Как сократить расходы и не потерять в качестве: советы отельера
Учебник

Как сократить расходы и не потерять в качестве: советы отельера

Анастасия Петрова
Анастасия Петрова

Рентабельность — главный показатель успешности отеля. По статистике, озвученной в феврале 2024 года на сессии Российского союза туриндустрии, доходы российских гостиниц растут: в 2023 году — на 15% по сравнению с 2022 годом. Но расходы растут быстрее: 17% в 2023 году по сравнению с 2022-м.

Оптимизация расходов — самый логичный способ повысить рентабельность отеля. Но грубый подход к экономии может нанести серьёзный ущерб репутации гостиницы, разочаровать постоянных гостей и даже привести к потере бизнеса. 

Рассказываем, как оптимизировать расходы и сделать это незаметно для гостей. Детально разобраться в теме помог эксперт в гостиничном бизнесе Дмитрий Гладков.

Эксперт в операционном и ресторанном менеджменте и сервисе. Отельер с двенадцатилетним опытом в индустрии гостеприимства, работал в том числе в международных отелях. Генеральный менеджер Riviera Sunrise Resort & SPA 5*

Дмитрий Гладков
Дмитрий Гладков

Когда и зачем сокращать расходы на содержание гостиницы

Мониторинг расходов — важная часть ведения любого бизнеса, требующая системного подхода. Не стоит дожидаться кризиса, как раз наоборот — регулярный аудит и грамотная оптимизация помогут избежать таких ситуаций.

«Проведение полного аудита расходов обычно рекомендуется минимум раз в год. Более частые проверки помогут выявить изменения в закупочных ценах, потребительском спросе и другие тенденции, влияющие на операционные издержки.

В идеале, оптимизация расходов должна стать частью бизнес-культуры и осуществляться как непрерывный процесс».

Дмитрий Гладков
Дмитрий Гладков
Эксперт

За примерами не нужно ходить далеко. Всем известны вызовы, с которыми пришлось столкнуться отельерам с 2020-го по 2022-й годы. Это и пандемия, и уход с российского рынка сервиса бронирования Booking. По словам президента Российской гостиничной ассоциации Геннадия Ламшина, пережить коронавирусные времена было легче тем, у кого хватило «подушки безопасности», а также тем, кто смог креативно подойти к решению проблемы: размещал на отдых по себестоимости врачей или предоставлял номерной фонд под карантин.

Не пережили пандемию, в первую очередь, гостиницы, не имеющие пространства и возможностей для сокращения расходов и предоставления неконтактных услуг. По данным Росстата, в 2019 году в России было 28 302 зарегистрированных коллективных объекта размещения, а в 2020-м — 27 328.

График количества размещённых гостей в России с 2011 по 2022 год.

График количества размещённых гостей в России с 2011 по 2022 год. На схеме чётко видно падение в период пандемии. Скриншот с сайта rosstat.gov.ru

Чтобы держать дела в порядке, стоит подходить к расходам организованно и анализировать их по направлениям:

  • налоги и аренда;
  • заработная плата и содержание сотрудников;
  • закупки;
  • маркетинг и продвижение;
  • энергопотребление.

Некоторые расходы, например налоги, невозможно сократить, а оптимизация других может отразиться на качестве сервиса. Какие же затраты действительно можно снижать? Самая очевидная строка расходов под оптимизацию — зарплаты сотрудников и коммунальные платежи. 

Как современные технологии помогают сокращать расходы

В современном бизнесе тот, кто не использует все возможности технологий, теряет многое. Согласно результатам опросов, каждая вторая компания туристической отрасли в России ощутила благоприятное влияние цифровизации.

Разнообразные системы и приложения помогают продвигать отель, полностью цифровизировать бронирование, автоматизировать операционные процессы, управлять доходами и счетами. Всё это освобождает время сотрудников — они могут уделять больше внимания гостям. Но главное, хорошо цифровизированный отель требует меньше рук, а значит — меньше работников.

«Для отеля одна из значительных статей расходов — затраты на персонал. Это зарплаты, налоги, отпускные и премии, ДМС, питание и униформа, иногда — содержание общежития для сотрудников. Полный список гораздо длиннее. Чтобы оптимизировать эти расходы, помимо прочего нужно вложиться в автоматизацию, что возьмёт на себя рутинные задачи, освободит время сотрудников и тем самым сократит количество необходимого персонала».

Дмитрий Гладков
Дмитрий Гладков
Эксперт

Системы и IT-решения, помогающие отелю экономить и привлекать клиентов

Внедрение современных технологий потребует вложений, но в итоге такие решения сокращают расходы, существенно снижают вероятность ошибок и расширяют возможности для привлечения новых гостей.

