Первая помощь в отеле: от состава аптечки до действий сотрудников
Учебник

Первая помощь в отеле: от состава аптечки до действий сотрудников

Если гость травмировался или ему стало плохо, важно оказать первую помощь: сделать перевязку, остановить кровотечение, восстановить дыхание. Разберёмся, как спасти жизнь и не превысить полномочия: что должно быть в аптечке отеля, когда вызывать скорую и как помочь пострадавшему продержаться до приезда врачей.

Медицинский директор медиспа-отеля Mayrveda Kislovodsk 5*, организатор здравоохранения, практикующий врач-терапевт, майер-терапевт. Эксперт в области превентивной медицины.

Наталья Эдель
Наталья Эдель
Эксперт

Генеральный менеджер Radisson Hotel, Rosa Khutor 5* & Park Inn by Radisson Rosa Khutor 4*.

Что такое первая помощь и кто обязан её оказывать

Прежде всего нужно различать понятия первой и доврачебной помощи. Первая помощь — это довольно простые мероприятия, которые помогают сохранить жизнь пострадавшего. Например, извлечь тонущего из воды, повернуть голову человека на бок при рвоте и судорогах, обеспечить доступ свежего воздуха при удушье, вовремя вызвать бригаду скорой помощи и так далее.

«Оказывать первую помощь может человек без медицинского образования, в идеале — любой сотрудник отеля. При этом желательно, чтобы сотрудники прошли специальный инструктаж и обладали хотя бы минимальными навыками. Организовать такое обучение обязан работодатель. 

Доврачебную помощь оказывают только медицинские работники, так как это уже манипуляции, которые требуют специальной подготовки».

Наталья Эдель
Наталья Эдель
Эксперт

В федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ написано, что первую помощь могут оказывать люди, имеющие специальную подготовку, в том числе сотрудники МЧС, пожарной охраны, МВД и военнослужащие. Если они не сделают этого — то будут отвечать перед законом. Любой другой человек должен вызвать скорую, а также может оказать первую помощь, если у него есть знания и навыки.

Статья № 219 Трудового кодекса РФ говорит о том, что оказание первой помощи — это одно из мероприятий по охране труда. Это значит, что работники сферы гостеприимства должны учиться делать искусственное дыхание, перевязки и многое другое.

В профессиональном стандарте «Работник по приёму и размещению гостей» написано, что сотрудник должен уметь «оказывать помощь гостям в чрезвычайных ситуациях». Иногда работодатели также прописывают особый пункт в должностных инструкциях, например: «Администратор гостиницы должен знать, где находится аптечка; уметь оказать первую помощь при несчастном случае».

«Ни в коем случае нельзя оставлять пострадавшего в опасности — это серьёзное правонарушение, ответственность за которое прописана в статье 125 Уголовного кодекса РФ.

В любом сомнительном случае стоит трактовать ситуацию в пользу наихудшего варианта и вызывать скорую помощь. При этом нельзя применять лекарственные препараты из собственной аптечки, а также выполнять сложные действия, если не обладаете достаточной компетенцией. Не уверен — не рискуй!»

Наталья Эдель
Наталья Эдель
Эксперт

Подробнее о юридических аспектах оказания первой помощи в отеле рассказали эксперты-юристы Оксана Васильева и Марина Милованова.

Ответственность за жизнь и здоровье гостя: нормы закона
Ответственность за жизнь и здоровье гостя: нормы закона
Советы

Что может случиться

С человеком может произойти разное: от банального пореза до инфаркта. Вот лишь несколько историй, когда гостям отелей потребовалась первая помощь:

  • В Калининграде ребёнок упал в бассейн, пока родители переносили вещи при выезде из отеля. Отдыхающие заметили мальчика, когда он лежал на дне, вытащили и помогли реанимировать.
  • В хостеле в Перми, который находился на цокольном этаже, прорвало трубу отопления, и гостей ошпарило кипятком — несколько человек получили множественные термические ожоги.
  • Десятилетняя девочка повредила руку в гостинице Петербурга. Юная спортсменка занималась на беговой дорожке в зале, упала и зацепилась за тренажёр.
  • Мужчина отдыхал в санатории Ессентуков. Вышел из спального корпуса в резиновых шлёпанцах, поскользнулся на плитке и сломал руку.

