алтайцы

Где живёт принцесса, которой две с половиной тысячи лет, зачем подкармливать огонь и что будет, если «на земле находящиеся болезни исчезнут». Отправляемся на Алтай: в мистическую страну гармонии и красоты.

ОБ АЛТАЙЦАХ

Алтай —  «золотые горы», древнее название горного массива, тянущегося из Южной Сибири в Монголию и Китай.
Российский Алтай делится на два региона: горная Республика Алтай и более равнинный Алтайский край.
Здесь шелестят кедровые леса и падают со скалистых утёсов шумные водопады. Алтайские народы живут в этих горах, а также в близлежащих лесах и на равнинах Южной Сибири очень давно.
 goskatalog.ru
«Алтайцами» (по данным 2010 года, в России их немного менее 80 тысяч) принято называть не только собственно алтайцев (алтай-кижи), но и родственные им народы: теленгитов, тубаларов и челканцев. Кроме них, в Республике Алтай и соседних областях можно встретить кумандинцев и телеутов, которых сейчас принято считать  отдельными народами. В реальности же культура и верования кумандинцев и теленгитов настолько близки алтайским, что зачастую их тоже причисляют к алтайцам.
Народы Алтая неоднородны с точки зрения быта и образа жизни. В южных районах, ближе к границе с Монголией, это люди горной степи — скотоводы и (когда-то) конные воины.
Севернее — скорее таёжные охотники, которые также издревле ловили рыбу, собирали растения и грибы, немного занимались земледелием и бортничеством.
Несмотря на все различия алтайских народов, их объединяет общая культура, а также необычная система верований, традиций и обычаев — Алтай дьянг.
 goskatalog.ru
Все веры объединяет одно: благополучие Алтая, алтайцев, а заодно России и всей Земли зависит от того, насколько успешно человек может договориться с природой, её божествами и духами. Такое представления о балансе и гармонии между мирами — общая черта всех разновидностей алтайской веры.
Очень упрощённо можно сказать, что она делится на три ветви: шаманизам (кара дьянг или «чёрная вера»), бурханизм (ак дьянг или «белая вера») и буддизм (сары дьянг или «жёлтая вера»). Шаманы путешествуют между мирами и приносят духам жертвы, бурханисты обращаются к верховному духу Алтай Кудаю и множеству других духов посредством бескровных подношений, буддисты совершают свои собственные ритуалы.
Хотя Алтай принимает гостей круглый год, самое комфортное время для путешествия — с начала мая по конец октября. Особенно хорошо здесь в середине лета, когда тепло и мало дождей, поэтому открыты все высокогорные маршруты. Если получится, стоит подгадать приезд к национальному празднику Эл-Ойын, который отмечают каждый чётный год в июле.
На протяжении трёх дней в разных местах Алтая проходят театрализованные представления, выступления кайчы (певцов горловым пением) и «всенародные игры»: скачки, национальная борьба куреш, состязания силачей кодургеташ и мастеров владения плетью камчи, турниры по алтайским шашкам шатра и ещё немало интересного.

