Коми

Где делают музыкальные инструменты из борщевика, как откупиться от лешего хлебом, и зачем нужно заговаривать солнцеглазых зайцев. В поисках ответов и спокойствия отправляемся в Республику Коми, край лесов и оленей.

О коми

Коми (коми-зыряне) — финно-угорский народ, состоящий из нескольких групп: верхневычегодцев, вымичей, печорцев, сысольцев, удорцев, ижемцев и других.
Kirill Skorobogatko / shutterstock.com
До сих пор точно не известно, как появилось название коми. По одной версии — от названия реки Кама, по другой — из прапермского языка, где похожее слово могло означать «человек».
Общая численность коми-зырян — около 350 тысяч человек, большинство живёт в Республике Коми, на северо-востоке европейской части России, к западу от Урала, в долинах рек Печора и Вычегда.
Название же «зыряне», под одной из версий, означает «живущие на границе», а слово сближается с карело-вепсским «сарья» — край, сторона, граница.
Коми-зырян не следует путать с коми-пермяками, которые живут по соседству, в Пермском крае. Коми-зырянский и коми-пермяцкий языки настолько близки, что их принято считать наречиями единого языка коми.

          Традиции и кухня

Для коми всегда была важна охота. К ней мальчиков приучали с малых лет: в три года ребенок умел управляться с удочкой, в пять — выходил с отцом на охотничью тропу, в четырнадцать — становился полноправным охотником.
Охотничьи ритуалы сопровождались заговорами. Например зайцев заговаривали так: «Мягкошерстный, солнцеглазый, не сворачивай в сторону, назад не ходи, не прыгай поверху, а иди прямо в свою дыру, в мою кладовку».
Некоторые охотники и сейчас помнят и соблюдают старинные обычаи: например, лучше не говорить, что идёшь на охоту, иначе не будет удачи.
Отправляясь в лес, с собой часто берут кусок хлеба. Во-первых, если заплутаешь, будет чем перекусить, во-вторых, хлеб считается оберегом.
Да и леший — хозяин леса — не тронет человека, если тот принесет ему хлеба.  
На севере коми занимаются оленеводством (оленей разводят в основном на продажу), южнее — земледелием.
Различаются и кулинарные традиции: у охотников и оленеводов на столе обычно есть мясо, а обед земледельца трудно представить без густых похлёбок и каш.
Вот три традиционных блюда, которые стоит попробовать в Республике Коми.
www.kokush.ru
Йола чери — буквально переводится как «рыба в молоке». Разделанную рыбу — например, форель, треску или судака — укладывают в посуду, заливают молоком (иногда пополам со сметаной) и отправляют в печь томиться. Крышкой не закрывают — выступающая из молока рыба должна подрумяниться сверху, а подливка — покрыться золотистой корочкой. Используют как форель, так и треску или судака.
Лисьи проделки / Яндекс Дзен
Шома капуста (капуста по-коми) — традиционная холодная закуска, которую подают к картошке или мясу. Особым образом надрезаные кочаны доводят до кипения и недолго варят с солью, смородиной, укропом и другими травами. Такую капусту уже можно есть — раньше в деревнях её готовили в больших чанах и угощали соседей. Однако чаще её сохраняют на зиму: укутывают в марлю, выкладывают сверху подсушенный ржаной хлеб и убирают в теплое место, где капуста должна забродить. Потом убирают в холодильник или холодный погреб и едят с наступлением зимы.
Еда за 15 минут / Яндекс Дзен
Ыроша кушман — что-то вроде окрошки на квасе, но без мяса и с редькой. В буквальном переводе это и есть «редька с квасом». Тертую редьку, порезанный кусочками варёный картофель и рубленый лук посыпают солью и заливают квасом, а подают со сметаной. Такой суп едят летом и осенью, а для православных коми это еще и одно из главных блюд осеннего поста.

