Законы, которые стоит знать каждому отельеру: полный каталог
Учебник

Законы, которые стоит знать каждому отельеру: полный каталог

Помимо безупречного сервиса и грамотного управления, ведение гостиничного бизнеса требует знания законодательства. Так отель не получит штрафов и других санкций, а заодно повысит конкурентоспособность и обеспечит безопасность постояльцев. 

Собрали в единый каталог все актуальные нормативные акты и законы, регулирующие работу гостиниц.

Статья актуализирована в январе 2025 года. Учтены изменения в законодательстве.

Закон об основах туристской деятельности

На базе этого документа принимают другие законы, регулирующие гостиничный бизнес. Основы туристской деятельности задают направление для отношений между туристами, туроператорами, отельерами и другими участниками туристской индустрии. А главное, документ содержит основные понятия, которые используют в гостиничной сфере. Отельеру важно знать, какие по закону определения имеют «гостиница», «гостиничные услуги» и «средство размещения».

Если отель предлагает постояльцам туры, экскурсии, сотрудничает с туроператорами, гидами и инструкторами-проводниками, то его владельцу следует полностью изучить «Основы туристской деятельности». Остальным отельерам можно ограничиться тремя  статьями закона: первой, второй и пятой.

Положение о классификации средств размещения

С 1 января 2022 года все объекты размещения, независимо от количества номеров, проходят классификацию в специальных аккредитованных организациях. До 2025 года по результатам оценки гостиницам присваивали категорию: без категории либо от одной до пяти звёзд. Чем лучше условия для проживания в отеле, тем выше его звёздность.

С 1 января 2025 года в России вступило в силу новое Положение о классификации средств размещения, которое заменило ранее действовавшее Положение о классификации гостиниц. Закон расширил список объектов, которые проходят классификацию в аккредитованных организациях:

  • гостиницы — например, отели, хостелы, мотели;
  • санатории;
  • базы отдыха;
  • кемпинги — например, турбазы и глемпинги.

Все средства размещения могут получить от одной до пяти звёзд, однако присвоение категории обязательно только для гостиниц.

Как и зачем гостинице получать звёзды: полный гайд
Как и зачем гостинице получать звёзды: полный гайд

В новом законе Правительство РФ перечисляет требования к объектам разных типов и категорий. Это прописали на законодательном уровне, чтобы постояльцы по звёздности средства размещения понимали, какого уровня сервис их ждёт. Например, в отелях с 1* и 2* гостей заселяют по режиму работу, а в более звёздных гостиницах служба приёма и размещения работает круглосуточно.

Обычно законы сложны для восприятия, однако требования к отелям и другим средствам размещения собраны в удобной таблице.

Обычно законы сложны для восприятия, однако требования к отелям и другим средствам размещения собраны в удобной таблице. Скриншот из Постановления

По сути, Закон о классификации средств размещения — важнейший документ для каждого отельера. По нему можно определить, к какому классу относится номер, чего не хватает в гостинице и к чему нужно стремиться, чтобы повысить звёздность.

Список аккредитованных организаций, которые вправе присваивать отелям категории, Росаккредитация публикует в отдельном реестре.

Правила предоставления гостиничных услуг

Закон содержит основные правила проживания в гостиницеНапример, из него можно узнать:

  • как происходит бронирование номеров;
  • какие по закону документы показывают гости при заселении в гостиницу;
  • как заключить договор с постояльцем;
  • какие сведения отельер обязан сообщить гостям перед заездом;
  • как оформить регистрацию в гостинице по закону;
  • что делать, если постоялец просит о раннем заезде;
  • сколько денег можно вернуть по закону при отмене бронирования гостиницы;
  • какую ответственность несут отельер и постоялец, если нарушат условия договора.

Документ действует до 31 декабря 2026 года. При этом Правительство РФ продолжает вносить в закон изменения. Например, с 30 марта 2024 года гостиницам разрешили заселять постояльцев по биометрии.

Закон о защите прав потребителей

Сокращённо этот документ называют ЗоЗПП. Он защищает права всех покупателей товаров и получателей услуг, в том числе постояльцев гостиниц. Отельерам стоит внимательно прочитать ЗоЗПП и ознакомить с ним сотрудников, чтобы избежать конфликтов с гостями и не попасть под санкции Роспотребнадзора.

