Ресторан при отеле: как эффективно организовывать работу и поддерживать интерес гостей
Учебник

Ресторан при отеле: как эффективно организовывать работу и поддерживать интерес гостей

Ресторан в отеле только внешне похож на обычный, а внутри всё устроено совершенно иначе. Главная особенность — станции шведского стола, которые используются для завтраков. Большинство отельеров, открывая рестораны при гостиницах, совершают одни и те же ошибки. Например, неправильно организовывают пространство, создают концепцию без учёта потребностей гостя и одновременно пытаются привлечь сразу всех потенциальных посетителей. Как избежать ошибок и наладить эффективную работу, «Высокому сезону» рассказал шеф-повар Андрей Шадрин.

Бренд-шеф отеля Sochi Marriott Krasnaya Polyana 5*, шеф-повар отеля Courtyard by Marriott 4*. Ранее работал в отелях «Panorama by Mercury Красная Поляна», в апартаментном комплексе «Лучезарный» в Сочи, ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга. Читал лекции о проектировании кухонь ресторанов в RAD ACADEMY и выступает спикером на профильных конференциях. 

Андрей Шадрин
Андрей Шадрин
Эксперт

Чем живёт ресторан при отеле

Если в обычном ресторане гостям предлагают меню а-ля карт и готовят «из-под ножа» по заказу, то в отеле кухня работает в совершенно другом режиме — постоянно. Такой ресторан не только кормит гостей по меню в зале и по системе шведского стола, но и обслуживает дополнительные мероприятия: кофе-брейки, банкеты, питание для групп гостей, ужины и, конечно, рум-сервис. 

Ресторан при отеле в первую очередь нацелен на потребности постояльцев, а уже потом на гостей, пришедших с улицы. 

По словам Андрея Шадрина, питание гостей отеля — основная часть дохода такого объекта. Завтраки почти всегда приносят прибыль, которая напрямую зависит от загрузки отеля и от объёма продаж номеров с включённым в стоимость питанием. Если процент бронирований высокий, то и ресторан получает гарантированный поток гостей. При минимальном количестве заселённых номеров ресторан будет уходить в минус.

«Каждое заведение по-своему уникально, но большинство ресторанов в отелях в первую очередь нацелены на постояльцев. Почему? Потому что это гарантированный гость, который с утра приходит на завтрак и, возможно, зайдёт на обед и ужин. В горном кластере Сочи, например, как только меняется погода, большинство гостей не покидают отель, а организуют свой досуг внутри него. Это даёт наплыв гостей в ресторан. Это пиковые нагрузки для нас».

Андрей Шадрин
Андрей Шадрин
Эксперт

Разберём типичные ошибки при работе ресторанов при отелях. Их решение поможет заведениям повысить прибыль.

Ошибка № 1. Неудобные интерьер и планировка

Одна из самых распространённых ошибок — неудачная планировка пространства, которая делает ресторан неудобным и для гостей, и для персонала. Дело в том, что при работе над дизайном интерьера нужно прежде всего подумать об эргономике шведской линии, которая берёт на себя самую большую нагрузку.

«Часто отельеры пытаются создать в ресторане какой-то роскошный интерьер, но шведскую линию в такой дизайн сложно встроить. А ресторан рассчитан также на завтраки по системе шведского стола. Сами станции для шведской линии имеют специфический утилитарный дизайн, и в изысканных интерьерах они обычно смотрятся не очень хорошо. Кроме того, они требуют довольно много места».

Андрей Шадрин
Андрей Шадрин
Эксперт

Отельеры, пытаясь сэкономить пространство, уделяют мало внимания шведской линии и стараются разместить её незаметно и на минимальной площади. Когда шведская линия установлена вплотную к стене, постояльцам приходится стоять в очереди буквально за каждым блюдом, а вместе с ними стоят и сотрудники, которые должны заменять опустевшие мармиты с блюдами и поддерживать порядок.

Продуманный дизайн шведской линии позволяет гостям подходить с одной стороны, а сотрудникам — с другой.

Продуманный дизайн шведской линии позволяет гостям подходить с одной стороны, а сотрудникам — с другой. Фото: Grand Karat Sochi 5*

«На мой взгляд, удобнее, когда станция установлена так, чтобы потоки были разделены: гости подходят с одной стороны, а повара — с обратной. Тогда сотрудники кухни и быстро всё заменить успеют, и гостю помочь смогут при необходимости. 

В моей практике в одном из отелей при проектировании шведские линии были максимально сокращены, а основное внимание уделили зоне посадки. Дважды их наращивали за 4 года, но всё равно есть что улучшать. Наши гости постоянно хотят видеть новый ассортимент, а нам нужно все блюда, включая новые и трендовые, разместить на станциях. Это непростая задача».