CRM-система, интегрированная с PMS-системой. Customer Relationship Management — это инструмент для взаимодействия с клиентами, а Property Management System — облачный сервис для управления собственностью. 

В сочетании эти системы позволяют хранить данные о клиентах, автоматизировать управление бронированиями сразу на нескольких площадках, делать рассылки, формировать счета и ссылки на оплату, управлять системой электронных замков отеля и многое другое. По сути, это полноценный центр управления гостиницей.

Online-площадки бронирования. Зарегистрировавшись на online-площадках бронирования, таких как Яндекс Путешествия, можно значительно увеличить заполняемость. 

По данным исследования, которое провели аналитики платформы гостиничного бизнеса TraveLine в сентябре 2023 года, напрямую отели бронируют 44,3%. Остальные пользуются агрегаторами, среди которых лидируют Яндекс Путешествия.

Системы регистрации или паспорт-менеджеры. Системы самообслуживания, автоматизирующие регистрацию гостей, и даже умные сканеры для документов серьёзно разгружают службу размещения. Кроме того, внедрение таких инструментов ускоряет заселение гостей, чем сильно повышает настроение.

Мобильные приложения для гостей. Упрощают коммуникацию и выводят общение с гостями на новый уровень. В наше время мессенджеров многим гостям (особенно поколениям миллениалов и зуммеров) проще делать заявки без контакта с сотрудниками напрямую. В мобильных приложениях можно создать заявки на еду в номер, услуги прачечной и даже экскурсии. 

В то же время через приложения можно отправлять гостям пуши с информацией об акциях и скидках, да и просто напоминать о себе.

Коммуникация с гостями в полностью цифровизированных отелях происходит через мобильное приложение — сотрудники приходят на помощь в случае необходимости.

Коммуникация с гостями в полностью цифровизированных отелях происходит через мобильное приложение — сотрудники приходят на помощь в случае необходимости. Фото: Отель ApeironSpace.

На сколько системы автоматизации сокращают расходы

Системы автоматизации процессов позволяют в первую очередь снизить затраты на организацию заселения и размещения гостей. Но многое зависит от того, сколько вы уже тратите на зарплаты сотрудников. Кроме того, экономить мешает инфляция.

«В зависимости от сферы, в которой автоматизация применена, — она может помочь сократить расходы до 50%. Но на самом деле оценить сложно из-за инфляции, а также смежных нюансов. Например, если нам удалось сократить количество персонала СПиР, которое нужно для полноценного функционирования службы, мы можем вообще ничего не сэкономить. Потому что вместо нужных 10 человек у нас было всего 5, и мы по факту просто уменьшили нагрузку, которая легла на персонал из-за дефицита кадров. Однако, если бы дефицита не было, то мы бы значительно сократили затраты».

Дмитрий Гладков
Дмитрий Гладков
Эксперт

Тотальная цифровизация или живое общение

В России успешно существуют отели, в которых гости не контактируют с сотрудниками, а порой даже не видят их. Но такой сервис подходит далеко не всем. Особенно сложно его принять консервативному поколению. Однако дело не только в возрасте и жизненном опыте гостя. Есть ещё несколько аргументов в пользу присутствия администраторов и сотрудников ресепшн:

  • Гости не чувствуют себя «брошенными». Присутствие сотрудников отеля на привычных рабочих местах даёт гостям ощущение защищённости, осознание того, что им помогут в любой ситуации.
  • VIP-обслуживание. Гости, которых встречают и провожают сотрудники, чувствуют себя особенными и значимыми для отеля. Дружелюбный, предупредительный и вежливый персонал повышает репутацию отеля.
  • Источник информации о локации и рекомендаций «живого человека». Специалист ресепшн для гостей отеля не просто работник гостиницы. Для путешественников он часто становится гидом, который посоветует, где вкусно поесть в городе и куда сходить на экскурсию.

Тотальная цифровизация подойдёт капсульному проекту или бизнес-отелю, ориентированному на командированных сотрудников. А вот курортным гостиницам и пятизвёздочникам стоит ориентироваться на гибрид, в котором цифровые системы будут дублировать функции сотрудников.

«Личное взаимодействие на ресепшн может быть важной частью гостевого опыта, особенно в бутик-отелях и отелях высокого уровня, где внимание к деталям и индивидуальный подход высоко ценятся. 

Многие крупные гостиницы выбирают гибридный подход, предлагая как самостоятельную регистрацию, так и традиционный ресепшн, чтобы удовлетворить различные предпочтения гостей».