«Чаще всего гости обращаются в медкабинет с просьбой измерить давление или воспользоваться тонометром. Наш санитарный врач помогает в этом. На ресепшне всегда есть аптечка, а сотрудники обязаны следить за её пополнением. В сложной ситуации вызываем скорую помощь. 

Однажды наши гости собрали в горах дикие цветы, которые оказались ядовитыми, надышались ими и почувствовали себя неважно. Мы находимся в природном заповеднике — вокруг огромное количество растений, которые манят яркой и уникальной красотой. Но прикасаться к цветам, травам и ягодам не нужно: это может оказаться опасным».

Иногда гости не соблюдают правила техники безопасности, и тогда опасным для них становится бассейн или водоём — возникает угроза утопления. По статистике упоминаний в СМИ, чаще всего из гостиничных бассейнов спасают детей, которые остались без присмотра.

Бассейн в отеле: требования закона, нормативные документы и ответственность
Бассейн в отеле: требования закона, нормативные документы и ответственность
Советы

Главные опасности, подстерегающие гостей курортных отелей у моря, — тепловой или солнечный удар, кишечное расстройство. В высокий сезон температура морской воды повышается до 26–28 °С, в ней размножаются болезнетворные микроорганизмы. 

Подключайте свой объект к Яндекс Путешествиям и получайте бронирования!

  • для всех: отелей, глэмпингов, апартаментов, посуточных квартир, гостевых домов, баз отдыха;
  • для ИП, самозанятых, юридических и физлиц;
  • мобильное приложение для управления бронированиями;
  • акции и спецпредложения для гостей.
Хочу подключиться!

Должны ли быть врачи в отеле

Закон не обязует отели держать в штате медицинский персонал. «Положение о классификации гостиниц», по которому медкабинет нужно было создавать в пятизвёздочных гостиницах, утратило силу с 1 января 2021 года.

Сейчас список обязательных медуслуг в отелях определяет обновлённое «Положение о классификации гостиниц» — документ, действующий до 31 декабря 2026 года. Нормы едины для отелей всех категорий: это вызов скорой помощи и пользование аптечкой.

При необходимости гостиница может получить медицинскую лицензию и открыть кабинет доврачебной помощи — это сделает её более привлекательной в глазах гостей.

«Получить медицинскую лицензию непросто. Понадобятся средства на организацию бизнес-процессов и подходящее помещение. При этом требования к оснащению и санитарно-эпидемиологическому состоянию помещения довольно строгие. Также нужно быть готовым к контролю Роспотребнадзора, Росздравнадзора и других проверяющих органов.

На мой взгляд, получение медицинской лицензии оправдано, если планируется более широкая медицинская деятельность, чем просто оказание доврачебной помощи. Если в отеле есть спа-комплекс, то медицинская лицензия позволит предлагать гостям услуги косметологии, остеопатии, физиотерапии. Например, концепция медиспа-отеля Mayrveda Kislovodsk построена на оказании медицинских и спа-услуг высокого уровня в условиях пятизвёздочного отеля. Медицина здесь — основное направление деятельности».

Аптечка в гостинице

У постояльцев и сотрудников круглосуточно должен быть доступ к аптечке. Однако в ней не должно быть ни градусника, ни тонометра, ни лекарств.

Что должно быть в аптечке

Современные аптечки для отелей комплектуют на основании Приказа Минздрава РФ от 15.12.2020 № 1331н. Именно в этом документе есть полный список всего, что нужно положить в аптечку: это перчатки, бинты, марля, пластыри и многое другое.

Не забудьте поместить в аптечку инструкцию по оказанию первой помощи, одобренную Минздравом. Когда у медицинских изделий закончится срок годности, обновите их — за этим должен следить инспектор по охране труда или лично руководитель отеля.

Аптечки, сформированные раньше 1 сентября 2021 года, можно использовать в гостинице до 31 августа 2025 года (при действующем сроке годности).

Можно ли давать гостям лекарства

Сотрудники отеля без медицинского образования и лицензии не имеют права выдавать медикаменты, термометры или делать инъекции. В аптечке ничего из вышеперечисленного также быть не должно.

Пример

Горничная посочувствовала гостю и дала ему таблетку от головной или зубной боли. У гостя началась аллергическая реакция вплоть до отёка Квинке (опасное для жизни состояние). Когда постоялец поправился, он подал на отель в суд и потребовал компенсацию за ущерб здоровью.

