Внешний вид сотрудников отеля: какие существуют стандарты и почему их стоит соблюдать
Учебник

Внешний вид сотрудников отеля: какие существуют стандарты и почему их стоит соблюдать

Гость выбирает отель по фото, цене и репутации, а приехав в него, хочет получить качественное обслуживание и положительный опыт. Создать должное впечатление помогают не только дизайн интерьера, чистота, качественный сервис, но и внешний вид сотрудников.

Изучили основные стандарты дресс-кода, посмотрели и собрали для вас примеры, как одеты сотрудники разных отелей России. О влиянии костюмов персонала на впечатление об отеле поговорили с Екатериной Матусевич.

Начальник отдела маркетинга санатория «Беларусь» в Сочи.

Екатерина Матусевич
Екатерина Матусевич
Эксперт

Почему и для кого важен внешний вид сотрудников

Внешний вид персонала прежде всего влияет на диалог с клиентами — помогает обозначить границы между гостем и сотрудником, задать тон общению. Если администратор без бейджа и в спортивном костюме, то клиент станет разговаривать с ним, как с соседом. Будет сложно попросить гостя выполнить что-то неприятное для него, например, заплатить за испорченное полотенце или соблюдать тишину ночью.

Форму можно сделать частью гостиничного маркетинга. Например, для небольшого отеля форма работников — отличная возможность запомниться и выделиться на фоне конкурентов. В этом случае требования к внешнему виду сотрудников и форме не строгие, главное, чтобы была какая-то общая деталь, — головной убор, платок, цветовая гамма и так далее. 

Одинаковая и выделяющаяся форма сотрудников помогает гостям быстро найти их на территории, чтобы обратиться с вопросом или просьбой.

Сотрудницы СПиР крымского курортного отеля Riviera Sunrise Resort & SPA

Сотрудницы СПиР крымского курортного отеля Riviera Sunrise Resort & SPA

Где прописаны требования к внешнему виду сотрудников гостиниц

Общие для всех отелей правила прописаны на уровне государства, например:

В ГОСТе сказано, что «обслуживающий персонал должен соблюдать деловой стиль, быть аккуратным и опрятным. Форменные одежда и обувь должны быть в хорошем состоянии и без видимых повреждений». 

Поскольку конкретики о внешнем виде в этих стандартах нет, отельеры сами решают, как будут выглядеть их сотрудники, — придумывают, заказывают и предоставляют им униформу.

Подробные требования к внешнему виду, как и к поведению, прописываются в должностной инструкции и в алгоритмах работы. При трудоустройстве и во время курсов повышения квалификации условия и нюансы оговариваются лично. Знать внутренние правила внешнего вида и соблюдать их должен каждый.

Сотрудницы СПиР в гостинице «Театральная»

Сотрудницы СПиР в гостинице «Театральная»

Дресс-код: на что обращать внимание

Форма — часть концепции отеля, она нужна каждому объекту вне зависимости от его звёздности. Главное правило: она должна быть удобной и из хорошей ткани. Такую одежду сотрудники носят с удовольствием, чувствуя своё единство с командой. 

«Часто руководство отелей экономит на форме для персонала или обращает внимание только на дизайн, не учитывая качество ткани. Любую красивую форму из синтетики сотрудник мечтает снять как можно быстрее. Кроме того, одежда из некачественного материала отвлекает от работы, доставляя дискомфорт при носке». 

Екатерина Матусевич
Екатерина Матусевич
Эксперт

Дизайн формы зависит от бренда и общего стиля гостиницы. Также он должен соответствовать должности работника и сезону. Фасон может быть любым, но нужно соблюсти важные правила: 

  • сотруднику должно быть удобно выполнять свои обязанности;
  • форма не должна создавать угрозу безопасности и приводить к травмам. 

Необходимо помнить, что иногда короткая юбка и глубокое декольте сотрудниц могут провоцировать лишнее внимание гостей-мужчин. Нижнее бельё и бретельки тоже не должны быть видны.