          Традиции и кухня

Согласно алтайским верованиям, мир населяет множество духов: гор, тайги, огня, перевалов, священных источников — аржанов, озёр и рек.
«Дзен-дец» / Яндекс Дзен
Даже сегодня, разжигая огонь, в него иногда бросают кусочки мяса или хлеба. И наоборот, плевать в костёр или сжигать в нём мусор категорически нельзя — это всё равно что осквернить святыню. Общение с духами — важная составляющая традиционной алтайской культуры, в некоторой мере сохранившаяся и до наших дней.
Первое, что замечают многие туристы, — разноцветные ленточки на деревьях. У этого древнего обряда достаточно строгие правила. Суть ритуала заключается в поклонении духу — ээзи.
Такой дух, как правило, связан с горой, поэтому подходят лишь деревья, которые растут на горных вершинах или перевалах: берёза, кедр или лиственница. Дерево должно быть большим, а лента (кыйра или дьалама) — новой, причём не купленной и не отрезанной, а оторванной узкой полосой от большого, ритуально чистого куска материи.
zmeinogorsk.ru
Значение имеет и цвет ленты (чаще это белый — цвет молока, то есть жизни), и способ завязывания: неправильным узлом можно навлечь на себя несчастье. Разобраться во всех тонкостях может лишь коренной житель Алтая, поэтому самостоятельно завязывать кыйра не стоит: хотя бы потому, что это неуважение к духу — пусть даже и по незнанию. Лучше просто остановиться, помолчать и посмотреть вокруг в тишине и покое.
Набор продуктов на Алтае всегда зависел от его образа жизни. У северных алтайцев, которые жили в тайге, в ходу было мясо диких животных, рыба, грибы, ягоды, кедровые орехи и мёд.
Южные алтайцы питались как жители степи: мясом, кобыльим молоком (из которого со временем научились делать разные виды сыров) и диким, а потом и окультуренным, ячменём. И те, и другие очень любят травяной чай, который восполняет нехватку витаминов. Но главный суперфуд Алтая — талкан. Он помогает восстановить силы, повысить концентрацию и выносливость.
Талкан делают обжаривая, а затем растирая ячмень: получившийся порошок добавляют в самую разную еду, от чая до сгущенки. А ещё из него делают конфеты: талкан смешивают со сметаной, мёдом и кедровыми орехами, а затем скатывают в шарики. Вот ещё несколько блюд, которые стоит попробовать на Алтае:
«2X2TRIP» / Яндекс Дзен
Кочо — суп из ячменя. В наваристый бульон из бараньего или говяжьего мяса на кости засыпают ячменную крупу и дикие травы, лук-батун, чеснок и толчёный Марьин корень, который заменяет чёрный перец. Мясо подают на блюде, а бульон — в пиалах. Наваристый кочо сопровождает алтайца всю жизнь: его едят часто, без особого повода.
dairynews.today
Быштак — так называют мягкий сыр на основе чегена (особым образом сквашенного кипячёного молока). Быштак — быстрый сыр: чеген смешивают со свежим молоком, после чего оставляют под прессом на пару часов. Готовый быштак режут большими ломтями и едят с мёдом. Он нежный, питательный и напоминает творог.
Кан — это колбаса из свежей бараньей крови, к которой добавляют молоко и дикий чеснок. Темно-розовую жидкость заливают в кишку, завязывают с двух сторон, опускают в горячую воду и варят. Готовый кан нарезают кусками и едят горячим, обычно по большим праздникам. Кровяная колбаса считается деликатесом.

Народное творчество

Алтайский символизм и близость к природе ярко проявляются в традиционной одежде. Сегодняшние алтайцы чаще носят обычные свитера и футболки, однако зимой вместо вязаной шапки вполне могут надеть борук — высокую шапку из меха лисы или рыси, а вместо пуховика — алтайскую шубу тоон.
Свадьба или праздник редко обходится без чегедека — длинной одежды без рукавов и плечевого шва. Похожие облачения, похожие сразу и на тунику, и на халат, можно встретить у калмыков и других монгольских народов — это древняя одежда, дошедшая до наших дней со времён кочевых империй Великой степи.
Алтайские женщины носят чегедек поверх национального платья, мужчины же могут надеть поверх рубахи жилет или алтайский распашной чекмень — что-то вроде халата с широкими рукавами и большим воротником. И чегедек, и алтайская шуба, и чекмень часто покрываются знаками или орнаментами, из которых можно многое узнать про род, историю и верования владельца костюма. Например, женщины до сих пор иногда нашивают на чегедек кин — сумочки с кусочками пуповины детей.
Устное народное творчество алтайцев — не только сказки о том, как устроен мир, но и способ общения с миром духов. Яркие примеры — алкыши (обращения, подобные благословениям и молитвам других народов), а также шаманская мистерия.
Имитируя голоса животных и птиц, шаман (кам) мог петь свою песню по несколько часов, обозначая все этапы путешествия по мирам — верхнему и нижнему, — все встречи и откровения.
Черемисин Д. В. Несколько наблюдений над граффити Горного Алтая. Древнее искусство в зеркале археологии. К 70-летию Д.Г. Савинова [сборник]. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. С. 153.
Петроглифы Южного Алтая.
III — начало II века до н.э.