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Жизнь среди леса сделала из коми больших умельцев в работе с деревом.
Из него не только строили дома, но и вырезали посуду (в первую очередь ушаты, кадки и лохани) и другие предметы домашнего быта.
Утварь и мебель часто украшали искусной резьбой с диагонально-геометрическим орнаментом.
goskatalog.ru
Женщины коми лепили из глины тарелки, кувшины и миски и обжигали их в печи. Глиняную посуду до сих пор используют в деревнях. Чтобы собирать грибы и ягоды, плели из лозы заплечные корзины.
Наталия Шевченко / Фотобанк Лори
Вязать, как и ткать, в прошлом умела каждая женщина — этому искусству учились с детства. Узорные вязаные вещи, как и тканьё, входили в комплект нарядной праздничной одежды и были частью приданого.
На юге — ткали платья, пёстрые дорожки и полотенца, а еще плели кружева, которые затем нашивали по подолу и на рукава одежды. На севере преимущественно работали с кожей, обрабатывали замшу и валяли из овечьей шерсти обувь — подобие русских валенок. А еще вязали из шерстяных ниток носки и варежки с яркими узорами.
Вязали из красных, оранжевых, васильковых, ярко-зелёных и жёлтых ниток, которые перед этим окрашивали вручную. Цвета складывались в узоры.
Они преимущественно геометрические, но в этих рисунках можно распознать схематичные изображения сорочьей лапки, рога оленя или барана, оконной рамы, гребня.
goskatalog.ru
Одежда детская (парка). Шерсть, кожа. Конец XIX — начало XX века.
Российский этнографический музей.
goskatalog.ru
Наволочка на подушку. Хлопчатобумажная ткань. Начало XX века. Лицевая сторона украшена вышивкой. Косые полоски вышиты красными нитками.
Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник.
В деревнях традиции народного творчества живы до сих пор, но и в городах открываются отдельные гончарные мастерские и целые дома ремесел, где детей и взрослых обучают художественной обработке дерева и бересты, ткацкому и гончарному ремеслу, вязанию.
Сохраняют коми и устную культуру: согласно переписи 2010 года, на языке коми говорит чуть более 150 тысяч человек. А бабушкины колыбельные, часто импровизированные, хранят не только языковые, но и другие народные знания — например об устройстве младенческой люльки.
collection.ethnomuseum.ru
Рукавицы женские. Цветная пряжа (шерсть). Конец XIX — начало XX века.

Рукавицы связаны из шерстяной пряжи разных цветов, украшены геометрическим орнаментом.
Российский этнографический музей.

Колыбельная

Эту колыбельную в мае 1959 года записал в селе Краснобор от Анны Людвиговны Каневой выдающийся фольклорист и специалист по коми Анатолий Константинович Микушев. Родной язык Надежды — коми-пермяцкий, однако для нашего проекта она согласилась спеть колыбельную на ижемском наречии коми-зырянского языка.

коми колыбельная

На коми
На русском
 Баю да баю, Колюшка мой спит!
 Поспи да поспи, бабка тебя качает,
 Бабка тебя качает да на железном кольце.
Спит мой маленький, спит мой хорошенький!
Бабка тебя качает на березовом оцепе,
Бабка тебя качает на черемуховом лучке.
Спит ведь мой Колюшка,
Спит ведь мой маленький внучек.
Баю да баю, маленький, спи.
В еловой я, бабка, тебя милого, качаю колыбели,
Из оленьей шерсти, бабка, милого качаю да на перине,
Баю да баюшки.
На пуховой, бабка, качаю да на подушке из птичьего пуха,
Спит ведь мой маленький внучек.
В ситцевой, красивой, бабка, тебя милого, качаю в пеленке,
Спит ведь мой маленький внучек.
Под соболиным милого я, бабка, качаю под одеялом из овечьей шкуры,
За английской красивой я, бабка, качаю тебя за занавеской.
Спи уже, мой маленький внучек,
Спи уже, мой дорогой.
Баю да баю да, Колюшко менам узе!
Узьлы да узьлы да, бабе жалес качайта.
Бабе жалес качайта да железнэй кольча йылын.
Узе менам жале да узе менам буре!
Бабе жалес и качайта да кыдз пу лайканыс и помын,
Бабе жалес и качайта нöшта нин да льöм пу лучки йылын.
Узе вед менам да Колюшко,
Узе вед менам да дзоля нукыс.
Баю да баю да, дзоляэ, узьлы.
Коз пу бабе жалес нин качайта да потаныс пытшкын,
Кöр гöн бабе жалес качайта да перина вылын,
Баю да баюшки.
Пöтка гöн бабе жалес качайта да небыд подушка вылын.
Узе вед менам дзоля нукэ.
Ситеч мича бабе качайта пеленича пытшкын,
Узе вед менам дзоля нукыс.
Соболинöй бабе жалес качайта да ыж ку öдьдяла улын,
Аглицкей мича бабе нöшта качайта да завесыс и улын.
Узьлы нин, дзоля нуке,
Узьлы нин, мадаэ!
Железное кольцо здесь не только реалия, но и метафора прочной основы, на которой всё держится. Оцеп — длинная берёзовая жердь, на конце которой с помощью берёзовых веток-лучков подвешивается колыбель. В колыбели — мягкая и теплая оленья шерсть и пуховая подушка.
И обязательно — самые красивые иностранные ткани (в оригинале — «агличкей», то есть английские). Саму колыбель делали из ели или сосны, и раскачиваясь, она скрипела — этот скрип как музыкальная мелодия задавал тон песне.