Андрей Шадрин
Андрей Шадрин
Эксперт

Ошибка № 2. Моноконцепция

Иногда ресторан при отеле стараются выдержать в моноконцепции или выстраивают меню в каком-то определённом направлении кухни. Это очень сложно совместить с основной задачей службы питания — разнообразным меню на каждый день.

«Представьте итальянский ресторан в отеле. Он спроектирован по итальянским нормам с хорошим интерьером в итальянской стилистике и прочее. Но, когда вы задействуете шведскую линию, там должно быть максимальное разнообразие блюд, что никак не укладывается в концепцию монокухни. Да, ресторан может готовить отличные блюда итальянской кухни а-ля карт, но гость, который остановился в отеле на несколько дней, возможно, быстро устанет от однообразия направления кухни и пойдёт на обед куда-то ещё. Придерживаться какой-то строгой концепции можно, если у вас в отеле несколько ресторанов».

Андрей Шадрин
Андрей Шадрин
Эксперт

Если в отеле один ресторан, то при его планировании лучше придерживаться универсальной концепции, фьюжн или авторской кухни, чтобы дать гостям меню, которое не надоест за неделю отпуска.

Ошибка № 3. Нагрузка на кухню

Служба питания при отеле чаще всего работает круглосуточно. Подготовить все блюда для шведского стола невозможно за несколько часов до завтрака — повара заранее делают массу заготовок. При такой непрерывной работе важно обеспечить кухню надёжным оборудованием и следить за его обслуживанием. В случае поломки персонал не сможет вовремя отдать блюдо, а это уже репутационные риски для отеля. 

Также нужно учитывать, что кухня ресторана кормит не только гостей, но и персонал, графики обедов которых рассчитаны так, чтобы остальные процессы в отеле работали как часы. Нельзя, например, попросить горничных подождать или прийти попозже, иначе сдвинутся графики уборки номеров, а это значит, что кто-то не сможет вовремя заселиться и останется недоволен. 

«Если в обычном ресторане нужно накормить поваров, официантов и менеджеров, то у нас добавляются инженерные службы, хаускипинг и остальные работники отеля. В Marriott Krasnaya Polyana 5*, например, мы должны обеспечить около 20 тысяч приёмов пищи для сотрудников в месяц. То есть кухня должна справляться с потоком гостей в отеле, с потоком гостей с улицы, если он есть, и дополнительно решать задачу по питанию штата».

Андрей Шадрин
Андрей Шадрин
Эксперт

Ошибка № 4. Неравномерное распределение задач

Поварам в ресторане при отеле предстоит готовить большие объёмы блюд. Поэтому крайне важно грамотно подойти к распределению задач во времени, чтобы нагрузка в течение рабочего дня была равномерной. Это поможет наладить бесперебойную работу.

Поварам в ресторане при отеле нужно готовить не только порционные блюда а-ля карт, но и довольно большие объёмы блюд для шведского стола, фуршетов, званых ужинов и обедов для коллег.

Поварам в ресторане при отеле нужно готовить не только порционные блюда а-ля карт, но и довольно большие объёмы блюд для шведского стола, фуршетов, званых ужинов и обедов для коллег. Фото: «Хилтон Москва Ленинградская» 5*

«Если у отеля большой номерной фонд, следовательно, и ресторан, то и кухня принимает за раз очень много гостей. Накормить всех порционной едой сложно, поэтому часто предпочтение отдаётся шведскому столу. Но и тут есть свои сложности. Сотрудникам надо готовить за раз не несколько порций, а 20, 30 или даже 40 кг одного конкретного блюда — это очень большой объём работы, которую без подготовки не выполнить. 

Если неправильно распределить этапы работы, делать всё в последний момент — нагрузка на сотрудников будет колоссальной, что неизбежно приведёт к ошибкам и проблемам. Всё-таки это очень тяжёлая работа».

Андрей Шадрин
Андрей Шадрин
Эксперт

Пиковые нагрузки, по словам Андрея Шадрина, приходятся на часы завтрака, когда ресторан принимает до 1000 человек. В остальные часы, если нет потока заказов а-ля карт, повара занимаются заготовками. Поэтому нужно планировать заранее, какие блюда и в каком объёме нужны к следующему утру, обеду или ужину. Все операционные процессы на кухне должны выстраиваться с учётом этих особенностей так, чтобы производство было непрерывным. 