Перечислим базовые права гостей и обязанности отелей, которые содержит Закон о защите прав потребителей:

Право гостя 

Обязанность гостиницы

Пример нарушения

Получить точную информацию

Сообщить полную и достоверную информацию об условиях и правилах проживания, ценах, предоставляемых услугах

Двухзвёздочная гостиница повесила вывеску о том, что ей присвоили 3*

Быть в безопасности

Обеспечить безопасность постояльца во время проживания: оградить территорию отеля, обучить персонал правилам безопасности, установить камеры видеонаблюдения и электронные замки на двери в номера

В отеле нет огнетушителей

Получить качественную услугу

Предоставить услуги в соответствии с заявленным стандартом: например, номер должен быть чистым, мебель и сантехника должны быть исправны

Гостя заселили в неубранный номер с перегоревшей лампочкой

Потребовать возмещение ущерба

Возместить ущерб гостю, если он получил вред по вине отеля

Отель отказался выплатить постояльцу компенсацию за вещи, которые у него украли 

Гражданский кодекс РФ

ГК РФ — это свод законов, который регулирует имущественные и неимущественные отношения между людьми, предприятиями и государством. Отельеру не нужно читать кодекс от корки до корки, но базовые правила знать нужно:

  • статья 12 о способах защиты гражданских прав;
  • глава 8 о защите чести, достоинства и деловой репутации;
  • глава 9 о сделках;
  • главы 21–26 об обязательствах;
  • статьи 420–427, главы 28 и 29 о договорах;
  • глава 39 об оказании услуг за плату;
  • глава 59 об обязательствах за причинённый вред.

Особо внимательно отельеру нужно изучить статью 925 ГК РФ о хранении вещей в гостинице. Персонал отеля должен знать, что они обязаны заботиться о сохранности вещей постояльца после заселения, даже если он об этом не просил.

Жилищный кодекс РФ

Здесь отельеров касается только одна статья: по закону нельзя размещать гостиницу в жилом доме (ст. 17 ЖК РФ). Однако есть способ обойти это ограничение. Подробнее мы уже разбирали этот вопрос с юристом.

Можно ли открыть гостиницу или хостел в жилом помещении
Можно ли открыть гостиницу или хостел в жилом помещении

Кодекс РФ об административных правонарушениях

За нарушение законов отель могут привлечь к административной ответственности. Наказания назначают в соответствии с положениями кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ):

  • статья 14.39 о работе отеля без аккредитации, об обмане постояльцев о присвоенной категории;
  • статья 14.51 о нарушении законодательства о туристской деятельности;
  • статья 14.4 о ненадлежащем оказании услуг;
  • статья 14.5 об оказании услуг без установленной информации и кассовой техники;
  • статья 14.10 о незаконном использовании средств индивидуализации услуг;
  • глава 6 о нарушениях, которые посягают на права человека;
  • глава 15 о финансовых, налоговых и страховых нарушениях;
  • глава 8 об отношении к окружающей среде и животным;
  • глава 9 о нарушениях в сфере строительства и энергетики.

Злостное нарушение перечисленных норм закона может привести к уголовной ответственности и остановке деятельности гостиницы.

Санитарно-эпидемиологические нормы

Конституция РФ предоставляет россиянам право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. По Закону о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обязанность гостиниц — соблюдать это право. Документ содержит:

  • права и обязанности постояльцев и отельеров;
  • различные санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке, организации питания, утилизации отходов и к условиям труда;
  • правила проведения профилактических мероприятий;
  • меры ответственности за нарушение санитарного законодательства.

О том, как гостинице правильно соблюдать все эти правила, отельер может узнать из СанПиН. Подробности и примеры можно изучить в отдельной статье журнала «Высокий сезон».

СанПиН для отеля: требования закона к безопасности гостей
СанПиН для отеля: требования закона к безопасности гостей

Законодательство об охране здоровья

Закон не обязует отели держать в штате медицинский персонал. Однако, согласно Приказу Минздравсоцразвития № 220н, при необходимости сотрудник гостиницы должен вызвать скорую помощь и оказать гостю первую помощь. Также в отеле должна быть аптечка, укомплектованная в соответствии с Приказом Минздрава № 262н.

Первая помощь в отеле: от состава аптечки до действий сотрудников
Первая помощь в отеле: от состава аптечки до действий сотрудников

Если сотрудники гостиницы оставят постояльца в беде — их привлекут к ответственности, в некоторых случаях — к уголовной.

Ответственность за жизнь и здоровье гостя: нормы закона
Ответственность за жизнь и здоровье гостя: нормы закона

Также в целях охраны здоровья постояльцев действует закон, который запрещает курение в гостиницах. Об этом написано в статье 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

Правила проектирования гостиницы

Чтобы здания и прилегающая территория отелей были безопасными для гостей, Минстрой России утвердил свод строительных правил — СП 257.1325800.2020. Документ содержит множество ссылок на другие нормы — их тоже нужно учитывать при проектировании гостиницы.

Подключайте свой объект к Яндекс Путешествиям и получайте бронирования!