Установите правило: никаких таблеток из личных сумочек сотрудников. Даже если гость умоляет, раздражается или угрожает негативными отзывами. Посочувствуйте постояльцу и предложите соединить с аптекой, которая доставляет лекарства 24 часа в сутки, или подскажите адрес ближайшей.

«Наши гости в Radisson Hotel, Rosa Khutor & Park Inn by Radisson Rosa Khutor регулярно просят дать им обезболивающие лекарства. Однако отель не имеет права предлагать таблетки, инъекции и иные препараты. Если нужно, мы помогаем приобрести или доставить лекарства из аптеки.

Однажды у нашего гостя закончилось средство от астмы, а в ближайших аптеках его не оказалось. Дежурный менеджер сел в личный автомобиль и поехал искать лекарство. Нашёл за 40 км от отеля. Гость был напуган, но когда он получил свой препарат, приятно удивился сервису и быстроте реакции персонала. Этот случай — наш повод для гордости за коллег и команду в целом».

Где хранить аптечку

В законах не прописано, сколько аптечек должно быть в гостинице. Важно, чтобы сотрудники и гости знали, где их искать. В проекте нового приказа Минтруда аптечку рекомендуют обозначать на плане эвакуации и маркировать знаком «белый крест на зелёном фоне». Планируется, что закон вступит в силу с 1 марта 2025 года, но применять новшество можно уже сейчас.

Если проверка обнаружит, что доступ к аптечке ограничен, в ней найдут просроченные перевязочные материалы или лекарства — ответственных оштрафуют по статье 5.27.1 КоАП РФ.

Когда вызывать скорую помощь

Если жизни постояльца не угрожает опасность (болит зуб или незначительно поднялось давление), помогите ему записаться к врачу, а также посоветуйте ближайшую аптеку. Если нужна перевязка — воспользуйтесь аптечкой. 

Скорую помощь нужно вызывать, если вас просит об этом гость или вы подозреваете, что его жизнь под угрозой. Вот несколько распространённых ситуаций:

  • у женщины начинаются роды;
  • постоялец упал в обморок, не двигается или его дыхание затруднено;
  • серьёзно травмировался: вывих, перелом, кровотечение;
  • получил термический или химический ожог;
  • страдает от боли в животе или спине;
  • жалуется на высокую температуру, рвоту, судороги.

Если жизни и здоровью гостя угрожает опасность, нужно следовать классическому алгоритму

«Если гость жалуется на обострение хронической болезни, то алгоритм действий будет зависеть от тяжести состояния. 

Если на субъективный взгляд сотрудника жизнь гостя в опасности (например, удушье, кровотечение, потеря сознания) — нужно оказать первую помощь и вызвать бригаду скорой помощи. 

Если же таких признаков нет, а состояние гостя не вызывает опасений — следует помочь ему как можно скорее получить амбулаторную консультацию врача в поликлинике, медицинском центре, консультативном отделении больницы».

Наталья Эдель
Наталья Эдель
Эксперт

Если гость заразился инфекционным заболеванием и опасен для других постояльцев, его нужно госпитализировать или изолировать в номере. Это требование закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ. Действия администратора и директора в таких случаях описаны в методических указаниях Роспотребнадзора.

«Если гость жалуется на кишечное расстройство — это тревожный симптом. Нужно обязательно вызвать скорую помощь и ориентироваться на инструкции медработников.

Также сотрудник отеля обязан по цепочке передать информацию генеральному менеджеру/управляющему, а тот — в местное управление Роспотребнадзора. Если выявят нескольких случаев кишечной инфекции или отравления гостей в отеле — понадобится санитарно-эпидемиологическое расследование и противоэпидемические меры».

Наталья Эдель
Наталья Эдель
Эксперт

Что сообщить диспетчеру

Вызывая скорую помощь, администратор должен назвать:

  1. Фамилию, имя и отчество гостя, а также дату его рождения. Уточнить данные можно по базе бронирования.
  2. Жалобы: острая боль в животе, кровотечение и так далее. В сознании ли человек, прощупывается ли пульс, есть ли дыхание.
  3. Название и точный адрес гостиницы, нюансы проезда.
Когда приедет скорая помощь, встретьте врачей и, не теряя времени, проводите их к пострадавшему.

