Существует несколько показателей, контроль и анализ которых жизненно важны для ресторана в гостинице. Оценка ситуации — это только первый, хотя и важнейший этап. Дальше владельцу бизнеса предстоит сделать несколько решительных шагов навстречу высокой заполняемости: изучить особенности целевой аудитории, изменить расстановку столов, разобраться со средним чеком и даже убрать часть блюд из меню.
О том, как всё это сделать грамотно и последовательно, рассказала коммерческий директор УК «Русские Сезоны» Инна Рындина.
Коммерческий директор группы отелей «Русские Сезоны», руководит продажами и маркетингом 15 отелей. В гостиничном бизнесе с 2007 года, обеспечила успешное открытие и перезапуск 16 отелей. Возглавляя отдел продаж и маркетинга самого крупного отеля в России «Бархатные Сезоны», увеличила загрузку в 2,1 раза, выручку — в 4 раза. В 2021 году благодаря успешной реконцепции подмосковной спортбазы «Пересвет» во внесезонный спа-курорт добилась роста общей выручки в 4,5 раза.
Что в ресторане отеля самое дорогое
«Самая дорогая и невосполнимая потеря в ресторанном бизнесе — что это? Часто даже опытные отельеры и рестораторы без сомнения отвечают — еда или гости. Ещё 20% опрошенных мной собственников на отраслевых форумах уверенным голосом ответили — деньги. Однако ни один из этих ответов не является правильным».
Итак, ориентироваться только на объём денег — это всё равно что управлять машиной, оценивая ситуацию на дороге только по зеркалам заднего вида. В таком случае видимость сужается до минимума, и авария неизбежна.
Два других варианта ответа — еда или гости — также неточные. Хотя ещё Коко Шанель сказала: «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление» — но для индустрии гостеприимства это высказывание может быть пересмотрено. Правда, только при правильном подходе к изменению концепции проекта.
Получается, что гостей можно вернуть, еду — заморозить, а вот единожды потерянную посадку в ресторане восполнить невозможно. Непроданные столы и стулья — страшный сон владельца, главная боль и точка роста в любом заведении.
Самое дорогое, что есть в ресторане, — оборачиваемость столов и мест.
Рестораны, независимо от того, работают они при отеле или обособленно, всегда подчиняются одним и тем же законам. Отель может влиять только на трансформации целевой аудитории по сегментам, как, например, в случае с MICE (деловой туризм).
Главные метрики ресторана
Если в продаже номеров отельер руководствуется показателем RevPAR (revenue per available room — доход за каждый доступный номер), то в ресторанном бизнесе нужно опираться на RevPASH (revenue per available seat per hour — доход за одно свободное место в час).
Чтобы определить, насколько эффективна оборачиваемость мест (доход за одно свободное место в час, RevPASH), нужно воспользоваться классической формулой.
Оборачиваемость мест =
Общая выручка ресторана / (Количество свободных мест х Часы работы)
Например, в ресторане при отеле 40 мест, заведение открыто с 10 утра до полуночи (14 часов). Общая выручка за рабочий день — 170 000 ₽. Значит, доход ресторана за одно место в час = 303,57 ₽.
Чтобы рассчитать оборачиваемость столов — сколько гостей проходит через один стол в течение исследуемого периода — нужно использовать иную формулу. Придётся обратиться к данным из системы за день, месяц или год, чтобы выгрузить количество групп гостей. Затем количество групп гостей разделим на количество столов.
«Когда на форумах мы с отельерами разбираем эти формулы, как правило, поднимается одна неуверенная рука, и звучит робкий вопрос: „А что такое группы гостей?“. Можно часами углубляться в разбор нишевых аудиторий и принципов построения атомарных сеток, но всё, что нам нужно знать для этой формулы, — группы гостей. Если говорить грубо, то это количество чеков».
Оборачиваемость стола — это итоговая цифра, которая позволяет оценить количество гостей и судить о коэффициенте посадки. Благодаря этой метрике рестораторы понимают, что можно накормить за одним столом не два, а четыре раза, например, в интервал, равный часу.