Дмитрий Гладков
Дмитрий Гладков
Эксперт
В крупных курортных отелях сотрудники ресепшн не только встречают и регистрируют гостей, но и рассказывают об услугах, дают рекомендации, отвечают на вопросы гостей.

В крупных курортных отелях сотрудники ресепшн не только встречают и регистрируют гостей, но и рассказывают об услугах, дают рекомендации, отвечают на вопросы гостей. Фото: Riviera Sunrise Resort & SPA

Зачем вкладываться в обучение сотрудников

Обученных сотрудников нужно меньше, чем необученных. Квалифицированные работники быстрее решают задачи, совершают меньше ошибок и знают, как вести себя в конфликтной ситуации. 

Сотрудники — лицо гостиницы, именно они формируют первое впечатление. Опытный обученный сотрудник не теряется в сложных ситуациях, он более стрессоустойчив и знает, как выстроить общение даже с самым привередливым гостем.

Вкладываться стоит ещё и потому, что найти квалифицированных работников становится всё сложнее. По данным сервиса HH.ru, в январе 2024 года количество вакансий в сфере туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса возросло на 48% по сравнению с прошлым годом, резюме же стало меньше на 8%. Иными словами, отрасль испытывает дефицит кадров, в первую очередь линейных сотрудников.

Количество вакансий в сфере туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса возросло на 48% относительно января 2023 года.

Количество вакансий в сфере туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса возросло на 48% относительно января 2023 года. Скриншот с сайта headhunter.ru

Обучение сотрудников сегодня — надёжный способ сформировать и вырастить высококлассную команду. Есть несколько способов это сделать: можно направить сотрудников на курсы повышения квалификации и тренинги, организовать обучение прямо на базе гостиницы, наняв в штат специалиста. Уровень погружения зависит от бюджета и целей. Иногда достаточно дать сотрудникам базовые знания о работе.

«В штате нашего отеля есть специалист по обучению, который разработал программу погружения для новичков и внутренних стажировок, что позволяет давать им хорошую базу для работы. Это положительно сказывается как на общей атмосфере в команде, так и на отзывах гостей, которые получают неизменно высокий сервис».

Дмитрий Гладков
Дмитрий Гладков
Эксперт

Цели, которых можно достичь обучением сотрудников:

  • снижение количества ошибок, в том числе приводящих к финансовым потерям;
  • уменьшение необходимого количества линейных сотрудников;
  • повышение уровня сервиса, как следствие — рост продаж услуг.

В вопросах экономии, конечно, нельзя обойти тему аутсорсинга. Однако наш эксперт убеждён: такие сотрудники обходятся дороже, а контролировать качество их работы сложнее.

«Эффективнее для гостиничного комплекса всегда будут обученные вами собственные сотрудники. Аутсорс дороже на 30–40%. Например, смена собственной горничной стоит 1800 ₽, а компания возьмёт с вас 3200 ₽, при этом сама горничная получит всё те же 1800 ₽, остальное забирает компания. Кроме того, аутсорс-сотрудники ненадёжны, и если нужно выдерживать высокий, стабильный уровень качества — этого маловероятно добиться с сотрудником, который пришёл вчера и уйдёт сегодня или завтра». 

Дмитрий Гладков
Дмитрий Гладков
Эксперт

Круглогодичный отель может использовать гибридный формат работы: например, нанимать на аутсорс сотрудников для организации банкетов и мероприятий. А вот у сезонной гостиницы может просто не оставаться выбора: при дефиците кадров сложно собирать штат на три-четыре месяца.

Как оптимизировать расходы на закупки

Это один из самых сложных вопросов. Грамотная организация закупок требует постоянного анализа и мониторинга возможных альтернатив. Такую задачу проще решать гостиницам, в которых есть специальный отдел снабжения. В небольших отелях закупками часто занимается сам руководитель, а значит, мониторинг расходов тоже ложится на него.

Схема работы по оптимизации расходов в закупках в целом выглядит так:

  • Фиксируйте расходы по каждому наименованию и типу товаров: продукты, расходные материалы, гостевые принадлежности, наполнение номеров. Ведите отчёты в Excel — составьте структурированный каталог.
  • Анализируйте траты. Делите товары на значимые и менее значимые, сезонные и круглогодичной необходимости. Если затраты на какой-то вид товара резко увеличились — выясните причину. Возможно, стоит найти другого поставщика или устранить причину повышения затрат по-другому.
  • Изучите поставщиков. Соберите предложения, проанализируйте соотношение цены/качества, учтите сложности с логистикой. Возможно, вы сможете найти поставщика, который предложит высокое качество товара по более низкой цене. А может быть, обнаружите, что закупаться можно в своём городе, а не в соседнем.
  • Проведите переговоры с поставщиками и выберите лучшие предложения. Узнайте, на какие скидки можете рассчитывать: часто при больших заказах удаётся снизить цену. В этом случае заключите партнёрское соглашение с другим отелем, чтобы покупать выгоднее.