Коллектив отеля Sochi Marriott Krasnaya Polyana

Коллектив отеля Sochi Marriott Krasnaya Polyana

Цветовая гамма не обязательно сдержанная и спокойная. Строгий классический синий или чёрный костюм с белой рубашкой и галстуком подходит для отелей премиум-класса или объектов, где часто встречают деловых гостей или проводят конференции/семинары/форумы. В курортных гостиницах форма может быть яркой — это создаёт колорит, соответствует настроению гостей, ведь они приехали сюда, чтобы отдохнуть и расслабиться, а не работать.

В молодёжных хостелах и небольших гостевых домах строгий костюм и галстук будут, скорее всего, смотреться неуместно. В пятизвёздочных гостиницах другая аудитория: сотрудник должен вызывать доверие, классический костюм здесь к месту — гости ожидают его увидеть.

Выбор обуви тоже зависит от корпоративного стиля и должности сотрудника. Однако слишком высокий каблук на женских туфлях не нужен — выполнять обязанности и проводить весь день на ногах сложно.

Если женщины носят юбку или платье, а не брюки, то обязательны тонкие колготки или чулки. Исключением могут быть гостевые дома или курортные гостиницы в летний сезон. В большинстве случаев предпочтительны чёрные носки без рисунков у мужчин.

Независимо от типа отеля и звёздности сотрудники должны носить бейдж с именем.

Независимо от типа отеля и звёздности сотрудники должны носить бейдж с именем. Так гости и коллеги будут знать, как обратиться к человеку. Фото: freepik

Каким бы ни был фасон одежды, она всегда должна быть чистой, свежей, выглаженной и не заношенной, подходить по размеру и росту, все пуговицы на месте. Обувь — начищенная. 

Если вам непременно хочется одеть сотрудников оригинально, можно вдохновиться национальными мотивами или историческими костюмами — так делают, если концепция объекта позволяет.

1/2

Форма сотрудников отеля Airelles Courchevel в Альпах — белоснежные костюмы с объёмными беретами. Такие головные уборы носили элитные альпийские стрелки, а трикотажные панталоны, рубашка и гольфы — отсылка к традиционному мужскому костюму XIX века.

Внешний вид: базовые правила

Гости отеля обращают внимание не только на одежду сотрудника, но и на причёску, макияж, маникюр, аксессуары и украшения, замечают парфюм. 

Волосы всегда чистые и ухоженные. Их цвет может быть любым, но если сотрудник часто коммуницирует с гостями (сотрудники службы приёма и размещения или спа-комплекса, портье) — волосы естественных оттенков предпочтительнее.

«В некоторых отелях дреды и причёски ярких цветов смотрятся гармонично и не вызывают вопросов, какого-то отторжения у гостей. Это зависит от стиля гостиницы и бренда, а также от аудитории».

Екатерина Матусевич
Екатерина Матусевич
Эксперт

Длина волос зависит только от личных предпочтений сотрудника. Однако длинные волосы стоит собрать в хвост или пучок, чтобы они не мешали работе. Особенно актуален этот совет для горничных и официантов: любому человеку неприятно найти чей-то волос в еде или в свежей постели. 

Если сотрудник-мужчина носит бороду, она, как и усы с бакенбардами, должна быть расчёсана и аккуратно подстрижена. Если нет возможности ухаживать — он должен быть тщательно выбрит.

Подключайте свой объект к Яндекс Путешествиям и получайте бронирования!

  • для всех: отелей, глэмпингов, апартаментов, посуточных квартир, гостевых домов, баз отдыха;
  • для ИП, самозанятых, юридических и физлиц;
  • мобильное приложение для управления бронированиями;
  • акции и спецпредложения для гостей.
Хочу подключиться!

Что касается украшений, то лучше, если их немного. Максимум для женщин — серьги, подвеска и два кольца без крупных камней. Украшения не должны быть кричащими и вызывающими: вкусы у всех разные. Яркие заколки, резинки и крабы для волос стоит заменить на аксессуары нейтрального цвета. Максимум для мужчин — часы или тонкий браслет-цепочка, обручальное кольцо и одна неброская серёжка. 

Стильными аксессуарами для сотрудников отелей могут стать фирменные платки и галстуки корпоративных цветов, броши или значки с логотипом отеля.

