Уборочный инвентарь: хранение, цветовая кодировка и другие типы маркировки
Учебник

Уборочный инвентарь: хранение, цветовая кодировка и другие типы маркировки

Микаил Фидан
Микаил Фидан

Если в отеле проводят уборку по СанПиН — значит, в номерах и других помещениях чисто. Санитарные нормы и правила разрабатывали на основе реальных исследований, поэтому каждое требование документа обосновано и имеет какую-то цель. В материале подробно рассказываем, как содержать инвентарь для уборки в гостинице согласно СП 2.1.3678-20.

Требования к уборочному инвентарю

Для поддержания порядка в отелях подходит не любой уборочный инвентарь. Подробные требования к принадлежностям для уборки в гостиницах содержат СанПиНы. Перечислим базовые правила ниже.

  • Инвентарь должен быть изготовлен из материалов, которые легко мыть и дезинфицировать. Желательно, чтобы не было щелей, где могут скапливаться грязь и микроорганизмы.
  • Для разных типов уборки нужны соответствующие принадлежности. Например, нельзя мыть полы тряпкой, которая отталкивает влагу.
  • На инвентарь для уборки помещений наносят маркировку по СанПиН. По обозначениям должно быть понятно, для каких работ и зон используют принадлежности. Например, швабра для мытья полов в номерах или тряпка для сухой чистки мебели в зоне ожидания.
  • После каждой уборки инвентарь моют, дезинфицируют и сушат. Если производитель в инструкции запрещает такой уход за принадлежностями — для гостиницы они не подойдут.
  • Инвентарь должен быть изготовлен из материалов, безопасных для здоровья.

К средствам для уборки отеля могут предъявляться дополнительные требования, которые зависят от категории гостиницы, её внутренних правил и стандартов.

За несоблюдение СанПиН назначают наказания: административные — по статьям 6.36.7 КоАП РФ, уголовные — по ст. 236 УК РФ. Соблюдение санитарных правил контролирует СЭС, когда проводит плановые проверки. Если постояльцы жалуются на нарушение СанПиН в Роспотребнадзор — проверяющие приезжают в отель внепланово.

СанПиН для отеля: требования закона к безопасности гостей
СанПиН для отеля: требования закона к безопасности гостей

Какой инвентарь для уборки нужно маркировать

По СанПиНу, маркировке подлежит уборочный инвентарь, который используют многократно. Это все инструменты и приспособления, предназначенные для поддержания чистоты помещений гостиницы и прилегающих территорий:

  • швабры;
  • веники;
  • совки;
  • тряпки из разных материалов;
  • вёдра;
  • щётки;
  • сгоны;
  • ветошь;
  • перчатки;
  • моющие средства;
  • дезинфицирующие растворы и другие принадлежности.

Даже если весь инвентарь для уборки отеля помещают в тележки, каждую вещь маркируют отдельно. Потому что есть вероятность перепутать содержимое разных тележек.

На уборочную тележку обязательно наносят маркировку, потому что это тоже вспомогательный инструмент для поддержания чистоты.

На уборочную тележку обязательно наносят маркировку, потому что это тоже вспомогательный инструмент для поддержания чистоты. Фото: shutterstock

Зачем маркировать уборочный инвентарь

Маркировка инвентаря для уборки помещений — требование СанПиН. И наносить её нужно обязательно. Однако не стоит считать это правило бессмысленным. Польза маркировки заключается в следующем.

  • Маркировка предотвращает перекрёстное загрязнение. Разные зоны гостиницы — туалеты, кухня, номера — имеют различный уровень загрязнённости микроорганизмами. Если использовать везде один и тот же инвентарь, то можно легко распространить инфекции среди гостей и сотрудников. Маркировка позволяет чётко разграничить средства и приспособления для разных зон и минимизировать риск перекрёстного загрязнения.
  • Маркировка повышает эффективность уборки. Если для разных типов работ и помещений есть свой инвентарь, горничные не тратят время на поиски нужных инструментов и средств, это ускоряет уборку и повышает её качество. Например, не получится так, что швабра для мытья полов в санузлах окажется на кухне.
  • Маркировка позволяет избежать ошибок. Благодаря маркировке будет понятно, что лучше использовать для ухода за разными поверхностями. Например, агрессивное моющее средство может испортить мебель. 

Если на инвентаре для уборки помещений нет маркировки — для постояльцев это повод направить жалобу в Роспотребнадзор. СЭС после проверки назначит штраф либо закроет гостиницу на период до 90 дней. Поэтому отелям необходимо ответственно соблюдать санитарные нормы.

Маркировать можно не только уборочный инвентарь.

Маркировать можно не только уборочный инвентарь. Например, маркировкой обозначают униформу для разных подразделений или кухонные принадлежности для овощей, рыбы и мяса. Фото: freepik 

Как маркировать инвентарь для уборки

Чтобы соблюсти требование закона, отельер должен указать на всех уборочных принадлежностях их назначение: тип помещения (например, санузел, кухня, номер) и вид работ (например, мытьё стен или пола). Как именно это сделает гостиница, значения не имеет.

Чтобы маркировка инвентаря для уборки помещений была не для «галочки» и действительно приносила пользу, она должна быть легко узнаваемой. Наносите обозначения на видные места. Например, на дне ведра маркировку заметить сложно, а вот по центру с внешней стороны — легко.

Наносить маркировку можно любым способом — в законе нет конкретных требований. Однако отельеру стоит выбрать простую и лёгкую в использовании систему. Расскажем про самые распространённые способы маркировки.