Подробнее о колыбельной в спецпроекте наших друзей из просветительского проекта Arzamas.
Алиса, включи коми колыбельную*
Исполняет Надежда Мусатова, лидер фолк-группы «Шай-Май»
Надежда Мусатова: «К сожалению, мама моя не пела мне колыбельных. Но у нас дома стоял проигрыватель, на котором перед сном нам включали пластинки с классической музыкой, сказками, детскими песнями. Зато я пою колыбельные своим детям, как на русском, так и на коми-пермяцком языках, а они уже с удовольствием мне подпевают».

Познакомьтесь поближе

Сыктывкар

На берегу реки Вычегды стоит Сыктывкар (бывший Усть-Сысольск), это столица Республики Коми.
Городские коми не слишком придерживаются традиций предков (хотя капусту до сих пор солят как встарь).
Познакомиться с культурой этого народа ближе можно в Национальном музее Республики Коми.
Отели в Сыктывкаре
с кешбэком до 10%
Национальный музей Республики Коми
Как это часто бывает с национальными музеями республик, этот музей появился по инициативе местной интеллигенции и возник на базе небольшой коллекции предметов этнографии и археологии.
Сегодня в нем 250 тысяч экспонатов, но особенно интересна этнографическая экспозиция: через предметы одежды и быта выстроен весь жизненный путь мужчины и женщины коми, от ухаживания до свадебных обрядов, рождения и воспитания детей.
Яндекс Карты
Отдельное место занимает тема охоты: метафизический жизненный путь человека это еще и охотничья тропа, на которой главный герой расставляет силки для зверей. Прогулки среди экспонатов музея помогают отключиться от привычной современной жизни и погрузиться в быт древних жителей этих мест.
улица Коммунистическая, 2
(отдел этнографии).
Парк имени Кирова и памятник букве Ö
Парк, расположенный вдоль реки Сысола в Сыктывкаре, может и не слишком примечательный, зато аккуратный и как правило немноголюдный. В жаркую погоду здесь хорошо укрыться в тени деревьев, а осенью — полюбоваться золотыми кронами берез и лип.
Низкие берега обрамляют голубую ленту реки, и это тем более красиво смотрится там, где Сысола делает резкий поворот, а потом полностью скрывается из вида. Насладившись тишиной и уединением, выходите на улицу Бабушкина.
Яндекс Карты
Она упирается в огибающую парк улицу Кирова. Там во дворе жилого дома можно обнаружить памятник одной из букв алфавита коми, букве Ö. Двухметровая серая глыба стоит напротив дома культуры Коми.
парк Культуры и отдыха
имени Кирова.

         А где поесть?