Ошибка № 5. Расчёт на внешнюю аудиторию

Нужно ли рассчитывать на поток с улицы в ресторан при отеле? По мнению Андрея Шадрина, ресторан при отеле прежде всего должен закрывать потребности постояльцев, а уже потом привлекать гостей с улицы. 

Представьте, что гость отеля решил спуститься в ресторан на обед, а там нет свободных мест — всё занято людьми, пришедшими с улицы. В таком случае, по словам эксперта, вся проделанная другими службами отеля работа будет обесценена, а впечатление испортится обо всём отеле в целом. То же самое касается и бизнес-ланчей с простым набором блюд в дорогом отеле. Для гостей, которые платят по 20, 40 или 60 тыс. руб. за номер, это неприятный диссонанс, когда ресторан наполнен офисными работниками в обеденное время.

Если ресторан при отеле — единственная точка питания, то ему обычно хватает потока постояльцев, считает эксперт. Такому заведению важны не только прибыль в моменте, но и создание особой атмосферы и репутации для всего гостиничного комплекса сразу.

«Так, наш ресторан Courtyard имеет небольшую посадку — 65 мест, поэтому весь фокус на постояльцев. Нам в принципе тяжело привлекать гостей со стороны — вокруг много других ресторанов, конкуренция высокая. Только в здании нашего отеля расположены 3 сторонние точки питания. Наши гости могут позавтракать у нас, а затем пообедать где-то рядом и выбрать из десятка ресторанов разных концепций и ценовых категорий.

А если мы посмотрим на отель Panorama by Mercure, который расположен на высоте 960 метров над уровнем моря, увидим, что у него нет рядом конкурентов — в ресторане всегда полная посадка. Там постояльцам не нужно куда-то идти, они могут весь отпуск не выходить за территорию комплекса. 

В Marriott Krasnaya Polyana 5*, который стоит на променаде, 5 точек питания, часть из которых сфокусирована на гостях отеля, а остальные (те, что с торца здания) — на потоке с улицы. Рестораны при городских отелях, где также высокая конкуренция, зачастую нацелены на гостей отеля».

Андрей Шадрин
Андрей Шадрин
Эксперт

Как избежать ошибок

По мнению бренд-шефа Андрея Шадрина, залог успеха — в экспертизе, аналитике и внимательном отношении к гостям. При проектировании ресторана он рекомендует проделать следующие шаги.

  1. Составьте портрет гостя и определите его потребности. Это поможет в планировании дальнейшей работы. 
  2. Изучите рынок и посмотрите, как действуют ваши конкуренты. Используйте их опыт в своём проекте. 
  3. При проектировании пространства обращайтесь к специалистам, которые хорошо разбираются не только в дизайне, но и в особенностях работы отеля. Тут нужно учитывать и просчитывать всё до мелочей: от размера и конфигурации шведской линии до размера тарелок и подносов, чтобы всё было максимально удобно. 
  4. Просчитайте время и количество сотрудников, необходимые для обслуживания условного завтрака. Затем организуйте их работу на кухне так, чтобы не было перегрузок. Для этого обязательно надо планировать меню и объёмы работ заранее. Один из плюсов ресторана при отеле — вы всегда знаете, сколько человек придёт к вам на завтрак. 

«Ещё один лайфхак, которым пользуюсь лично, — добиться от гостя ответа „вкусно“. Мы изучаем отзывы гостей, постоянно что-то меняем, ведём непрерывную работу по улучшению завтраков. Если постояльцу было вкусно на завтраке, он с большой вероятностью зайдёт на ужин и вернётся в отель снова».

Андрей Шадрин
Андрей Шадрин
Эксперт
питание
продажи
управление
услуги
Был ли материал полезен для вас?
Подпишитесь на канал о гостеприимстве
Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я подтверждаю своё согласие на получение рекламных и иных маркетинговых сообщений от Яндекс Путешествий (ООО «Яндекс.Вертикали» 115035, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, д. 82, стр. 2, пом. 3А06), на условиях Пользовательского соглашения

Похожие материалы

  • О чём молчат отзывы, но могут рассказать чаты сотрудников с гостями отеля
    О чём молчат отзывы, но могут рассказать чаты сотрудников с гостями отеля
    Советы
  • Путешествие пользователя на Яндекс Поиске: от запроса до бронирования отеля или апартаментов
    Путешествие пользователя на Яндекс Поиске: от запроса до бронирования отеля или апартаментов
    Учебник
  • Чего хотят гости отелей летом 2025 года: новые тренды индустрии гостеприимства
    Чего хотят гости отелей летом 2025 года: новые тренды индустрии гостеприимства
    Советы
  • Ресторан при отеле: как эффективно организовывать работу и поддерживать интерес гостей