«Если в гостинице есть ресторан, экономить можно, формируя меню из сезонных продуктов. Часто их можно дешевле закупить у фермерских хозяйств без посредников. Мы отдаём предпочтение местным продуктам, что не только поддерживает местную экономику, но и снижает затраты на транспортировку. Кроме того, использование сезонных ингредиентов позволяет нам покупать продукты, когда они наиболее доступны и дёшевы, без ухудшения качества»

Дмитрий Гладков
Дмитрий Гладков
Эксперт

Расходы на энергопотребление и современные решения

Энергопотребление и коммунальные услуги — ещё одна значительная статья расходов наравне с тратами на содержание сотрудников. Здесь тоже помогут современные технологии, однако вначале опять же придётся вложить средства.

Как снизить энергопотребление в отеле:

  • откажитесь от ламп накаливания в пользу энергосберегающих и светодиодных;
  • установите систему включения/выключения освещения в общих и внешних зонах;
  • используйте «умные датчики» для экономии воды и электричества;
  • установите систему энергосберегающих выключателей, работающих с ключом-картой;
  • внедрите систему климат-контроля;
  • используйте теплосохраняющие материалы ещё на этапе строительства.

Сегодня на российском рынке работает множество компаний, предоставляющих услуги по установке комплексных энергосберегающих систем. Найти такие компании не составит труда.

По словам генерального менеджера отеля Riviera Sunrise Resort&SPA 5* Дмитрия Гладкова, энергосберегающие технологии могут сократить потребление, а значит, и расходы в сегменте до 40%.

Снизить коммунальные платежи отеля, расположенного в старом здании, помогут своевременная диагностика и ремонт систем электро- и водоснабжения. Часто протечки и неполадки бывают неочевидной причиной значительных трат.

Современные экоотели научились «печатать» на 3D-принтере из экологически чистых материалов.

Современные экоотели научились «печатать» на 3D-принтере из экологически чистых материалов. Технология не только не вредит природе, но и экономична. Фото: Экопарк «Ясно Поле» 

Затраты на рекламу и продвижение: можно ли их сокращать

Масштабное урезание затрат на рекламу и продвижение — распространённая ошибка. Её последствия могут проявиться не сразу, но быть катастрофическими. В интернете можно найти немало историй отельеров, заполняемость гостиниц которых после отказа от продвижения значительно упала. 

Однако экономить на маркетинговых услугах тоже можно. Сегодня в этом помогают социальные сети с системами таргетингового продвижения. О том, как чётко таргетировать рекламу и продвигать услуги отеля своей целевой аудитории, мы писали в другой нашей статье.

Портрет гостя: анализ целевой аудитории на примере мини-отеля
Портрет гостя: анализ целевой аудитории на примере мини-отеля

Помимо рекламы соцсети предлагают широкие и часто бесплатные возможности для повышения узнаваемости гостиницы. Например, можно сотрудничать с блогерами и различными пабликами по бартеру. Главное, чтобы посты и видео доходили именно до вашей целевой аудитории. То есть рекламироваться нужно у тех блогеров и в тех пабликах, которые интересны вашим потенциальным гостям.

Ещё один способ недорогого продвижения — участие отеля в мероприятиях и выставках региона.

На что стоит потратиться отельеру:

  • Фотосессия отеля — для публикации в карточках на внешних ресурсах и площадках бронирования. Фотографии — первое, что видят потенциальные гости в листингах отелей.
  • SEO-оптимизация сайта — качественный контент, верное семантическое ядро и оптимизация помогут поднять сайт в поисковой выдаче.

«Продвигать отель можно силами штатного маркетолога и SMM-специалиста или привлечь подрядчиков. Но найти качественную компанию-подрядчика на подходящий бюджет может быть проблематично. 

У нашей управляющей компании собственный коммерческий департамент, в котором есть маркетологи, диджитал-маркетологи и копирайтер. Поэтому мы занимаемся продвижением своими силами — тем самым экономим и получаем более качественный рекламный продукт».