В современных городских ресторанах традиционные блюда из мяса диких животных и птиц — редкость, зато в меню почти наверняка найдутся суп из щуки, маринованные грузди и шаньги с брусникой. Попробовать местную кухню можно и в этнопарке, где не только накормят, но и расскажут о тонкостях приготовления того или иного блюда.
Яндекс Карты
«Спасский»
Нагулявшись по музейным залам, отправляйтесь отведать блюда национальной кухни коми, например, в ресторан «Спасский», что неподалеку. Здесь стоит заказывать блюда из дичи. Например, отварную лосятину с хреном или оленину с брусникой, а то и сливочную уху с лососем. И обязательно — пирожки шаньги, с ягодами, творогом, крупой или картошкой на выбор. Иногда ресторан выступает площадкой для гастрономических фестивалей, например, фестиваля финно-угорских народов «ШаньгаФест», котрый проходит в августе. Это хорошая возможность попробовать редкие блюда, которые теперь почти не готовят.
улица Советская, 22
«Ресторан Ижма» / Вконтакте
«Ижма»
В ресторане «Ижма» под национальные блюда отданы целых две страницы меню. Сюда хорошо приходить компанией — чтобы за один раз попробовать побольше. Начните с закусок, например, с ассорти из оленины (колбаски и сырокопчёное мясо), потом — суп, например, грибной тшака шыд, и горячее — например, щир чери (щука с картошкой). По вечерам здесь бывает шумно, зато если прийти в обед, распробовать дичь и северную рыбу можно в спокойной обстановке, в тишине и уединении. К тому же интерьер — бревенчатый сруб с деревянными столами и резными стульями — к этому располагает.
улица Колхозная 65/1, стр.1
komiinform.ru/
«Финноугория»
«Финноугория» — кафе при этнопарке в селе Ыб, и кухне коми здесь уделяют особое внимание. Например, здесь можно взять запечённую в сливках сёмгу по-коми, а еще — шаньги, рыбник или другую традиционную выпечку под аккомпанемент солёных груздей. В 2020 году интерьер кафе обновили, и он запестрел яркими красками: оранжевый цвет олицетворяет морошку, бордовый — клюкву, зелёный — мох. Есть и другие отсылки к культуре коми. Например, оконные карнизы сделаны как традиционные коньки крыш северных изб, а некоторые блюда подают в глиняной посуде местных гончаров. В теплую погоду можно сесть на веранде и насладиться кухней в приятном соседстве с живой природой.
Сыктывдинский район, село Ыб, местечко Сёрд, 19

НЕ ТОЛЬКО сыктывкар

Финно-угорский этнокультурный парк
Чуть меньше часа на машине из Сыктывкара, и вы в селе Ыб, где находится Финно-угорский этнопарк. Здесь можно не только погрузиться в сельский быт коми — обойти подворье, поваляться на сеновале, — но и многому научиться.
Например, испечь ржаные шаньги, а еще — сделать музыкальный инструмент из борщевика и душистую куклу-травницу. Разбираться в целебных травах тоже научат.
Алексей Гусев / Фотобанк Лори
После этого, гуляя по лугам, можно будет попробовать разыскать похожую на цветы земляники лапчатку, розово-фиолетовый ятрышник, синий василёк и увезти целебный букетик с собой — в память о путешествии.
Сыктывдинский район, село Ыб, местечко Сёрд, 19
Мастерская «Югыд-арт»
«Югыд-арт» — семейная мастерская, где умельцы прядут шерстяную нить, а потом вяжут из нее свитера с традиционными коми-орнаментами.
У мастерской два адреса — один в Сыктывкаре (там можно купить свитер и попасть на мастер-класс), второй — примерно в часе езды от столицы: в посёлке Аджером.
boomstarter.ru
Здесь можно посмотреть, как в зелёных лугах пасутся пушистые овцы, попробовать самостоятельно прочесать и спрясть шерстяную нить, повязать на прялке XIX века да и просто погулять, вдыхая густой аромат сосен. А если приедете с середины июля по середину августа, можно собрать немного шишек — из них в мастерской научат делать вкуснейшее варенье. Мастерская принимает с мая по сентябрь, но нужно записываться по телефону.
посёлок Аджером, улица
Сосновая, 27

   коми сувенир

Коми верили, что соль защищает от сил зла, и хранили её в деревянной солонке-ладье в форме уточки.
Утка — тоже птица-защитница, а во время свадебного обряда невесте дарили такую солонку как символ продолжения рода. Сегодня это еще и красивый сувенир, в котором можно хранить не только соль, но и конфеты или другие мелочи.
Поставьте уточку на видное место, чтобы почаще касаться ее гладких деревянных боков: вдруг древние духи и правда защищают от зла и даруют немного тишины и покоя?
russia.travel
Купить уточку и другую деревянную утварь можно в одной из сувенирных лавок города, например, в магазине «Зарнипас», который держат местные умельцы.
Забронировать отель с кешбэком 10% баллами Плюса и отправиться на поиски спокойствия в культуру коми можно на Яндекс Путешествиях**
Найти отель
*Доступно при наличии подписки Яндекс Плюс. Условия: https://clck.ru/S2yGv
**Баллы начисляются при наличии подписки Яндекс Плюс: https://clck.ru/S2yHV. Не более 3000 баллов за одно бронирование. Баллы не являются денежными средствами.
0+