Оборачиваемость столов за период =
Количество групп гостей / Количество столов
Например, в ресторане при отеле 15 столов, в течение дня получили 300 чеков. Значит, оборачиваемость одного стола в день составляет 300/15 = 20, то есть за одним столом 20 раз сидели группы гостей.
Как правило, в ресторане существует три периода (три волны) в течение дня: утренняя посадка, обед и вечерняя посадка. Количество гостей в разные периоды зависит от формата заведения. Например, в ресторанах, работающих в сегменте быстрой повседневной еды, оборачиваемость столов в дневные часы выше, чем в ресторанах высокой кухни.
В идеале снимать метрики нужно и в разрезе дня, и в разрезе недели, и в разрезе месяца. Чем более сложная аналитика применяется, тем больше у ресторатора данных для манёвров.
Как оценить показатели
Когда данные получены, важно их правильно соотнести. Допустим, оборачиваемость столов оказалась высокой — к сожалению, радоваться ещё рано. Теперь смотрим на оборачиваемость мест.
Если оборачиваемость мест ниже оборачиваемости столов — в ресторане плохая заполняемость. То есть столы заняты, но гостей меньше, чем могло бы быть.
Многие начинающие отельеры удивляются такому исходу, не понимая причин. А причина всегда банальна и лежит на поверхности — неправильное определение целевой аудитории и концепции ресторана.
«Я часто повторяю собственникам: не мы с вами говорим рынку, что делать, а рынок говорит нам. Наша задача — услышать его желания через правильную аналитику. Когда желания рынка услышаны, создан правильный адаптированный продукт — тогда чистая прибыль растёт из года в год».
Как может получиться, что оборачиваемость столов высокая, а заполняемость при этом низкая? Вы можете расставить в зале много столиков для компаний, но если большинство гостей пары, то столики ежедневно будут наполовину пустыми.
Пример
Вы запланировали романтический ужин и в субботу со второй половинкой заходите в ресторан. Уже готовы заказать первый бокал «Шабли», как ваш взгляд падает на места у окна, где собственник заботливо поставил стол на четверых. Вас, конечно, такой факт не расстроит — вы сядете к окну. Зато это точно расстроит владельца, который только что потерял два посадочных места из четырёх.
Четыре шага навстречу хорошей заполняемости
Принцип продажи номеров в отеле правильному гостю в правильное время по правильной цене можно и нужно переложить на рестораны. Так, управление посадкой в зависимости от целевой аудитории (table mix) — это и есть святой грааль для монетизации пустующих стульев.
Значит, главная задача — продать правильное посадочное место правильному гостю с правильной продолжительностью по времени. Для этого делаем 4 шага.
Шаг первый. Считаем, каких гостей в ресторане больше, — парочек или компаний. Не забываем про временные интервалы.
Шаг второй. Играем с расстановкой столов в зале. Если места у окон заняты, то взгляд гостя устремляется к островкам комфорта у стен: человек любит чувствовать максимальную защищённость. Вполне логично, что гости, разместившиеся в таких пространствах, не торопятся уходить. Поэтому:
- в ресторане высокой кухни (fine dining, средний чек выше 1500 ₽) мебель должна быть максимально комфортной, а в меню — присутствовать дорогие позиции, включая эксклюзивные вина;
- в демократичном ресторане (casual, средний чек 650–1000 ₽) мебель должна способствовать оборачиваемости.
«Как показывает опыт, для центральных столов характерна стабильно высокая оборачиваемость — при грамотном управлении посадкой, столов в центре всегда больше.
Ещё один секрет управления посадкой: не забывайте приглашать ожидающие компании за барную стойку. Так можно не только выиграть время для посадки новых гостей, но и заработать на напитках, увеличив средний чек».
Шаг третий. Когда столы заполнены, разбираемся со средним чеком: именно в нём таится причина низкой выручки ресторана.
Средний чек =
Общий доход за определённый период / Количество гостей
Шаг четвёртый. Работаем над увеличением среднего чека, для этого переключаемся на детальный анализ меню.
Как «разгрузить» меню
Распространённая ошибка многих ресторанов — перегруженность меню, в котором есть 99 оттенков различных блюд. Начать работу по удалению лишнего стоит с ABC-анализа, учитывая закон Парето, который гласит, что «20% усилий приносят 80% результата».