Когда приедет скорая помощь, встретьте врачей и, не теряя времени, проводите их к пострадавшему. Фото: stefamerpik / freepik

Неотложка в отеле

Если гостю нужна госпитализация, но он не может ходить, организуйте двоих сотрудников, которые помогут медикам переложить человека на носилки и спустить по лестнице в отсутствие лифта. Уточните у врачей адрес больницы, в которую госпитализируют постояльца, — эти данные пригодятся для ответа на запросы от полиции и родственников.

Платно или бесплатно

В Постановлении «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» от 18.11.2020 № 1853 сказано: вызов скорой помощи и пользование аптечкой — это бесплатные услуги в гостиницах.

В период высокого сезона в Анапе, Сочи и других курортных городах нагрузка на неотложку серьёзная. Гостям, которые не хотят ждать, можно предложить позвонить в коммерческую скорую помощь. При этом отель оказывает услугу вызова также безвозмездно.

Пока бригада скорой помощи едет на вызов, сотрудники отеля могут помочь и спасти постояльцу жизнь. Иногда для этого нужно сделать элементарные вещи, например повернуть пострадавшего на бок. Как именно действовать, пока едет скорая, подробно объясняет Минздрав в учебном пособии «Первая помощь».

Где обучить персонал первой помощи

Опрос ВЦИОМ показывает, что 75% россиян умеют оказывать первую помощь. Краткий инструктаж проходят ещё на уроках ОБЖ, но навыки нужно обновлять.

«Чтобы сотрудники реагировали правильно и быстро, каждый должен чётко понимать, что сделать. Для этого нужно регулярно проводить тренинги на рабочих местах и более серьёзное обучение. Ну и, разумеется, правильно подобрать команду, которая разделяет ценности компании и подход к сервису

Дополнительное практическое обучение персонала оказанию первой помощи в Radisson Hotel, Rosa Khutor & Park Inn by Radisson Rosa Khutor проходит раз в полгода — перед началом зимнего и летнего сезонов. Обучение проводят сертифицированные специалисты. Сотрудников обучают методам оказания первой помощи, в том числе использованию дефибриллятора. Участники получают документ о прохождении курса».

Если владелец гостиницы хочет провести дополнительное обучение для сотрудников, ему не нужно получать специальные разрешения, достаточно обратиться с запросом в один из лицензированных центров в Москве или регионах:

  • МЧС России. Курс проводят инструкторы, которые готовят спасателей и сами неоднократно оказывали первую помощь пострадавшим. 
  • Российский Красный Крест. Есть базовый курс, «Сердечно-лёгочная реанимация» и «Первая помощь на рабочем месте». Слушатели получают сертификат международного образца.
  • РНИМУ имени Н.И. Пирогова. Всё об оказании первой помощи при острых состояниях, несчастных случаях, отравлениях и ранениях.

«В состоянии паники даже опытные медики могут растеряться, что уж говорить о работниках отеля. Поэтому нужны понятные инструкции, знание нюансов психологической поддержки, а также развитие эмпатии и эмоционального интеллекта в целом». 

Наталья Эдель
Наталья Эдель
Эксперт

Тренинги можно проводить прямо в отеле. Важно, чтобы занятия были практически ориентированными.

Фото на обложке: freepik

гости
сотрудники
услуги
Был ли материал полезен для вас?
Подпишитесь на канал о гостеприимстве
Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я подтверждаю своё согласие на получение рекламных и иных маркетинговых сообщений от Яндекс Путешествий (ООО «Яндекс.Вертикали» 115035, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, д. 82, стр. 2, пом. 3А06), на условиях Пользовательского соглашения

Похожие материалы

  • Как обучить сотрудников отеля охране труда без скучных лекций: идеи игровых форматов
    Как обучить сотрудников отеля охране труда без скучных лекций: идеи игровых форматов
    Учебник
  • Что такое жизненный цикл клиента: как работать с потенциальными гостями отеля на каждом этапе
    Что такое жизненный цикл клиента: как работать с потенциальными гостями отеля на каждом этапе
    Советы
  • Дети в отеле: как улучшить сервис и привлечь больше семейных гостей
    Дети в отеле: как улучшить сервис и привлечь больше семейных гостей
    Советы