото на обложке: Freepik
Похожие материалы
- Путешествие пользователя на Яндекс Поиске: от запроса до бронирования отеля или апартаментов
- Сторителлинг и сториливинг: как отелю использовать истории в маркетинге
- Чего хотят гости отелей летом 2025 года: новые тренды индустрии гостеприимства
- Папка гостя в отеле: зачем нужна и как её оформить