Генеральный менеджер Novotel Resort & SPA Krasnaya Polyana Дмитрий Потапов

Генеральный менеджер Novotel Resort & SPA Krasnaya Polyana Дмитрий Потапов

Гости обращают внимание и на руки сотрудников, поэтому ногти должны быть чистыми и аккуратно подстриженными. Лак любого цвета использовать можно, но длинные накладные ногти, рисунки и другой декор делать не стоит. 

Макияж у женщин естественный — тёмные или яркие тени, а также броскую помаду использовать не нужно. Мужчинам наносить косметику нельзя, красить ногти тоже.

«Всегда объясняю сотрудникам, что их „внутренняя дискотека“ — то есть вызывающий макияж, нестандартные серёжки, декольте — могут помешать работе. В любом конфликте самоидентификация сотрудника будет использована против него». 

Екатерина Матусевич
Екатерина Матусевич
Эксперт

Парфюм с резким ароматом наносить не стоит. Запах духов, одеколона, дезодоранта должен быть нейтральным — гости реагируют не только на слова сотрудника, но и на звучание его голоса, интонацию, внешность и запах.

Шеф-повар Novotel Resort & SPA Krasnaya Polyana Алексей Елагин

Шеф-повар Novotel Resort & SPA Krasnaya Polyana Алексей Елагин

Сегодня татуировки есть у многих людей — в сфере гостеприимства, как и в других сферах, к ним давно относятся нейтрально. 

«В нашей команде нейтральное отношение к татуировкам, однако я обычно прошу, чтобы они были прикрыты одеждой. Однако если татуировки на лице, это может стать препятствием для работы на некоторых должностях, например, на должности администратора».

Екатерина Матусевич
Екатерина Матусевич
Эксперт

Подводим итоги

  1. Внешний вид сотрудников влияет на первое впечатление от отеля и диалог с клиентом, формирует общую атмосферу пребывания. 
  2. Форму можно сделать частью маркетинга и за её счёт выделиться на фоне конкурентов.
  3. Требования к внешнему виду зависят только от концепции отеля, его стиля и бренда. Где-то будут гармонично смотреться сотрудники в строгих костюмах, а где-то — персонал с необычными причёсками и татуировками. Однако в любом случае одежда должна быть чистой и свежей.
  4. Униформа — ответственность работодателя. Разрабатывая её, нужно думать не только о фасоне, но и об удобстве персонала: одежда не должна вызывать дискомфорта, создавать угрозы безопасности и провоцировать клиента. Нужно шить униформу из качественной и дышащей ткани и разрабатывать несколько комплектов одежды для разных сезонов.

Фото на обложке: Freepik

Как оборудовать рабочее пространство для сотрудников приёма и размещения (СПиР)
Как оборудовать рабочее пространство для сотрудников приёма и размещения (СПиР)
Советы
Стандарты или креатив: стоит ли давать персоналу отеля творческую свободу
Стандарты или креатив: стоит ли давать персоналу отеля творческую свободу
Советы
сотрудники
управление
Был ли материал полезен для вас?
Подпишитесь на канал о гостеприимстве
Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я подтверждаю своё согласие на получение рекламных и иных маркетинговых сообщений от Яндекс Путешествий (ООО «Яндекс.Вертикали» 115035, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, д. 82, стр. 2, пом. 3А06), на условиях Пользовательского соглашения

Похожие материалы

  • Как обучить сотрудников отеля охране труда без скучных лекций: идеи игровых форматов
    Как обучить сотрудников отеля охране труда без скучных лекций: идеи игровых форматов
    Учебник
  • Эффективные ранние продажи в отеле: как в период высокого сезона не упустить осень и зиму
    Эффективные ранние продажи в отеле: как в период высокого сезона не упустить осень и зиму
    Советы
  • В чём суть доверительного управления квартирой, или Как масштабировать посуточный бизнес
    В чём суть доверительного управления квартирой, или Как масштабировать посуточный бизнес
    Учебник
  • Внешний вид сотрудников отеля: какие существуют стандарты и почему их стоит соблюдать