Дмитрий Гладков
Дмитрий Гладков
Эксперт

Курс на экологичность: современно и помогает экономить

Тренд на экологичность давно пришёл в российскую туристическую культуру. Ещё в 2020 году Booking.com провёл опрос и выяснил, что 57% российских туристов высказались за путешествия с наименьшим вредом для экологии. А по данным исследования НИУ ВШЭ, проведённого в 2021 году, экологичность товаров при покупке учитывают 37% россиян.

С этой точки зрения известный лайфхак некоторых отелей с заменой полотенец по запросу выглядит не только как решение для экономии на прачечной, но и как экологическая инициатива гостиницы, поддерживающей принципы устойчивого развития. Чем реже стираешь — тем меньше тратишь воды.

Другое экологичное решение, позволяющее экономить, — установка диспенсеров с мылом для рук и гелем для душа взамен одноразовых индивидуальных пузырьков. Конечно, качество и материал, из которого сделана многоразовая тара, может поставить экономичность такого решения под вопрос.

«Некоторые отели используют многоразовые стеклянные бутылки в номерах вместо пластиковых. Наполняют их каждый день. Но здесь есть вопрос к экономии, так как стеклянная тара стоит дороже, чем пластик.

Помимо использования технологичных решений, таких как установка сенсорных экранов и LED-освещения, в нашем отеле мы стараемся минимизировать использование бумаги в отеле, переводя всю возможную документацию в электронный вид».

Дмитрий Гладков
Дмитрий Гладков
Эксперт
Диспенсеры вместо одноразовых пузырьков с гелем для душа можно увидеть в экоотелях.

Диспенсеры вместо одноразовых пузырьков с гелем для душа можно увидеть в экоотелях. Фото: Отель «Точка на карте Приозерск»

На чём нельзя экономить отелю

Опыт гостя должен оставаться на самом высоком уровне, поэтому любое сокращение расходов отеля должно быть незаметным для гостей.

Изменения, которые гости точно заметят и запомнят:

  • снижение качества продуктов в ресторане;
  • сокращение количества косметических средств и снижение их качества;
  • сужение ассортимента дополнительных услуг;
  • уменьшение количества опытных сотрудников;
  • снижение затрат на обеспечение безопасности.

Последний пункт включает не только охрану территории, но также закупку, установку и своевременное обновление средств пожаротушения, систем оповещения и камер наблюдения — всего, что нужно для обеспечения безопасности гостей и сотрудников и прохождения проверок.

«Отель должен быть не только роскошным, но и безопасным. Затраты на соблюдение законодательства и обеспечение безопасности не должны уменьшаться, так как это может привести к юридическим проблемам и риску для здоровья и безопасности сотрудников или гостей».

Дмитрий Гладков
Дмитрий Гладков
Эксперт

Чек-лист оптимизации расходов гостиницы

  1. Автоматизируйте процессы. Начните пользоваться современными цифровыми решениями для управления отелем и контролем за коммуникацией с гостями. Это разгрузит сотрудников службы приёма и размещения, позволит уменьшить количество необходимых работников.
  2. Обучайте сотрудников. Обученных сотрудников нужно меньше, чем неопытных: они совершают меньше ошибок и не теряются в сложных ситуациях. Профессионалы в штате поднимут репутацию отеля и обеспечат его постоянными клиентами.
  3. Анализируйте расходы на закупки, исследуйте рынок поставщиков. Это позволит подобрать лучшее предложение по более низкой цене.
  4. Контролируйте энергопотребление с помощью современных систем и решений. Сократить расходы на коммунальные услуги можно до 40% в зависимости от площади и загруженности гостиницы.
  5. Пользуйтесь бесплатными и малозатратными способами продвижения. Соцсети, бартеры с блогерами и пабликами позволят повысить узнаваемость отеля и привлечь больше гостей.

Фото на обложке: Towfiqu barbhuiya / Unsplash

идеи
оснащение
сотрудники
управление
Был ли материал полезен для вас?
Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я подтверждаю своё согласие на получение рекламных и иных маркетинговых сообщений от Яндекс Путешествий (ООО «Яндекс.Вертикали» 115035, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, д. 82, стр. 2, пом. 3А06), на условиях Пользовательского соглашения

Похожие материалы

  • Бизнес-поездки и досуг: как отелю привлечь деловых путешественников на отдых
    Бизнес-поездки и досуг: как отелю привлечь деловых путешественников на отдых
    Советы
  • Быстровозводимые модульные гостиницы: как всё устроено
    Быстровозводимые модульные гостиницы: как всё устроено
    Учебник
  • Ночной аудит: как эффективно проводить проверку в гостинице
    Ночной аудит: как эффективно проводить проверку в гостинице
    Советы