Это древнее изображение благородного оленя на памятнике Калбак-Таш — возможно, незаконченное. Вероятно, резные линии — эскиз, по которому затем ударной техникой должны были окончательно проработать рисунок.
goskatalog.ru
Шаманский бубен из Южного Алтая, 1951 год. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера)

Бубен — не просто инструмент, а вещественное выражение шаманской идеологии.
Бубны разных народностей имели разную форму. У южных алтайцев бубен был круглым и расписанным как внутри, так и снаружи — что было нетипично для их северных соседей. Размер бубна зависел от возраста шамана (чем он опытнее и старше, тем бубен больше). Алтайцы понимали бубен как ездовое животное, на котором шаман путешествует по мирам, поэтому на нём часто изображали оленя или его голову.

Колыбельная

Современные алтайцы всё так же верят в духов и почитают шаманов, а большинство жителей сёл знают родной язык — особенно в Южном Алтае.
Молодежь, которая уезжает учиться в Горно-Алтайск, тоже старается не терять связь с корнями. И хотя горы понемногу застраиваются, а в диких местах вырастают турбазы, связь алтайцев родной с землёй всё ещё очень крепка.
Детям традиции начинают передавать с самого рождения, с колыбельными песнями (кабай кожоҥ). Эта колыбельная была записана во время полевых экспедиционных сборов Института алтаистики им. С.С. Суразакова в 2017-2019 годах.

алтайская колыбельная

На алтайском
На русском
Детёнышу косули помогшая сделать первые шаги,
С двумя слоями каменная колыбель.
Нынешними нас вырастившая,
Матери-Алтая ручная колыбель.
Детёнышу марала помогшая сделать первые шаги,
С шестью слоями каменная колыбель.
Людей, нас вырастившая,
Алтая нашего ручная колыбель.
Элик чаабын телчиткен,
Эки кыпту таш кабай.
Эмди бисти öскӱрген,
Эне-Алтайдыҥ кол кабай.
Аҥныҥ чаабын телчиткен
Алты кыпту таш кабай,
Албаты, бисти öскӱрген,
Алтайыстыҥ кол кабай
Люди и животные в сознании алтайца неотделимы друг от друга, а Алтай — это каменная колыбель, вскормившая и тех, и других.

Вселенная у алтайцев многослойна, и раскачивая колыбель в комнате младенца, мама уподобляет её большой Алтай-колыбели и просит духов позаботиться о ребенке так, как те заботятся о детёнышах косули или марала.
Подробнее о колыбельной в спецпроекте наших друзей из просветительского проекта Arzamas.
Алиса, включи
алтайскую колыбельную*
Исполняет Байару Такшина
Байару Такшина: «Колыбельные песни передают культурный код народа через самобытную музыку и очень глубокий текст. Уверена, текст нельзя в точности перевести, и очень важно с детства через колыбельные впитывать культуру своего народа».