  • для всех: отелей, глэмпингов, апартаментов, посуточных квартир, гостевых домов, баз отдыха;
  • для ИП, самозанятых, юридических и физлиц;
  • мобильное приложение для управления бронированиями;
  • акции и спецпредложения для гостей.
Хочу подключиться!

Правила пожарной безопасности

Постановление действует до 1 января 2027 года. Отельерам достаточно изучить первый раздел с общими положениями и четвёртый — с правилами пожарной безопасности в зданиях для проживания людей.

Однако современные гостиницы предлагают не только проживание, но и дополнительные услуги: рестораны, спа-зоны, конференц-залы, парковки и развлекательные пространства. Это означает, что в зависимости от инфраструктуры отеля могут быть актуальны и другие разделы документа. Рекомендуем прочитать оглавление Постановления и изучить те разделы, которые могут быть применимы именно к вашему бизнесу.

Закон о тишине в гостинице

В России нет единого федерального закона о тишине в отелях. Каждый регион самостоятельно определяет время, когда нельзя шуметь: обычно этот период длится с 22:00 до 7:00 или с 23:00 до 8:00. Например, в Москве покой постояльцев обеспечивает Закон города Москвы № 42 от 12 июля 2002 года, который устанавливает «тихие» часы с 23:00 до 7:00.

На федеральном уровне действует СанПиН 1.2.3685-21 с нормативами безвредного уровня шума. Также в пункте 130 СанПиН 2.1.3684-21 указаны предельные отклонения от нормы в течение суток. При этом есть исключения: например, проводить шумные аварийно-спасательные работы можно в любое время суток.

Изучите региональное законодательство, чтобы узнать точные нормы и правила, которые действуют в вашем городе.

Налоговое законодательство

Обычно налогами в отелях занимается бухгалтер. Однако если гостиница нанимает специалиста из аутсорсинга, он может не знать специфики налогообложения в сфере гостиничного бизнеса. Чтобы не переплатить лишнего и правильно рассчитать налоговую базу, нужно следить за изменениями в законодательстве.

Например, с 2025 года регионы могут вводить на своей территории туристический налог. Его платят гостиницы, турбазы, кемпинги и другие средства размещения. Размер налога в 2025 году составляет 1% от цены проживания, но не менее 100 рублей в сутки. К 2029 году налоговую ставку планируют увеличить до 5%.

Актуальные законы для отелей можно найти на сайте ФНС.

Актуальные законы для отелей можно найти на сайте ФНС. Для этого достаточно ввести в поисковую строку ключевое слово «гостиница» или «средство размещения». Скриншот сайта ФНС

Также отельеру нужно знать базовые правила налогообложения из Налогового кодекса РФ:

Отдельное внимание стоит уделять выбору системы налогообложения. Гостиница должна применять схемы, которые ей подходят. Например, иногда отели продолжают платить налоги по «упрощёнке», хотя по прибыли уже выросли из этой системы.

Как отслеживать изменения законодательства: рекомендации

Нередко отельеры нанимают в штат юриста, который следит за актуальными законами о гостиничном бизнесе. Но держать руку на пульсе можно и самостоятельно, если знать, где искать изменения. Есть много источников информации. Самый надёжный из них — государственные порталы:

Чтобы не перебирать разные источники информации, можно читать профильные новостные ленты, например, в журнале «Высокий сезон».

Также полезно посещать тематические выставки, семинары и конференции о вопросах законодательства для гостиниц. Список мероприятий обновляется на сайте «Экспоцентра». Проблема таких выставок в том, что отельеры узнают о новинках не сразу. Но с другой стороны, на узконаправленных мероприятиях делятся практическими кейсами и подробно рассказывают о гостиничном законодательстве.

Фото на обложке: Freepik

закон
Был ли материал полезен для вас?
Подпишитесь на канал о гостеприимстве
Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я подтверждаю своё согласие на получение рекламных и иных маркетинговых сообщений от Яндекс Путешествий (ООО «Яндекс.Вертикали» 115035, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, д. 82, стр. 2, пом. 3А06), на условиях Пользовательского соглашения

Похожие материалы

  • В чём суть доверительного управления квартирой, или Как масштабировать посуточный бизнес
    В чём суть доверительного управления квартирой, или Как масштабировать посуточный бизнес
    Учебник
  • Кабмин получил возможность устанавливать невозвратные тарифы
    Кабмин получил возможность устанавливать невозвратные тарифы
    Новости
  • Кто платит туристический налог в России: налоговая ставка и примеры расчётов в отеле
    Кто платит туристический налог в России: налоговая ставка и примеры расчётов в отеле
    Учебник