Текстовые надписи

Самый простой метод маркировать инвентарь — подписать назначение принадлежностей словами. Например, «Кухня. Полы», «Санузел. Стены». Плюс такой системы в том, что сотрудникам не нужно запоминать расшифровки — достаточно прочитать надписи. Однако можно запутать персонал, если использовать при маркировке сокращения. Например, буква «К» на швабре может означать кухню или коридор. Опытный сотрудник разберётся, а начинающий запутается.

Иногда вместо надписей используют символы: круги, треугольники, квадраты. При внедрении такой системы важно убедиться, что сотрудники запомнили условные обозначения.

Наносить маркировку уборочного инвентаря в гостинице можно любым способом:

  • масляными красками;
  • маркером;
  • лазером.

Однако важно помнить о практичности: маркер и краска со временем стираются. И однажды станет непонятно, к какой зоне относится инвентарь, либо придёт проверка и не увидит маркировку. Поэтому лучше выбирать надёжный способ нанесения. Например, если маркировку выжечь лазером, со временем она никуда не денется.

Скотч и наклейки не стоит использовать при маркировке инвентаря для уборки помещений. Пространство под ними — идеальное место для размножения вредоносных бактерий.

Цветовая кодировка уборочного инвентаря

Часто принадлежности для уборки маркируют цветами: например, синий — для номеров, красный — для санузлов. Цветовую кодировку реализуют по-разному:

  • покупают разноцветный инвентарь;
  • красят элементы, например, ручки;
  • пришивают/приклеивают ярлыки.

В продаже есть уже готовые уборочные наборы с цветной маркировкой. Они состоят из тележек, швабр, щёток и других приспособлений одного цвета. К тряпкам обычно пришивают четыре цветных ярлыка, чтобы отельер отрезал лишние.

Если вы пришиваете бирки самостоятельно, позаботьтесь о том, чтобы они были одинаковыми. У вас должен быть запасной материал на случай замены инвентаря.

Для уборки санузлов и ванных комнат рекомендуется использовать сигнальную маркировку — красный цвет. Это самые загрязнённые помещения, поэтому к их чистоте относятся серьёзно. Однако отельер может использовать и другие цвета — сигнальная маркировка уборочного инвентаря по СанПиНу не обязательна.

Гостиницы могут выбрать для разных зон любые цвета — в законе нет чётких требований. Чтобы сотрудники ничего не перепутали, лучше отдавать предпочтение контрастным цветам (красному, синему, жёлтому, зелёному), а не их оттенкам (голубому, розовому, бордовому). 

Большинство гостиниц применяет общепринятую цветовую маркировку уборочного инвентаря. Это облегчает работу персоналу, который привык к конкретным обозначениям:

Цвет

Класс чистоты помещений

Типы помещений

Красный

Грязные

Санузлы, ванные комнаты, комнаты с грязным бельём

Синий

Слабозагрязнённые

Номера, коридоры, вестибюль 

Зелёный 

Самые чистые

Кухни, столовые, барные стойки, медицинские кабинеты

Жёлтый

Условно грязные

Спортзалы, склады, подсобки, помещения с высокой проходимостью

NFC-метки и QR-коды

Полезный, но не основной инструмент при маркировке инвентаря для уборки помещений — это NFC-метки и QR-коды. Их удобно вносить в программу учёта ТМЦ, чтобы:

  • быстро проводить ревизии и контролировать недостачи;
  • понимать степень износа инвентаря по дате ввода в эксплуатацию;
  • отслеживать местонахождение принадлежностей.

Чтобы узнать предназначение инвентаря, NFC-метки и QR-коды нужно сканировать через смартфон. Поэтому обычно их используют вместе с цветовой кодировкой или нанесением надписей.

Как хранить уборочный инвентарь

Принадлежности для уборки хранят в отдельном помещении, к которому у постояльцев нет доступа. При этом нельзя, чтобы инвентарь для разных зон соприкасался, иначе произойдёт перекрёстное загрязнение. 

После использования все принадлежности дезинфицируют, ополаскивают и высушивают. Желательно, чтобы в комнате для хранения были не только кран с водой, но и стиральная машина, полотенцесушитель. Это существенно облегчит уход за тряпками и инструментами.

Уборочный инвентарь обычно помещают в закрытые шкафы либо на полки с гигиеническим покрытием, которое легко чистить. Площадь комнаты для хранения должна быть не менее 2 кв. м — это требование СанПиН. Приспособления и средства для санузлов обязательно складируют отдельно в другом помещении.

На видном месте в комнате для хранения рекомендуется повесить расшифровку маркировки уборочного инвентаря для уборки помещений. Это поможет персоналу не запутаться и выбрать подходящий набор.

Фото на обложке: pressfoto / Freepik

оснащение
управление
Был ли материал полезен для вас?
Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я подтверждаю своё согласие на получение рекламных и иных маркетинговых сообщений от Яндекс Путешествий (ООО «Яндекс.Вертикали» 115035, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, д. 82, стр. 2, пом. 3А06), на условиях Пользовательского соглашения

Похожие материалы

  • Какие налоги должны платить владельцы квартир и апартаментов, если сдают их посуточно
    Какие налоги должны платить владельцы квартир и апартаментов, если сдают их посуточно
    Учебник
  • Как устроить отелю перезагрузку: изменение концепции с акцентом на ребрендинг
    Как устроить отелю перезагрузку: изменение концепции с акцентом на ребрендинг
    Учебник
  • Управление доходами: как организовать процессы в небольшом отеле
    Управление доходами: как организовать процессы в небольшом отеле
    Советы