Познакомьтесь поближе

Горно-Алтайск — единственный город горного Алтая, но надолго здесь не задерживаются.
Большинство путешественников прямиком из аэропорта выезжают на живописнейший Чуйский тракт и отправляются в горы. На обратном пути сюда заезжают разве что на ночевку перед утренним рейсом, и напрасно — на город стоит отвести пару дней, чтобы уложить в голове все эмоции от природных красот.
Горно-Алтайск отлично подходит для спокойного отдыха: это очень чистый и зеленый город с панорамными парками, родниками и опрятной, хотя и неоднородной, архитектурой.
Отели в Горно-Алтайске
с кешбэком до 10%
Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина
Основанный в 1920 году музей занимает трёхэтажное здание, недавно отреставрированное. В экспозиции — сияющие минералы, украшения (накосницы из бусин и раковин каури) и предметы быта, редкие растения и животные Алтая (пятнистый олененок с длинными клыками, кабарга).
Самый популярный экспонат — мумия «Алтайской принцессы» (а скорее шаманки), обнаруженная при раскопках на плато Укок. Принцессе 2500 лет, а увидеть её можно только 4–5 дней в месяц, на растущую Луну (расписание есть на сайте музея).
krugloff / shutterstock.com
На верхнем этаже выставлены картины главного художника Алтая, Григория Гуркина. В своих картинах он воспел голубые горы, прозрачные озёра и изумрудные леса, которые обязательно нужно увидеть живьем.
улица Григория Чорос-Гуркина, 46
До ближайших сёл из города можно доехать на общественном транспорте, но чтобы увидеть Алтай по-настоящему, лучше позаботиться о машине.
Местные же и вовсе говорят, что всё самое интересное начинается там, где заканчивается дорога.
Манжерок — единственное тёплое озеро Алтая.
Когда-то здесь собирали водяной орех чилим и ловили рыбу, а по ночам разводили костры и готовили чай с дикими травами. Сейчас на берегу находится турбаза с кафе, пляжами и прокатом катамаранов, а на подъёмнике можно подняться в горы и побродить по тропинкам, вглядываясь в умиротворяющий эллипс озера с высоты. Озеро Манжерок находится в 37 километрах от Горно-Алтайска, у бывалых туристов считается заезженным местом, но именно отсюда многие начинают путешествие к горным вершинам.
Озеро Манжерок
Ворота Сартакпая
Так называют узкое скалистое ущелье после слияния рек Чемал и Катунь. Сартакпаем звали великана из алтайских легенд, который раскалывал горы, чтобы пустить через них реки.
В одну из гор он выстрелил медной трёхгранной стрелой: гора раскололась надвое, один осколок упал и разбился, а другой и сейчас высится над Катунью. Смотреть на ворота лучше всего с Козьей тропы, которая идет по западному склону горы Бешпек.
Ольга Шадрина / Яндекс Дзен
А чтобы услышать голоса реки, стоит спуститься вниз, посидеть на слоистых серых камнях и в величественном окружении гор ощутить себя в спокойной каменной колыбели Матери-Алтая.
Ворота Сартакпая
Историко-этнографический музей теленгитов Чуи
Этот музей основал Край Адарович Бидиров — учитель алтайского языка в селе Кокоря — а многие экспонаты собраны его односельчанами.
Здесь есть — лук и стрелы воина гунно-сарматской эпохи, украшенное серебром старинное седло, детские игрушки-зверушки, стела с древнетюркской руникой.
visit-altairepublic.ru
Жемчужина коллекции — настоящий аил, где в центре горит очаг, а дверью служит спускающееся с крыши войлочное одеяло. Внутри, в закутанной в войлок тишине, можно перевести дух на деревянных топчанах   вдохнуть запах арчына — горного можжевельника, который алтайцы используют в своих обрядах.
село Кокоря, Октябрьский пер., 15
Петроглифы урочища Калбак-Таш
Маралы, козлы, дикие быки, медведи и фантастические хищники — пять тысяч наскальных рисунков охватывают огромный период, начиная с позднего неолит-энеолита (конец V—IV вв. до н.э.) и заканчивая тюркской эпохой (VI—X вв. н.э.). Некоторые из рисунков объяснить невозможно: кто-то даже видит здесь инопланетян и космические корабли.
Есть здесь и камни, исписанные древнетюркскими рунами. Многие из них учёным удалось прочитать, однако перевод порой оказывается загадочнее инопланетных петроглифов. Вот, например: «Если на земле находящиеся болезни исчезнут, на вечной земле находящиеся придут в замешательство».
Starover Sibiriak / shutterstock.com
Чтобы спокойно поразмышлять над всем этим, отправляйтесь в этнодеревню Таш-Батыр (село Чуйозы) в 10 километрах от Каблак-Таша. Там можно передохнуть и попробовать местные блюда.
этнодеревня Таш-Батыр
Цветные горы Кызыл-Чина
В красном ущелье Кызыл-Чин можно снимать кино про Марс. Древние глины с примесью песчаника и известняка лежат ровными цветными полосками: жёлтая, красная, оранжевая, зелёная. Горы — как ломти слоёного пирога.
Здесь можно разбить палатку или остановиться на базе отдыха и провести день или два. Если идти от красных гор вверх по течению реки Кызыл-Чин, выйдешь к заброшенной штольне, а поднявшись на гребень горы, натыкаешься на вырезанные в камне алтайские петроглифы.
Кое-где встречаются заключённые в прямоугольник россыпи камней. Это курганы, поминальные оградки древних тюрков. История разных культур и народов наслаивается здесь друг на друга не хуже горных пород.
Марсианские горы
Плато Укок
Укок стал известен в начале 1990-х годов, когда здесь нашли «Алтайскую принцессу», и почти сразу на раскопки ввели мораторий. Для алтайцев это место священно: здесь проходит граница между мирами, где прекрасные пастбища, привлекавшие в древности на зимовку кочевые народы, за горизонтом отходят верхнему миру, в который вход земному человеку закрыт.
Кричать здесь — святотатство, но если вести себя тихо, можно увидеть как над головой кружит редкая белая бабочка с чёрными пятнами (аполлон) или притаился в голубых цветах живокости пушистый манул — тоже краснокнижный. Укок — одно из самых труднодоступных мест Алтая.
Подъезды свободны от снега лишь с конца июля по конец августа, но и в эти месяцы дожди могут размыть дорогу так, что не проедешь. Согласно поверью, плато не пускает тех, кто не готов на нём побывать. Турбаз в округе нет, а для въезда на территорию нужно получить пропуск.
Плато Укок