- Блюда в строчке A обеспечивают ресторану 80% прибыли и обычно составляют до 20% от всего ассортимента меню.
- Блюда в строчке B обеспечивают 15% прибыли и составляют до 30% меню.
- Блюда в строчке С приносят до 5% прибыли, но занимают при этом до 60% ассортимента.
Соответственно, блюда группы А продавать выгодно — они должны стать основой меню. А вот блюда из группы С приносят минимум прибыли, поэтому их количество можно смело уменьшать. Позиции, которые продаются реже 30 раз в месяц, из меню нужно исключать без сомнений.
ABC-анализ можно использовать не только для корректировки меню, но и для оптимизации запасов. Разделяя блюда на группы по важности, ресторан может точнее отслеживать количество заготовок и продуктов на складе.
Ещё более ценные сведения даёт анализ по бостонской матрице. В 1980-х годах учёные Дональд Смит и Майкл Касанава разработали систему оценки блюд в меню на основании маржинальности и доли продаж. Так у них получилось четыре группы:
- «дойные коровы» — блюда с самой высокой маржинальностью, которые должны составлять основу меню. Их же используют в промоакциях в сочетаниях с «дикими кошками»;
- «дикие кошки» — блюда с высокой маржинальностью, но низким уровнем продаж;
- «звёзды» — блюда с маржинальностью чуть ниже, чем у «дойных коров». Показатели по ним нужно увеличивать за счёт снижения себестоимости или увеличения цены;
- «собаки» — блюда с плохой маржинальностью и плохими продажами. Таких блюд в меню быть не должно вообще.
На завершающем этапе работы над меню считаем коэффициент чистых тарелок (КЧТ) = (Мо / Мп) x 100%.
В формуле: КЧТ — коэффициент чистых тарелок, измеряется в процентах; Мо — масса остатков пищи после приёма, измеряется в граммах; Мп — общая масса приготовленных блюд, измеряется в граммах.
Результаты этого анализа позволят уменьшить процент отходов продуктов. Как правило, коэффициент может получиться высоким по двум причинам:
- Несбалансированное меню, в котором не учтены предпочтения гостей.
- Нарушения в технологии приготовления и хранения, из-за которых еда теряет вкус и внешний вид.
Чтобы снизить процент, важно работать с сезонными продуктами, которые всегда вызывают повышенный интерес у гостей, а заодно позволяют экономить на закупках.
Как повысить доход с помощью музыки
Ускорить оборачиваемость столов может помочь музыка: согласно исследованию маркетолога Рональда Миллимана, гости покидают столы под быструю музыку на 10 минут быстрее привычного темпа. Да и обслуживание ускоряется на 3 минуты. Вспомните всеми любимый McDonald’s — насколько долго хочется там находиться?
Чтобы повысить средний чек в ресторанах высокой кухни, можно подобрать коллекцию медленной музыки (темп до 80 bpm). Благодаря этому употребление алкогольных напитков увеличивается в среднем на 3,04.
Психолог Элриант Норт доказал, что классическая музыка может усилить вкусовые ощущения. Например, когда звучит нежная и расслабляющая музыка, такие же качества гости отмечают и у вина. Чтобы подчеркнуть у вина яркие и свежие ноты, достаточно поставить энергичные композиции.
Громкость музыки в пабах и барах в районе 70 децибел тоже увеличивает выручку от продажи алкогольных напитков для шумных компаний, отдающих предпочтение року.
«Важно помнить, что знания дают лишь 20% успеха, 80% — в руках компетентных сотрудников, которые способны самостоятельно направить корабль к успеху. Компетентность — это знания, опыт и навыки. Без одного из этих звеньев успех невозможен».
Похожие материалы
- Как ревенью-менеджмент влияет на гостиничный маркетинг: маркетологу об управлении доходами
- Как выбрать свою нишу и начать гостиничный бизнес: совет начинающим отельерам
- Проблемы службы приёма и размещения в гостинице: как руководителю их исправить
- Ресторан при отеле: как добиться высокой заполняемости и оценить главные метрики бизнеса