         А где поесть?

Традиционную алтайскую кухню нужно искать в деревнях: ресторанам она обходится слишком дорого.
Например, чтобы приготовить колбасу кан, нужен только что убитый баран, а чтобы сделать каазы (отварную лошадиную кишку с приправами) понадобится целая лошадь. Некоторые городские рестораны предлагают более бюджетные вариации традиционных блюд и готовят ту еду, что можно сделать из заготовок, например супы.
Местный сыр легко найти в магазинах при турбазах. Молоко и творог — купить у частников. Мёд тоже: пасечники выставляют банки вдоль дороги. По предварительной договоренности на турбазах можно попросить о дегустации национальных блюд или вообще поехать в гастро-тур: в последнее время этот вид путешествия по Алтаю становится особенно популярным.
Яндекс Карты
Ресторан «Типография»
Когда-то в здании был переплётный цех городской типографии, а сейчас уютный лофт: кирпичные стены, деревянные полы, массивные двери и панорамные окна, старый типографский станок. Ресторан специализируется на сибирской кухне, но можно обнаружить и алтайские блюда. Возьмите, например, каардак курай — это баранина, говядина или марал, жареные с картошкой и луком — или закуску из таежного папоротника с жареной говядиной и кедровыми орехами. И обязательно с теертпеком, алтайской лепешкой, приготовленная в печи. Здесь её подают по аналогии с пиццей — с соусом и начинками.
Горно-Алтайск,
Коммунистический пр., 35
altai-shishka.ru
Ресторан «Шишка»
Ресторан при одноименном парк-отеле на берегу реки Катунь за поселком Манжерок. В хорошую погоду всё залито светом — за панорамными окнами голубая река и взбегающие по горам сосновые леса. Здесь готовят преимущественно из местных продуктов: алтайской говядины, оленины, утки, грибов, ягод, местных сыров и высокогорного мёда. Можно взять, например, борщок с мочёной брусникой, ростбиф из алтайской говядины под еловым кремом или тартар из мяса оленя с солеными груздями. Каждое блюдо — как изумительно красивая картинка.
Чуйский тракт 478 км,
парк-отель «Шишка»

алтайский сувенир

Из путешествия по Алтаю везут мёд и кедровые орехи, но лучше взять лакомство под названием чок-чок (или ток-чок).
gastronom.ru
Делают его так: жареные кедровые орехи перемалывают в ступке с талканом и замешивают в мёд. Из этой массы скатывают шарики (самая популярная форма ток-чока) или лепят фигурки животных. Традиционно в лепке участвуют дети — получается и весело, и вкусно. Ток-чок похож на козинаки и есть его надо обязательно с чаем.
Забронировать отель с кешбэком 10% баллами Плюса и отправиться на поиски спокойствия в культуру алтайцев можно на Яндекс Путешествиях**
Найти отель
*Доступно при наличии подписки Яндекс Плюс. Условия: https://clck.ru/S2yGv
**Баллы начисляются при наличии подписки Яндекс Плюс: https://clck.ru/S2yHV. Не более 3000 баллов за одно бронирование. Баллы не являются денежными средствами.
0+